Previous Entry Share Next Entry
Мы все учились понемногу...
gelena_s
Прочитав комментарии к посту про доверие, свою собственную детскую историю вспомнила. Бабушка, которая приезжала как бы за мной приглядывать, а на деле от зимней скуки спасаться, пыталась продавить меня учить уроки вслух. А то непонятно, чего это я тихо за столом сижу.

Скандал был феерический, я принципиально уроки две недели не учила, но родители меня отстояли, хотя вначале и попытались прогнуть «под бабушку». Она от меня таки отстала, но еще очень долго бурчала, что я все неправильно делаю.

И еще родителям при моем переходе в среднюю школу вдруг взбрело в голову проверять, как я выучила уроки, тоже не по-детски прилетело. Я тогда была дико возмущена: с какого перепуга вдруг кто-то полез в мое дело!? Я возмущалась и говорила: «я же прошу помочь, когда мне надо? Чего вам еще надо?» Родители, видимо, и сами не знали, зачем им это надо, кроме как «это принято». Так и отстали.

Так и училась в основном сама, а если что-то тормозило, то обращалась за помощью к родителям. Помогали они охотно, отец с гуманитаркой, мама с математикой. Как-то даже отец всю ночь за меня контурные карты перечерчивал: наш пекинес опрокинул тушь на уже готовую карту и я так расстроилась, что вся работа насмарку, что на вторую попытку духу не хватило. Сейчас смешно, конечно, но все равно приятно, что прониклись и помогали.

Потом это очень помогло по жизни. Как раз развилось чувство баланса между пониманием своей ответственности и умением обращаться и принимать помощь.

А вас в вашем школьном детстве как было с уроками? Родители помогали учить? Контролировали выполнение? Стояли над душой?

Если посмотреть ретроспективно, какую нынешнюю стратегию выполнения работы тот период жизни вырастил в вас? Что и в чем помогло, что испортило?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Долги наши тяжкие

    И второй вопрос, который возник на фоне нашего косяка. Я домработнице все равно заплачу за несделанную работу, поскольку вовремя не отменила, а она…

  • Про спать

    Сегодня я проспала. Вчера приехали домой, но с приключениями. Муж забыл отменить домработницу, первый раз такое. Все потому, что накануне ему очень…

  • Еще мелочи жизни

    Что-то темы пошли «по воспоминаниям». Но вот навеяло комментариями: ну ладно инвалиды, но вот что мешало в стране нормально очки делать?…


Родители помогали, но над душой не стояли: надо было сначала сделать все, что можешь, потом с конкретным вопросом идти. Не "папа, помоги решить задачу", а "папа, я вот так, так, и так пробовала задачу решить, не получилось, помоги", причем с задачей надо было подходить не в 11 вечера, а пораньше.
Единственное, чем мне это мешает, я не прошу о помощи, не попытавшись сделать что-то самостоятельно, даже если кому-то это сделать вопрос пяти минут, а мне получаса.
С ребенком та же стратегия эффекта не дала: он просто не делал уроки или делал на отвяжись на продленке, за помощью не обращался. :( А я думала, что знаю как правильно воспитывать хорошо учащихся детей и, что с уроками за детьми бегают только идиотки, которым заняться по жизни нечем.

как в итоге проблему решали со своим ребенком?

никто не контролировал, даже оценки не особо смотрели. только в случае, если притащу двойку или кол (а у нас классная об этом сразу домой трезвонила), то тогда мама со мной занималась.
мне как-то сразу было сказано, что учеба - это мое дело, а дело родителей - работа.

В школе, как я сейчас понимаю, мне не хватало концентрации, умения делать неинтересное и неприятное - но все равно необходимое, и уверенности, что ли. Поэтому училась я плохо - постоянно то одно провисало, то другое, и все по каким-то дурацким причинам. То есть разобраться мне было не очень сложно - поддерживать было сложно.

Родители над душой не стояли, считали что я просто дефолтно должна учиться на отлично. А я не училась. И на эту тему были скандалы. Помогать папа помог пару раз с физикой и математикой - но всю дорогу был в ярости, что я "до такого дошла" - то есть это был как бы мой позор, в который я втянула родителей.

Насчет стратегии работы. Вот сейчас дошло, что долго было проблемой сообщить о том, что что-то в проекте тормозит или не получается. До последнего упиралась и пыталась справиться сама, признаться в ошибке или задержке было прям смерти подобно, стыдно до невозможности. Ушло несколько лет на то, чтобы научиться осознавать, когда нужно остановиться и открыто сказать - у меня затык, мне нужна помощь.

Никогда не думала, что это как-то связано с помощью или непомощью родителей с уроками в школе))

Над душой не стояли и не помогали. Не надо было, и так всё у самой получалось.

Сейчас у меня дочь, которая сама всё делает и изредка за помошью обращается (8 лет), и сын, который сам не делает ни-че-го (12 лет)! Приходится каждый день самой смотреть его дневник и усаживать за конкретные задания или подготовку к тестам. Он с одной стороны обижается, что я его так "веду", с другой сам продолжает ничего не делать. Если я отпускаю ситуацию, здравствуйте колы и двойки (у нас пятёрки и шестёрки). И мне сейчас как-то всё равно, в чём он будет меня позже обвинять. Если останется без хоть какого-то аттестата, вины моей будет больше. Или нет?

Я сегодня про это написала. Но все таки нужно ребенку давать понять последствия именно СВОИХ действий.
Но я еще серию постов на эту тему напишу.

в первом -проверяли уроки, чуть, во втором классе - тогда был переход в другую школу.
потом, просто интересовались, сделала ли уроки, чтобы пойти на улицу.
проверяли уроки, если просила. помогали, если не могла справиться.
и домой во-время должна была приходить. спать рано укладывались, родители уходили на работу рано.
чем старше, тем контроля меньше было. домой должна была ночевать приходить. когда работать начала, а это в 17 лет, должна была предупреждать, если задерживаюсь.
сестру, кстати, с уроками чуть больше контролировали, она филонила и в школу успевала только ко второму уроки. потом, контроль за ней на меня переложили)

Моим родителям в голову не приходило мне уроки проверять, пока пятерки носила. Меня это устраивало. Но потом в середине средней школы по математике появились четверки, учительница сказала маме со мной заниматься, ибо начала отличница отставать. Ну и мама взялась со всем размахом... Блин, это был кошмар. Мама как математик считала, что меня надо учить рассуждать над задачей. Тогда я смогу логически допереть как решить нестандартные задачи и вообще в жизни мне это поможет. А мне математика эта с корнями, функциями и прочим нафик не нужна была, по жизни мне вполне хватало арифметики, но для математика и почти доктора наук мамы это был не аргумент. Вот и сидели вдвоем по полтора часа... над одной математикой... Папа помогал по физике, если просила, но он был проще: просто показывал, как решить ту или иную задачу, в том месте где я просила помочь, без этих рассуждательно-логических закидонов. Я быстро понимала, и уже на основе одного примера соображала, как можно решить все остальное. А нестандартные математические задачи как не умела решать, так и не умею, невзирая на все мучения с мамой.

По стратегии - в первую очередь стремлюсь все сделать сама, помощь прошу только когда уже три раза все проверено - само не решается. Раньше даже до крайности доходила, не просила помощи, даже если сама я упахивалась вусмерть, а с помощником было бы в разы легче. Мне казалось, что если я попрошу помощи, то это будет деградация и разочарование в себе, тк родители с малых лет подчеркивали, какая я уже взрослая и самостоятельная. Сейчас уже понятно, какими смешными были для меня в том возрасте признаки взрослости, в частности, я была уверена, что взрослый все делает сам и никогда не просит помощи. Классика - "делай сам, не маленький".

Четыре поколения девиц совершенно не нуждались в каком-либо контроле и проверке, но внезапный мальчик, внук - увы и ах.
Интересно, это в принципе гендерное явление или так повезло?

Я не могу сказать, что нынешние жизненные стратегии произросли сплошь от воспитания, скорее наоборот - я с наслаждением избавилась от всех разновидностей дисциплины, как только смогла, но и сейчас запрос "сделай это к растакому-то сроку" сначала вызывает у меня унутренний бунт.

Edited at 2018-03-19 09:54 am (UTC)

Нет , не гендерное. Но статистически чаще у мальчиков. Они вообще лаборатория природы, увы…

У меня стояли над душой первые несколько классов. Помогать не помогали, зато контролировали, чтобы не было помарок, и заставляли переписывать страницами. У меня до сих пор ужас к тетрадям, которые уже зашли за середину - ведь если переписывать, то это не одну страницу, а и то, что было на той части сцепки. Потом контролировать перестали, после того, как из дома сбежала и вернулась практически невменяемая, на людей бросающаяся. Похоже, что боялись.

Что самое забавное, стоять надо мной вообще не надо было. Я всегда была очень способной, работала быстро, была заинтересована как можно быстрее закончить. И сидение рядом и жундение на ухо меня только отвлекало.

Сейчас я вообще категорически не терплю, когда кто-то следит за тем, что я пишу или делаю. Особенно учитывая, что у меня своя система работы и со стороны это вообще часто выглядит странновато.

До пятого класса вплоть рванья и полного переписывания тетрадей - потом отстали - младшая сестра в школу пошла.

Не стояли, не помогали. В девятом классе в первый раз попросила отца помочь решить задачу по математике. Он с трудом вспомнил одну формулу площади треугольника, я же наизусть помнила штук пять.
Никогда не советуюсь с родителями по поводу работы, науки. Даже не знаю, в чем вообще советуюсь.

Не помогали, не контролировали. Уроки для меня были настолько легкими, что никакой стратегии и не было. А в универе неожиданно стало тяжело. Вроде я честно читаю учебник и конспекты, а как решать задачи, не понимаю. Просто они были куда сложнее школьных, мозг не знал, что делать, если с первого раза не получилось.


Чет мне вот стыдно до сих пор - вычитала в Науке и жизни, как учат языкам - в полусне. И просила маму вечером, когда засыпаю, читать мне параграфы из географии, истории, ну где чисто на запоминание. Оно ей надо, а ведь читала, помогала. В школьной характеристике было написано, что я хорошо умею организовать свое время, ну не помню чего - труда и отдыха что ли, я про себя думала совершенно наоборот и не знаю, что имелось ввиду - ну у меня была всегда куча кружков, спорт и я хорошо училась, может, это. Никакого давления по урокам вообще не было, я была ответственная сама.

Первое время проверяли, наверное, я эти моменты совсем не помню. Зато, если требовалась помощь в решении задач, чтении (на русском, англ или немецком) или выучивании стихотворений - помогали, в основном мама, я к ней обращалась за помощью. Потом жалела, потому как пока я не пойму или не выучу не отпускали. Что не мешало мне уже в колледже продолжать "учить вместе с мамой" - перед выпускными экзаменами я ей весь материал рассказывала так, чтобы было понятно по личной инициативе, процесс к тому понравился.
В остальном я они только интересовались "всё ли сделано", на плохие оценки не реагировали. Я училась в основном на 3 и 4, и была тихой спокойной девочкой. На собраниях меня всегда хвалили за поведение, так что родителям не приходилось краснеть. А тройки - так фигня. Двойки я сама не любила получать, потому что это пересдачи и лишнее время за уроками и школе, а этого я больше всего терпеть не могла.
Ретроспективно - это вырастило во мне спокойное отношение к экзаменации. Я не парилась над экзаменами, не боялась их завалить (тройбан точно поставят, остальное фигня), уверенно решала все задания, без мандража проходила собеседования, уверенная в себе. Волновалась, конечно, но слабо, как волнуюсь при поездке в любое незнакомое место.
Чего не хватало - так это перерывов, модных сейчас 30/5, 45/15, тогда бы я может меньше растягивала на весь день. И дополнительный материалов - учебники меня заинтересовать не смогли, а доп.литературу мы не покупали и даже не подозревали о ней до колледжа, и что там может быть что-то интересное или доступно изложенное. Теперь у меня в этим обратный перекос - предпочитаю что угодно, лишь бы не учебники.

В первом классе я ушла гулять на горку, вернулась поздно. Нужно было еше по рисованию сделать задание: нарисовать орнамент. Полусонная я села за сто, открыла альбом... а орнамент уже нарисован! Мама нарисовала.
Больше меня не контролировали, уроки делала к приходу родителей с работы.
Очень хитро поступал отец. Я училась в 4 классе, в это время еще "х" не знают, а решают методом "на части". Отец работал начальником Гороно, принес задачи с городской математической олимпиады. Сказал: "Тебе их ни за что не решить!"
Я мучилась неделю: пуговицами строила модели, но решила 5 задач. Отец очень удивился - это были задачи для 7 класса. В 5 классе я уже участвовала в математических олимпиадах города и края. Ниже 2 места не занимала!

Интересно. А что такое "х" и метод "на части"?

Я сама. Разве что в в начальной школе что-то помогали. Уже и не помню. Запомнился только один случай, из поры, когда на математике решают задачи по землекопов, движущиеся поезда и т.п. Задали там на дом задание с подвохом (но нам ничего про этот подвох не сказали). Задачу можно было решить "в лоб", как на уроке объясняли, а можно было альтернативным способом. Я вначале решила альтернативным, но потом засомневалась, потому-что на уроке по-другому объясняли, и пошла к маме советоваться. Говорю всё как есть, спрашиваю, что делать. В ответ - делать как на уроке объясняли и не придумывать самодеятельность. Послушалась и в тетрадь переписала только стандартное решение. А потом на уроке учитель (после торжественного решения у доски дом.задания по стандарту) спрашивает, не догадался ли кто, что задачу можно по-другому решить. Руку тянет только один мальчик и объясняет также, как я решила. А мне так стыдно, что из-за мамы я лишилась такого шанса показать свои способности. Никто ведь даже не узнал, а мне всё равно плохо. К маме за советами ходить после этого перестала.

?

Log in

No account? Create an account