?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Падал прошлогодний снег…
gelena_s
Вначале немного иллюстрации, так сказать, из вечного.



Одно из определений жалости - это стремление вернуть прошлогодний снег, сожаление о потерянном или не доставшемся, о не случившимся или наоборот, о случившемся. Так жизнь и проходит в сожалениях о не сбывшемся.

И вопрос почти неожиданный: как вы думаете, почему так популярны трагедии и чем они нас так трогают? Что нам дает сожаление о потере и нежность к жертве? Чем включается сопереживание и чем оно может быть опасно?

Где тут засада? Где в нашей способности сопереживать сидит ловушка? А она там есть.


Подписаться


  • 1

Аноним ученый

(Anonymous)
На эти вопросы ответил Аристотель, когда ввел понятие катарсиса. Трагедия нужна зрителю, чтобы испытать катарсис (очищение). Катарсис вызывается переживанием ужаса и сострадания. Ужас поставляется жизнью (в древнегреческой трагедии - судьбой) без помощи и желания человека, и катарсис позволяет его пережить. Катарсис невозможен без сострадания, но само по себе сострадание недостаточно для катарсиса (и в этом состоит ловушка - возможность остаться в ужасе).
Лично мне близко трагедийное мировосприятие - и этически, и эстетически. Но трагедия без катарсиса не имеет смысла и не достигает цели. Честно говоря, в современной российской прозе мне не хватает именно катарсиса: при стилистическом, образном, сюжетно-композиционном мастерстве очень часто повествование доходит до высшей точки - кульминации - и обрывается в беспросветный мрак, оставаясь "чернухой" вместо трагедии.

Какие у вас интересные комменты всегда )

Аноним ученый

(Anonymous)
Спасибо! Поэтика вообще интересная вещь:).

Re: Аноним ученый

Ну, в современной российской прозе не только катарсиса не хватает, а много чего ещё (бурчит про своё) )))

Аноним ученый

(Anonymous)
Ну, это подразумевается, но даже в сильных текстах с катарсисом проблемы. Остается дискуссионным вопрос, насколько постмодернизм вообще совместим с трагедией.
Чтобы не плодить комментарии, отвечу здесь же на Вашу реплику ниже. Трагедийность - это ведь не любовь к трагическому, а форма его восприятия и переживания. И она не тождественна "звериной серьезности": область трагикомического довольна велика и разнообразна (мне, например, было дико читать обвинительные рецензии российских кинокритиков на фильм Р.Бениньи "Жизнь прекрасна", хотя тема Холокоста для моей семьи очень личная).

Re: Аноним ученый

Постмодернизм совместим с трагедией и катарсисом, посмотрите "Время приключений" или почитайте Homestuck (как бы внезапно это ни звучало).

Аноним ученый

(Anonymous)
"Дискуссионность" означает наличие противоположных точек зрения по этому вопросу. Вы полагаете, что совместим, а Ольга Седакова, например, связывает с постмодернизмом "смерть трагедии". Своего мнения на сей счет у меня нет, поскольку мой научный (а во многом - и читательский) горизонт заканчивается на литературе модернизма. И, кстати, Вы назвали визуальные произведения, а я говорила о литературе в традиционном понимании.

  • 1