?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про свободу мысли
gelena_s
Да, грустно с сочинениями в российских школах, похоже, ситуация сохранилась еще с советских времен.

Насколько же сильна традиция двоедушничать и требовать официальщины даже от маленьких детей! С одной стороны, в сочинении надо излагать собственные мысли, с другой – «строго в соответствии», чтобы эти мысли были одобряемы учителем. А учитель будет требовать то, что написано методичке, а вот кто и для чего заложил идею в методички, вообще хз.

В результате такого подхода сильнее всего развивался навык компилирования и угадывания «мысли в глазах начальства».

Но если абстрагироваться от сочинений и школы вообще, то что дает такой навык? В чем его польза? В чем его вред?

Что делаем мы, когда учим ребенка навыку «угадай и угоди»?

Одно радует, что хоть кому-то в школах повезло и их учили больше излагать собственные мысли письменно, чем угадывать пожелания районных методистов. Кстати, а в чем цель насаждения тех «правильных» мыслей, которые надо было думать про русскую классику? Или, с другой стороны: а в чем вред от того, что школьники думают «неправильно» все о тех же классиках?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Вопрос

    Приведу слова одного мужчины по поводу «типа просьб» жены и матери: «Сделаешь, будет либо не так, либо плохо – ругаются. Не…

  • Вглубь

    А теперь немного проанализируем ассоциации. Прочитайте ответы всех комментаторов, посмотрите, что видите в чужих списках? И первыми разберем…

  • Кому это выгодно?

    И в продолжение еще одной недавней темы. Почему и выделяется случай с клиенткой, что у нее не было вообще никаких мыслей на предмет того, чтобы…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Я с вами согласна, что свобода мысли не абсолютная ценность в школе. Потом пусть хоть фанфик пишет, где Катерина поступила в инженерный техникум.
Но есть проблема, что на уроках часто не говорят: вот Катерина, а вот Белинский. Это все преподносится как вы должны прочитать и почувствовать вот это и это при прочтении, а иначе вы нехороший человек.
И тут ещё высказывают мнение, что уроки литературы должны любовь к чтению привить.
То есть:
- ознакомить с русской классикой, ее развитием, анализом литературного произведения;
- воспитывать личность;
- привить любовь к чтению вообще.
И эти вещи плохо смешиваются в рамках одного предмета.

Школьная литература

Да, в школе правит бал не свобода, а дисциплина мысли. Где-то дисциплину надо прививать, иначе ей будет обучать уже сама жизнь, а это жестокая наставница и за ошибки придется платить дорого. И это воспитание дисциплины, похоже, является настоящей целью школьных занятий. Поскольку школьные предметы не являются научными дисциплинами: школьная физика - не наука физика (хотя и очень хороший учебник по этому предмету), школьная литература - не литературоведение и так далее. (мне очень симпатичен фанфик, по которому Катерина останется в живых и поступит учиться на инженера)

Вы обозначаете проблему, что в школе ученик обязывается "почувствовать вот это и это при прочтении, а иначе вы, то есть ученик, нехороший человек". В чем суть обозначенной вами проблемы? Пожалуй, в том, что человек объявляется авторитетом учителя нехорошим за свои чувства. Этого следует избегать учителю: чувства не подлежат контролю, а, следовательно, и оценке. Но что поделаешь, некоторые чувства, действительно, испытывают только дурные люди. Ханжи, с часами в руках следящие, сколько длилась борьба Катерины с чувством супружеского долга. Осуждающие ее безусловно и за измену, и за самоубийство. Потому что так же легко, как они осуждают литературного персонажа, также они и осудят ближнего. Мне попалась в руки книга о принцессе Диане, где она сопоставляется именно с Катериной и объявляется стервой, также как и она. При этом я не могу назвать автора глупым человеком. Причину я вижу именно в том, что школьный учитель не смог объяснить мальчику безнравственность его подхода к проблеме любви, доверия и измены. Он просто поставил "правильное" чужое мнение против его собственного.
Теперь вернемся снова к преподаванию литературы в школе. Помимо перечисленных в вашем ответе на мой комментарий есть еще одна цель: литература образовывает современного гражданина. А, может, эта цель скрыта за словами "воспитывать личность"? Во всяком случае, "эти вещи" должен как-то совместить педагог.



  • 1