?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Разборки по понятиям
gelena_s
Похоже, пришло время очередного уточнения понятий. А то судя по комментам, не всегда мы говорим об одном и том же.

Начну с примера. Если женщина рассказывает всем, как она страдает от мужа-алкоголика, то она четко и традиционно отыгрывает социальную игру из роли Жертвы. А когда она агрессивно орет на пьяного мужа вдвое себя больше, то она демонстрирует виктимное поведение, да еще и активного типа. Если же она просто «тихо терпит», зная наперед, что у мужа случаются приступы агрессии, это тоже виктимное поведение, но пассивное.

Треугольник Карпмана - это о социальных ролях. А виктимность идет от семейных посланий типа «не живи», «умри», «не будь счастливым». Потому виктимное поведение может быть у любой из фигур треугольника Карпмана.

А теперь контрольные вопросы. Как виктимное поведение будет проявляться из роли Преследователя? И как из роли Спасителя? Как еще может проявляться у Жертвы?

И кстати, чтобы два раза не вставать: дайте семантические маркеры такого поведения в речи. Как обычно внешне, «человеческим языком», описывается виктимное поведение. Например, «он нарывается, скоро схлопочет». Продлите ряд.


Подписаться


  • 1
< Если женщина рассказывает всем, как она страдает от мужа-алкоголика, то она четко и традиционно отыгрывает социальную игру из роли Жертвы. >

Не совсем так. Рассказ может не преследовать цель получить что-либо от слушателей -- для самой женщины это способ представить один из возможных взглядов на ситуацию (не обязательно совпадающий с её позицией в действительности, т.к. она всё ещё недостаточно определена). Более того, описание может служить ей способом выяснить, что происходит на самом деле, сравнить словари и возможные взгляды на предмет и ситуацию, получить от окружающих примеры поведения, которое они считают "нормой", проанализировать их и обдумать, нужны ли ей "нормальные" отношения, или же её собственная модель требует чего-то совсем другого.
Обращаться за сочувствием, как мне кажется, может лишь тот, кто знает, куда и как это сочувствие можно применить (я, к примеру, не знаю, для меня это вещь совершенно бессмысленная и в силу этого пугающая), и для кого в силу этого сочувствие представляет большую ценность, а для конкретного индивида это может быть и не так.
То, что выглядит для стороннего наблюдателя как социальная игра, для самой женщины может быть её способом составить самоописание и определить своё место в мире глазами других обитателей этого мира. Т.е. это Зеркало, а не Чашка для милостыни.

Виктимность Спасателя -- пассивность (потому что он не в состоянии защищать те ресурсы, которыми он временно обладает, и которые у него хотят забрать, это его штатное состояние). Его в любом случае оберут, если он не добьётся одиночества. Всё, что он может -- понять, зачем это было нужно другим, оправдать их и примириться со своим положением.
Виктимность Жертвы -- активность. Она голодна и нуждается в пище, поэтому будет брать и есть, даже понимая, что её за это будут ненавидеть и гнать. Выжить важнее, чем иметь друзей и любящих близких, тем более, что для конкретной Жертвы иметь подобное может быть совершенно невозможно -- бесплатно её никто любить не будет, а платить ей нечем.
Преследователь не виктимен.

В речи -- ну, для меня это было бы "она не продумала заранее, что будет делать в случае Х и не подготовилась к неприятностям, как морально, так и физически", "она слишком самонадеянна", "она не предусмотрительна и не осторожна", "она слишком верит людям", "она не умна".




Очень сложный вопрос. Со вчера думаю. Сначала вообще не поняла, какая виктиимность может быть у Преследователя и Спасателя. Но комментарий выше немного прояснил.
Получается, виктимность у Преследователя - перед Спасаиелем, тот же на него нападает с «праведным» гневом , а у Спасателя - когда Жертва его упрекает, что «не так спасал»?...
Спасатель будет оправдываться: ну мне показалось , тебе так лучше, я думал, что ты хотел ... и все эти «горе ты моё...»- на себя слишком принимает.
У Преследователя - не знаю .

  • 1