?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Не болтай ногами!
gelena_s
Написать сегодня почти ничего не успею, но некоторыми мыслями хочу поделиться.

Недавно работали с клиенткой и у нее внезапно высвободились сильные эмоции в ответ на простые слова. Она вслух сказала своему внутреннему ребенку: «Я разрешаю тебе болтать ногами». А другая клиентка вдруг осознала, что постоянно стремится жить максимально тихо. Так тихо, чтобы даже соседи не слышали. Я ей говорю: «Ну вот же, за стенкой в нашей квартире, ты слышишь звуки жизни?» Мужчины там как раз ужин готовили. А она: «Я бы на их месте сидела тихо или делала все бесшумно». Вот мы с ней тоже говорили внутренней девочке: «Я разрешаю тебе жить со звуком»

Это я о том, насколько же крепко в нас вшиты привычные запреты! «Не шуми, не болтай ногами, стой спокойно, не вертись, говорите тихо, замолчи!» - не самый полный набор дежурных запретов, которые регулярно и повсеместно выдают родители детям. Но что такого страшного случится, если ребенок будет болтать ногами или громко разговаривать? А если будет не тупо стоять рядом с родителями, а немного подвигается?

С другой стороны, мало кому понравится превращение, например, самолета в электричку, наполненную дачниками с толпой детей. Или в автобусе в час пик как-то не хочется своим пальто очищать от грязи детские башмаки, вроде оно для другого предназначено. Опять же, мало кто захочет побыть свидетелем у героя стишка «Мне купили барабан…».

Где эта грань, когда необходимое воспитание перерастает в насаждение невротизма? Или наоборот, когда свобода в самовыражении переход грань распущенности?

Можете предложить варианты общения с ребенком, позволяющие не впасть ни в одну из крайностей?

И чтобы два раза не вставать, проделайте крохотное упражнение. Скажите своему внутреннему ребенку: «Я разрешаю тебе то, что раньше было запрещено». Как отзываются эти слова? Какие чувства, эмоции?


Подписаться


  • 1
Мне однажды посоветовали упражнение - осознанно определять для себя эмоцию собеседника. Это было внезапно очень интересно, именно в процессе как ощущение. Освобождает от "отреагирования", причем кстати в упражнении не было ничего про "вы сможете выбрать свою реакцию", это как-то само прилагается - и так подумать, вот если бы задание было "попробуйте выбрать свою реакцию", то у меня бы не получилось.

Так вот я даже без упражнения начала потом иногда сильные эмоции других именно замечать, вместо отреагирования привычного на их звуковое сопровождение. И вот у родителей этих, которые "не кричи, не плачь, не прыгай, не стой, не иди" - бывает очень яркая эмоция злости бессилия.

Кстати вот эта связка, бессилие-злость, была одной из первых моих находок в анализе собственных эмоций, я научилась, ощущая злость, "отматывать назад" и искать, в чем же я почувствовала бессилие и как можно решить эту проблему, в чем она. И вот я сейчас понимаю, что я лет сто уже не злилась, мое ведущее настроение теперь скорее грусть - и мне теперь даже кажется, что так было всегда, а ведь если вспомнить - тогда я очень часто именно злилась.

И с мамами именно вот сильную такую злобу я на улицах видела у тех, кто утрамбовывает ребенка при отсутствии вообще какого-то видимого окружающим повода - дети в таких случаях и так не очень-то заметно двигаются или звучат, а пару раз я видела, как отчитывали младенцев, которые из коляски вообще не торчали. Казалось бы, сильнее злиться должна мама, у которой ребенок в истерике и она его тащит - но такие мамы на эмоциональном уровне больше транслируют само бессилие, чем ярость.

Интересное наблюдение.

Учить эмпатии, а не стандартным действиям. Чтобы не получилось, как у дурака на похоронах.

Эмпатия у детей лет в 5 отрастает. А эти 5 лет еще нужно пережить.

Чего-то мой внутренний ребенок не понимает, что ему запрещено, кроме подвергать свою жизнь опасности, причем явно что-то нельзя, но непонятно чего именно, ребенок думает, потому что новость о том, что теперь можно рискнуть сломать себе шею его не обрадовала.

Зачем же сразу такие крайности. Можно что-то неопасное, например, громко петь песню, или веселиться.


Я давно заметила, что маман при встрече постоянно меня одёргивает. В детстве это было да, "не вертись, не болтай ногами, не тряси ногой" и т.д. (Видимо, невротическое трясение ногой у меня уже было до школы). Сейчас я старше, живу отдельно, и я продолжаю постоянно слышать "не чешись", "не крути волосы".
Любопытно, что:


1) я никогда не замечала (если только специально) ничего похожего у моей маман. Она у меня прям идеал, без изъянов))) Но если присмотреться, у неё полно всяких штучек, которые меня выводят из себя, только я молчу и не говорю ей об этом. Может, есть смысл начать тоже ей говорить?)));


2) я, видимо, действительно начинаю чесаться в её присутствии, т.к. больше никто мне ни разу таких замечаний не делал, и когда я спрашивала близких, все удивлялись.


Разрешающие слова, когда я их говорю внутреннему ребенку, отзываются ощущением недоверия и какой-то "наигранности" происходящего. Кто я такая, чтобы кому-то что-то разрешать или не разрешать.

Давным-давно разрешила. Сделала себе полную шумоизоляцию в квартире и грохочу музыкой столько, сколько захочу. В транспорте вертеться и болтать ногами, ессно, не станешь: травматично. Но оторваться на дискотеке и всласть поорать можно. И даже нужно. А уж сколько внутренних "факов" показано токсичным субъектам! Иногда сдерживаюсь, чтобы не расхохотаться над ворчунами и моралистами.

В свой внутренний косм могу уйти в любую секунду, кроме работы и дороги. Наушники в уши, музычку на плеере погромче - и пусть весь мир подождёт. Ведь я этого достойна! (с)

Edited at 2019-03-07 11:02 am (UTC)

Я стараюсь в случае, когда что-то ребенку запрещаю (ну там, "не шуми" или "не болтай ногами"), объяснять, почему именно сейчас не шуметь или не размахивать конечностями. Ну и... кажется, да, сообщаю, в какой ситуации такое поведение легитимно. Толкаться и бороться на детской площадке можно - но на горке наверху нельзя, потому что оттуда можно упасть или кого-то столкнуть. В мячик дома играть можно - но не по вечерам, потому что внизу тоже живут люди, и им не понравится стук мячика в потолок.
Правда, э, не всегда. Например, я не могу толком объяснить ребенку, почему бы не зайти к соседям и не спросить, помешает ли им мячик вотпрямщас.
Но в основном я стараюсь не запрещать, когда не могу объяснить свой запрет. И всегда озвучивать, что именно делать. Это чисто дрессировочное: запрещающая команда сообщает, что НЕ делать, но не дает никакой информации о правильном поведении. Это не делать, а делать что? Ну и с ребенком то же самое. Даже если ребенка нужно зафиксировать на месте, всегда эффективней сказать "посиди немножко спокойно", а не "не вертись". Если нужно именно прекратить какое-то поведение, всегда можно предложить какую-то альтернативу.
Кстати, я начала все проговаривать, когда ребенок был еще маленький, и в какой-то момент отловила себя на том, что делаю это автоматически - настолько автоматически, что в процессе работы объясняю что-то лошади. Прямо словами. ))) Заметила это, когда обратила внимание, что надо мной в манеже посмеиваются. А потом у меня впрямую кто-то спросил: "ребенку-то сколько?.."

Я когда кота везу на прививку, я тоже ему объясняю, что счас сделаем прививку, и пойдем, так надо, придется потерпеть

А когда едем на дачу - говорю, что едем на дачу, чтоб не волновался

Ну животные же многое выучивают из нашего языка, откуда мне знать объем, так я хотя бы чувствую себя... не предателем ))) Залез под диван, когда мы на дачу поехали? Ну сам себя наказал )))

И даже если слов не понимают, то интонации-то точно ловят, даже удивительно, что с лошадью разговариваете только вы одна

Хотя... у меня бабушка со всеми разговаривала - и с коровой, и с пчелами, и собаками-кошками, может поэтому мне такое поведение кажется нормальным, а это не для всех так. Только сейчас поняла

Почему-то в свое время сильно удивило и врезалось в память. Мы на уроке немецкого классе в 8-9 переводили текст про то, как должен вести себя "приличный ребенок". Там был абзац, что ребенок не должен кричать дома, в школе, на улице и дальше перечисление. И учительница (мать 7-8 летнего мальчишки) вдруг в сердцах сказала: "Дома нельзя, в школе нельзя, даже на улице и то нельзя! Где же бедному ребенку просто поорать?"

Я недавно в блоге одной семьи, живущей в канаде, узнала, что там есть понятие, усваиваемое в младшей школе. Дословно переводится как голос внутри и голос снаружи. Для уровня громкости в помещении и вне помещения. Вот прямо в школе и на прогулках и тренируют.


Большинство моих запретов остались в студенческой общаге.

Два правила помогают жить в гармонии:

1 ты можешь поступать как хочешь, если это не мешает другим

2 если тебе кто-то мешает - скажи об этом.

А дальше вариации. Можно пробовать продумывать, помешает ли другим твое поведение. Можно объяснить ребенку и себе, что для экономии ресурсов (постоянно думать вредно-мозги устают) люди придумали правила поведения. А потом еще и этикет придумали. Для случаев, когда мозги совсем нужны свободными для нужных мыслей.

А еще можно помнить, что просьбы «не шуметь», «не топать» и другие «не...» вполне нормальны, и попросить так не делать можно. Но только если это тебе мешает. А просто так просить не ковырять в носу воспитанный человек не станет. Именно по правилам этикета.


А у меня есть ощущение, что я так себе позволила запрещённое, что страдаю как раз от разрешения. Маятник качнулся в общем

Мне проще перечислить, что я была должна в детстве: хорошо учиться, быть красивой, опрятной, стройной, тихой и умной, быстро и качественно выполнять домашнюю работу, делать уроки "сегодня - на послезавтра", носить в дом почётные грамоты, часами заниматься музыкой, а в остальное время сидеть с книгой или рукоделием в углу детской и не отсвечивать. Всё остальное было нельзя, иначе родителям нечем было бы гордиться.

Позволить себе, что ли, сейчас побегать по двору босиком под дождём и поорать в своё удовольствие? Why not... Вот придет лето, и мы с внуком кааак разгуляемся!...

А ведь большинство этих требований - хорошие.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
  • 1