Да, решила тут ответить про насилие над женщинами. Тема тоже большая, но напишу про два подвида таких женщин.
Первые - жертвы сценария. Сценарий, так называемый хаммартический, то есть ухудшающийся с каждым поколением. Пока, значит, не вымрут.
Второй тип - женщины, попавшие под обработку талантливого манипулятора - абьюзера. Вот тут тоже родители жертвы не без греха, но скорее в ожидании своей дочери сказочного сценария. Сколько не работала с такими жертвами второго типа, то чаще всего там хорошие отцы и существует правило семьи прятать конфликты от детей. Вредное правило, кстати. Или же мамы, которые активно и успешно причиняют добро и девочка привыкает, что некоторое насилие в жизни любящих людей присутствуют и ничего страшного, ведь мама то только добра хочет, значит и муж тоже.
В общем, такие девочки думают, что все получается само собой и не умеют ни отстаивать свою точку зрения, ни наблюдать за окружающими и делать выводы.
С первым типом женщин работать страшно тяжело. У них обычно нет ни силы, ни желания с собой что-то делать. Иногда приличные результаты получаются, кода удается сначала поработать с сестрой или каким то ближайшим родственником, который не так втянут в абьюз. Тогда потом получается и для жертвы что-то сделать. Да и они работают лучше и успешнее.
Со вторым типом все попроще. Тут как раз и убедители срабатывают и то, что родительский сценарий смерти от побоев не предусматривает. Обычно поработают с психологом и решают, что же делать с супругом. Бывает даже и супруг начинает берега различать. Даже работать с собой приходят.
А вот соседям часто полезно бы не соседку прятать, а как раз вредителя подвергнуть остракизму. Не здороваться, не разговаривать. Четко высказывать, что с такими людьми дела иметь не хотите. А то соседку жалеют, а соседу и на опохмел дают и анекдоты травят. Хотим что то изменить - не стоит делать вид, что все в порядке.
Так что учить надо сильного. Но мало кто на это решается. А что бы создать абъюзера, достаточно всего то ничего: трусливые соседи, охающие соседки и ничегониделание в своем ближайшем окружении.
А вы что думаете? Чем в таких случаях можно помочь, зная что жертва все равно заявление не напишет?
В жизни ребёнка кроме физического насилия есть ещё насилие психологическое: семейная вертикаль власти. Глава семьи МУШШШ, он нужен для причинения физической боли своим чадам и домочадцам. Но приказывает ему жена: "Ты что, не мужик, твои дети совсем распоясались, перед соседями стыдно!". Причем про "не мужик" мушшш слышит после долгого шипения жены на распоясавшихся детей. Жена шипение насилием не считает. Когда бьют её - мужчина имеет право. Зарисовки из жизни коммунальных квартир в доме, заселённым строителями - лимитчиками.
Будут ли соседи заступаться за жену? Возможен вариант: "А чо? Все так живут. А я что - лысый в шляпе?"
Интересно, что образ жизни лимиты (а так их звали) постепенно меняется. Одна молодая женщина из лимитной коммуналки поехала отдыхать в Яхрому на семинар нетрадиционной медицины (йога, у-шу, медитации). Вторая купила себе беговые лыжи и накручивала круги по парку в свободное время.
К вашему рецепту я бы добавила, что соседку не надо жалеть. Надо сочувствовать - это позиция "на равных", т.е. придает силы в духе "ты справишься" (хорошо бы это еще озвучивать). И еще, мне кажется, такое отношение снижает риск развития "вины жертвы" (пресловутое "это со мной что-то не так/я это заслужила") хотя это исключительно гипотеза Соседям еще и милицию вызывать в случае особо жестоких побоев (а то мне мать рассказывала, как у них был сосед, который ежедневно перед сном жену головой о стенку колотил, и никто из соседей пальцем не шевельнул)
ЗЫ. Только я не могу называть абьюзера сильным. Какой он сильный, если отказывается держать себя в руках и решать свои проблемы за свой счет? Он обычный паразит, самоутверждающийся за счет более физически слабого. "Агрессор" тут точнее, на мой взгляд.
Но с тезисом, что учить надо агрессора - полностью согласна. На работе такое наблюдала: начальник, вечно орущий на подчиненных начинает учиться держать себя в руках, когда ему коллеги перестают улыбаться и начинают общаться строго формально по рабочей необходимости.
Edited at 2014-07-17 07:07 am (UTC)
Таки всю жизнь борюсь с тенденцией возить на себе каждого желающего, но порой даже отследить вовремя не получается.
Какая связь?
Хуже намного, когда жертвой становится ребенок. Вот в этом случае конечно надо что-то делать, и очень сложно понять что.
"А вот соседям часто полезно бы не соседку прятать, а как раз вредителя подвергнуть остракизму." согласна на миллион %! До сих пор не перестаю удивляться, ах он вроде гад и насильник, но наше-то дело маленькое...
Когда младшую сестру второй раз ударил бывший муженек и она КАТЕГОРИЧЕСКИ была против вызова полиции, вызвала сама, и еще открыла двери на распашку, позвала ВСЕХ соседей с лестничной площадки. Сама общалась с сотрудниками полиции. Когда какие-то из соседей стали активно помогать, загораживать сестру от этого дебилоида, держать его и вообще русским тоном называть происходящее, сестра и сама поменяла мнение. Поехала в травпункт, написала заявление.
В некоторых других ситуациях просто проговариваю, что сочувствую, что тут двояких трактовок быть не может и насильник мразь. даю ту поддержку, которую чел готов принять в данный момент. Но при этом еще и однозначно высказываю свое отношение к происходящему
Была одна история в моей семье лет сорок пять назад...
Мамина младшая сводная сестра вышла за персонажа... вот помните отца Павла Власова из романа "Мать"? Вот что-то в этом духе. Из шахтерской семьи города Шахты. При этом - неглуп, когда хотел - обаятелен, музыкален и охренительно красив классической, скульптурной совершенно красотой. Даже мне, на тот момент примерно шестилетней, было ясно, что фотографии дяди Валеры надо размещать примерно там, где статуи Геркулеса Фарнезского. Или Аполлона. Но драться он начал практически сразу после свадьбы. С тётушкой моей, на тот момент девятнадцатилетней, так поступить было легко - без матери она осталась в четыре года, росла с достаточно суровым отцом, и быть руганой уже привыкла. А сводных старших сестер ее отец от дома отваживал жестко. Но они как раз девчонку и спасли. Точнее, их мужья. Когда стало понятно, что Валерий - драчун, но Маша разводиться с ним не будет - они объединили усилия. Валерий сначала решил, что "интеллигентов" можно и послать - доцент и главный конструктор, ха! - но не на тех напал. Поговорили. Не сработало. Переглянулись... и обеспечили симметричное воздействие. На каждый Машин синяк Валерий получал три. Ровно по счету. Один - за Машу, один - для вразумления, один - для закрепления пройденного. Без злобы. Доброжелательно. С приговоркой: ну раз родители тебя быть человеком не научили - так мы выучим... И как-то оно сработало. Хватило нескольких сеансов. Любопытно, что в итоге Валерий вполне, что называется, вписался в семью - и воспитатели ему еще и учиться в институте помогали, отец мой с ним физикой и математикой занимался...
Насчет того, как помочь женщине, которая сама не хочет/не может/боится писать заявление - вот тут моя фантазия угасает. Трудно помочь человеку, который этого не хочет. В реальной жизни мне пока с подобным сталкиваться не приходилось. Разве что посочувствовать, поддержать, показать, что ситуация ненормальна, дать номер телефона доверия и т.п.
На одном форуме, в обсуждении темы семейного насилия мне запомнился один из комментариев - там сожитель избил женщину и ее ребенка. Пока соседки охали, один сосед просто взял и написал заявление в милицию и опеку и после визита инспекторов из опеки сожитель избитой женщины вылетел из ее дома, как пробка из бутылки. Так что иногда и попричинять добро бывает полезно...
Ланди Банкрофта "Зачем он это делает?". (тут http://gingema.livejournal.com/630586.html) и вообще примлю только вариант чтобы женщина уходила и не считаю полезным для себя ни в какой мере решать проблемы чужой семьи. Там такие же люди как я. не хуже и не лучше.
В мамином подъезде никто не здоровается с кавказцем, который въехал по опеке к тихому алканавту и через три месяца его похоронил. Я тоже не здороваюсь. И не общаюсь ни по каким вопросам. Все только через домоуправление. Мама отказалась ему открывать, когда ему чего то текло. Открыла только слесарю.
Кстати, перестал окружающим права качать. Мы иногда не можем привлечь человека по закону, но продемонстрировать свое отношение к нему стоит. Тогда накопленная на него злость не перельется на " удобную" жертву.