?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про выгоду
gelena_s
Как правильно написала аноним ученый, трагедии дают нам возможность пережить катарсис. То есть, почувствовать и ужас ситуации, и сочувствие к герою. В результате получить очищение от собственного чувства тревоги, получить возможность доплакать свои собственные, недоплаканные в похожих ситуациях, слезы, допережить недопережитое.

И получить потом чувство очищения и освобождения. Ту самую светлую грусть, которая предшествует исцелению. Вообще, теория отличная, но в свете практической психологии не совсем подтвержденная.

Тем не менее, в чем же ловушка сожаления о невозвратной потере и нежности к жертве этой потери? Ну улетел шарик, и муж уже ушел, все так, но что дает застревание в сожалении о растаявшем прошлогоднем снеге?

В чем вторичная выгода застревания в горе и в жалости к себе?


Подписаться


  • 1
Ну, как же, к человеку, который носит траур особое, щадащее, подчёркнуто предупредительное отношение в обществе. Что-то вроде льгот, как у сирот, пенсионеров и инвалидов.


Edited at 2019-04-09 09:19 am (UTC)

Обществу плевать, конечно. Наоборот, нытики раздражают, путаются под ногами, пытаясь привлечь к себе внимание, от дел отвлекают.
Другое дело, по отношению к самому себе - обиженный на жизнь человек создаёт свой внутренний храм и приносит на алтарь своих несчастий, лишений, обид, травм - большую часть своего времени и внимания. Ещё на счастливых иноверцев злится. Они его религиозные чувства оскорбляют - не понимают они тонкого трагизма жизни, ржут и в ус не дуют, еретики и варвары! Не трагичная жизнь у них, у этих примитивных созданий, вечно они заняты чем угодно (какими-то примитивными делами) только не оплакивание своих и мировых несовершенств, неустроенности и т.п..

Edited at 2019-04-09 10:18 am (UTC)

застревать уютно.
сил и так нет, а тут еще и залип в этом во всем как в коконе.
предвижу что многие будут писать - выгода в жалости окружающих. от не всегда, далеко не всегда. иногда просто сил нет выползти из этого

Можно разрешить себе больше тех вещей, которые в обычном состоянии "внутренняя мама не позволяет". Когда тебе нормально, то включается слишком много всяких "надо" и "должен". А если застрять в горе и жалости, то вроде как "я же тут страдаю, мне можно..."

По идеи "выгода в жалости окружающих" - это вообще глупость несувевтная, поскольку жалость окружающих это никакая не выгода, а гемор

Скорее, выгода (хотя это тоже не выгода, а скорее причина) застревания - нет ресурса на созидание нового содержания жизни, а если очистить жизнь от старого содержания, неизбежно встанет вопрос о новом

"поскольку жалость окружающих это никакая не выгода, а гемор"
да прям нет выгоды
куча выгод
- пожалеют, пропустят вперед без очереди
- пожалеют, освободят от какой нибудь работы
- пожалеют, дадут денег
- пожалеют, наоборот не возьмут оплату за что-то
- пожалеют, покормят
- пожалеют, подарочков насуют
- пожалеют, купят какую нибудь ерунду втридорога
- пожалеют, прикроют от чего-нибудь

Вы забыли упомянуть лидеров этого хит парада

- пожалеют, порадуются за ваш счёт, что у них такого нет
- пожалеют, решат что вы чото от них хотите, начнут учить, как вам быть для них удобнее
- пожалеют, решат что вы имеете такие проблемы потому что сами виноваты, поучат вас жизни, почувствуют себя невъебенно умными за ваш счет


первые полезные перевешивают этих последних злючек
люди себе карьеру и состояния делают на жалости, а вы говорите выгоды нет)

Мне кажется, это очень дорогой способ делать карьеру

не дороже других

Такое состояние даёт в некотором смысле анестезию и диссоциацию. То есть приносит облегчение. Типа как алкоголизм.

Запойный алкоголизм. Можно месяцами и годами упиваться своими страданиями.

И жалеть себя.

Аноним ученый

(Anonymous)
"Вообще, теория отличная, но в свете практической психологии не совсем подтвержденная".
Уважаемая Гелена, подозреваю, что мы просто о разных вещах говорим - с точки зрения разных наук. Понятие катарсиса вышло за рамки задачи, применительно к которой было сформулировано, но ввел его Аристотель в "Поэтике", где анализировал не трагическое (в жизни или искусстве), а трагедию как жанр. И я пишу тоже исключительно о трагедии как жанре - который заметно эволюционировал со времен Древней Греции, но для которого теория Аристотеля по-прежнему актуальна. И с этой - жанровой - колокольни зритель не мог испытывать "нежности" к героям Эсхила или Софокла, потому что трагический герой был монументальной фигурой, вызывающей уважение. И в этой системе координат, грубо говоря, муж погиб - это трагедия, а муж ушел - драма. Раз уж я помянула Аристотеля, то полагаю необходимым уточнить и контексты применения его теории.

Я поняла. Да, в психологии несколько другое описание катарсиса. Но кое в чем оно смыкается с первоначальным.

Муж мог быть так себе, но привычный и понятный. Его не стало, стало непонятно как жить. Другой мужик может быть еще хуже, а когда одна в горе защищена от похода на грабли. Страх неизвестного, страх жить. Хотя чего уж бояться то заживо себя схоронившим.

нет в этом никакой выгоды
пустая трата времени

  • 1