?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про свободу мысли
gelena_s
Да, грустно с сочинениями в российских школах, похоже, ситуация сохранилась еще с советских времен.

Насколько же сильна традиция двоедушничать и требовать официальщины даже от маленьких детей! С одной стороны, в сочинении надо излагать собственные мысли, с другой – «строго в соответствии», чтобы эти мысли были одобряемы учителем. А учитель будет требовать то, что написано методичке, а вот кто и для чего заложил идею в методички, вообще хз.

В результате такого подхода сильнее всего развивался навык компилирования и угадывания «мысли в глазах начальства».

Но если абстрагироваться от сочинений и школы вообще, то что дает такой навык? В чем его польза? В чем его вред?

Что делаем мы, когда учим ребенка навыку «угадай и угоди»?

Одно радует, что хоть кому-то в школах повезло и их учили больше излагать собственные мысли письменно, чем угадывать пожелания районных методистов. Кстати, а в чем цель насаждения тех «правильных» мыслей, которые надо было думать про русскую классику? Или, с другой стороны: а в чем вред от того, что школьники думают «неправильно» все о тех же классиках?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Бытовое

    Недавно клиентка к слову вспомнила, как жила в семье мужа первые пять лет и три года из них просто голодала. Там настолько мало готовили еды, что…

  • Власть в народе

    Грустно, но большинство женщин только претендуют на власть. Вернее, на влияние без ответственности. Хочется не власти, а мужа, который…

  • Хотели, как лучше

    А теперь естественное продолжение двух постов. Первый и второй. Прочтите еще раз о том, какой смысл вкладывался в требование сидеть смирно на…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1

Аноним ученый

(Anonymous)
Это не только в России, но и в некоторых (обо всех не могу судить) других постсоветских странах: оттого, что плюс в оценках героев поменялся на минус и наоборот, общий принцип не изменился. В России это еще отягощено исторической литературоцентричностью (когда литература заменяла др. общественные институты). По моему глубочайшему убеждению, целью обучения литературе в школе должно быть не воспитание "правильных" - в той или иной идеологической системе - убеждений и ценностей, а формирование основ литературной грамотности (так же как существует языковая грамотность, а математика учит не считать коров или танки, но вообще счету). Иначе говоря, выпускник должен понимать, не кто был прав - князь Андрей или Пьер, - а что такое стиль и почему после Толстого и Достоевского нельзя писать так, будто их не существовало.
Наконец, еще один фактор с труднопредсказуемыми последствиями. Цивилизованный мир лет 20 находится в ситуации, какой не существовало, пожалуй, с момента возникновения авторской литературы. Интернет не только уничтожает эстетическую грамотность (аналогично языковой - необязательностью эталона), но и стирает грань между читателями и писателями: теперь все стали писателями.

  • 1