?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вселенная в капле
gelena_s
Я рада, что большая часть комментаторов вчера верно ответили. Невозможны договоры при заведомо неравных силах и возможностях.

Получается обычная манипуляция, перекладывание ответственности на более слабого и зависимого. И такая манипуляция точно оставит след в душе того, кого принуждают к добру и счастью.

Да и у манипулятора тоже все равно не будет полной веры в то, что с ним действительно хотят иметь дело.

Поэтому с детьми уж лучше честно говорить: «Если ты будет вести себя так-то, я буду реагировать так-то». А не называть это все договоренностями. Тогда хоть вся ответственность будет на родителе, а не на ребенке.

А теперь следующий вопрос, тот самый космогонический. Общее место про каплю и вселенную, отражающуюся в ней. Но то же самое можно сказать и про семью: в ней, как в капле отражается мышление социума.

Так вот, как имперское мышление отражается в семье? Какие проблемы у мини-империй?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Ты тот, кто...

    Пока помню, напишу еще один простой прием, который помогает поговорить с человеком, с которым поссорился и решаешь сам проявить инициативу. Даже…

  • Переломить себя

    Читатели точно заметили в комментах, что очень бурно реагируют на несовпадение в кухонных привычках те, кто проводит равенство «не закрывает…

  • Пользовательское

    Тут в ленте у Евмения прочла еще в тему говорящих выражений. «Он (или она) меня использовал (или использовала)». Сразу вспомнилось из…


promo gelena_s ноябрь 12, 09:00 3
Buy for 10 000 tokens
Я тут собралась восьмого декабря сделать то, что давно обещала. Женский тренинг. То есть тренинг, на котором будут одни женщины. Из мужчин там будет только мой муж и то не всегда. Тема тренинга можно выразить так: «убить «хорошую девочку»». Никаких откровений в стиле…

  • 1
Имперское мышление - это, наверное, больше московское явление. У нас скорее превалирует разделение миров, то есть - есть мы, а есть большой мир, где-то там. Вот это в нашей семье очень чувствуется. Да и не только в нашей. Люди живут параллельно.

Нет, для договоренности не нужны равные условия, для договоренности нужно взаимное уважение (и обоюдное уважение в отношении некоторых общих принципов). Иначе бОльшая часть стран не могли бы заключать международных договоров - ну какие могут быть равные силы и возможности между Германией и Польшей? Весь секрет в том, что если сторона является признанным и легальным членом семьи международной организации, то договоры с ней возможны и необходимы без учета реальных сил.
Поэтому договоры с ребёнком в стиле «выбирай, лишние 15 минут мультика или читаем книжку на ночь» точно так же возможны и необходимы. Но опять-таки - при взаимном уважении и обоюдном уважении некоторых общих принципов (не врать, договоренности соблюдать, общаться вежливо и т.п.).
Но вот если этого самого уважения и принципов нет - то да, ребёнку это может нанести очень существенную травму.

Это все субъекты права. Государства. Потому они могут заключать договора, как работник с работодателем. Но такие договора отличаются от того, коготорый заключается когда войска одного государства стоят на территории другого. И в случае, когда ребенок еще сильно зависит от родителя.

Понимаете, ребёнок зависит, да. Все в семье друг от друга зависят - я точно так же могу оставить мужа без ужина, а он меня не подвезти на работу.
Решает такие вопросы именно уважение. И некоторое высшее соображение - вроде совести, которая не позволяет родителю врать детям, например. Или вводить войска на территорию чужого государства. Или воспринимать потенциального участника договора как объект, а не как точно такой же субъект права, как и ты сам, несмотря на разницу в росте и силе.
Это, кстати, к слову об имперском мышлении и его отражении в семье.

Когда некто уже впёрся в границы другого (будь то человек или госудаство), то о договорах, конечно, речи быть не может. Но если все стороны уважают друг друга, соблюдают этику, договорные принципы, то договор вполне возможен.

"Поэтому договоры с ребёнком в стиле «выбирай, лишние 15 минут мультика или читаем книжку на ночь»" а если эти два варианта не вариант и я выбираю не выбирать?

Сказать словами через рот и предложить свой вариант. Доступно по умственному развитию даже трёхлетке - с выработанной привычкой пользоваться словами через рот и общим понятием о смысле договоренности.

о! я как то в детстве предложила свой вариант - я не иду спать, когда говорят родители, потому что мне завтра не нужно вставать с утра пораньше, потому что в садик я не пойду, просто не хочу, останусь дома и высплюсь. что то вообще не нашла поддержки в таком решении)))) совсем) родителям то надо, чтобы я делала что им удобно, а не мне)

Моему ребёнку вовремя объяснили, что ходить в школу - её обязанность. И гражданская в том числе. Поэтому утром она встанет, чучелом или тушкой. Но лучше (показали, рассказали, объяснили, почему объективно лучше) поспать перед этим как минимум девять часов. Но вопрос в том, как провести оставшееся время - предмет договора, да. Если в школу не надо - то можно и не ложиться. Хоть вообще.

Видите ли, помимо договоров есть обязанности, есть объективные законы природы и есть интересы других членов семьи. Приучать к этому - тоже дело родителей. Просто сейчас не об этом речь, насколько я понимаю. Но я уже догадалась, что вы детей воспитываете более авторитарно. Ваши дети, дело тоже ваше.

Edited at 2018-10-24 09:13 am (UTC)

да мне тоже объяснили про обязанности. другой вопрос - почему нет варианта отказаться?

По совокупности объективных причин. Объективных, а не «я так сказала, а ну марш спать».

что за объективные причины?

Необходимость встать в определённое время и необходимость перед этим выспаться.

ну так это родители выдумывают эту необходимость

какая например необходимость укладывать детей спать раньше?
если например им не в школу и они не ходят в сад?

Никакой. Если им не надо в школу и сад - никакой. Поэтому я и не укладываю.

у меня приятельница так же сидела дома с ребенком как я в одно время. какой то график у нее сон-еда-гуляние, укладка спать в восемь о_О
а потом жаловалась, что ребенок встает в шесть утра и спать не дает. я говорю, так ты вечером не укладывай, все равно ж ты так рано сама не ложишься. сначала вечер убить на убаюшки, а потом утром не выспаться. какой смысл?

я выбираю что мне делать
замёрзнуть или утонуть
и выбор надо делать быстро
чтоб не решили за тебя

В мини-империях не умеют по-настоящему договариваться. Не владеют предметом. В принципе не очень понимают, как это. Стратегия win-win - не знаем, не слышали, не хотим и зачем это нужно вообще.

У нашей семьи, мне кажется, нет «имперского» сознания. Наоборот по сознанию мы европейские демократы))) ну или «кулаки». От этого наша семья очень толерантна (к геям, другим национальностям, богатым и т.д), главное чтобы никто никому не мешал трудиться, зарабатывать и жить.
Семьи с имперским сознанием... есть такие и богатые, они от империии получают деньги и соответственно за неё, Великую повторяют лозунги (но мне кажется, хозяин поменяется и поменяется сознание этих людей). И есть такие бедные семьи, которые живут так бедно, что поговорить о политике и величии - это единственные их темы, не о тараканах же на кухне разговаривать.

"как имперское мышление отражается в семье? Какие проблемы у мини-империй?"

У нас это называется "неравенство переговорных возможностей".
Наверное, примерно так:
родитель ("империя") - богатый и могучий, владеет ресурсами.
Ребенок (территория, подвергаемая экспансии) ресурсов не имеет.
Родитель понимает, что все ресурсы в отношениях будут за его счет, ему, видимо, становится обидно, что на нем все расходы, а ребенку - только ништяки, и он начинает, пользуясь своим доминирующим положением в переговорах, ребенку навязывать некие условия. Ребенку приходится их принимать, потому что больше ничего (выгодного для родителя) он предложить не может.
В праве это называется "кабальная сделка" - ребенок в силу "стечения тяжелых обстоятельств" (своей зависимости от родителя) заключает ее на крайне невыгодных для себя условиях.

Заканчивается это все обычно одинаково и в семье, и в праве, и в империи - как только появляется возможность, слабая сторона обычно сбегает из сделки (нередко - при помощи третьих лиц). А если сможет - еще и наподдаст сильной в отместку.

сильный подавляет слабого, у кого больше ресурсов, тот и прав. Отсюда нетерпение инвалидов, пожилых и чужих детей) повсеместно


Имперское сознание проявляется в позиции "для всех правильно только так, как считаю я". Это может быть и "мои принципы самые моральные и справедливые", и "мои правила поведения самые разумные" и т.д. - любая позиция, отказывающая другим в праве на своей территории иметь свою правду и собственный выбор своего правильного для себя.

Тут выше был прекрасный пример выбора без выбора: выбирай книжку или мультик. Третьего не дано, и формулировка не подразумевает ни возможности предложить свою альтернативу, ни возможности отказаться от обоих вариантов. И хотя это манипулирование, мне кажется, это не именно имперское мышление.

Имперское мышление - это, например, "Фу, что за гадость ты читаешь про этих своих эльов. Лучше Пушкина почитай, в школе пригодится". Или войны на предмет того, как должна выгдядеть комната ребёнка - заправлять или не заправлять кровать, можно или нет развешивать по стенам постеры и т.д. То есть именно желание установить свои правила на чужой физической или ментальной территории.

Далась вам книжка и мультик :) прям жизнь или кошелёк, придётся пояснять.
В дни, предшествующие будним, детское время отхода ко сну - девять часов. Долго объяснять, почему так, но это плод некоторого опыта, взаимных компромиссов и прочих соображений, разбирать которые здесь не место. Отходу ко сну предшествуют некоторые ритуалы (попить молока, почистить зубы, надеть пижаму, почитать книжку на ночь, спеть песенку и т.п.), которые обычно занимают примерно полчаса. Причём все эти ритуалы тоже плод опыта и взаимных договоренностей - обязательным элементом считается только чистка зубов, опять-таки по объективным соображениям.
Проблема в том, что в девять ложиться спать не хочется. Мы, конечно, предупреждаем - осталось полчаса, осталось пятнадцать минут, не начинай длинных дел и потихоньку заканчивай то, чем занята - но все мы люди, и иногда девять часов застают ее в самый разгар рисования открытки для подружки или просмотра Смешариков.
На этот случай и существует договоренность: ок, начинаем укладываться в 21.15, ты тем временем заканчиваешь, но чтения сегодня не будет. Потому что после половины десятого у родителей уже запланированы свои дела, а потом они тоже спать хотят. Проблема в том, что чтение вслух она любит. И мультик посмотреть тоже хочется. И спать пора. И вот в этом коктейле разных «хочется» и ей предлагается выбрать самостоятельно, на что потратить эту вот четверть часа.
Понятия не имею, как это выглядит со стороны, но я как родитель вижу явный прогресс в умении справляться с ситуациями, в которых даже большинство взрослых пытаются истерически продавить своё право и на елку залезть, и попку не ободрать. И да, раньше, когда детка сначала выбирала мультик, а потом, посмотрена его, начинала канючить «хочууууу книиииижку», ей озвучивался тот самый аргумент: мы так не договаривались.
И - да, свою часть договора родители сдохнут, но сделают. Если обещали почитать - то ни ангина, ни двадцать часов на ногах не повод отказываться от своей части уговора.

Иерархичная система порождает проблемы подчинения/не повиновения, уважения/не уважжения, отсутствие "плюрализма мнений", отсутствие стратегий компромисса при решение спорных вопросов, а преобладание кофликта/избегания.

Я уже писал, уважаемая. Я расист. Мне очень близко понятие русские, а эти империи всякие для меня чужое. Смысла писать не вижу, то, в чем плохо разбираюсь. И капля моя всегда отражает мышление социума. В семью я его не допускаю. Надо жить своим умом. Кстати, проблемы у моей семьи с тупой идеологической машиной нашей империи начались сразу. Даже когда семьи еще не было. Очередной весьма забавный случай из моей жизни, но я так понимаю, что моими историями все уже сыты. И это совсем не про политику. Там просто зависть и любовь.

  • 1