Previous Entry Share Next Entry
Учить верить или учить думать?
gelena_s
И второй вопрос в сторону детской темы: что для вас важнее, научить детей вам верить или научить их думать?

Ведь неизбежное следствие второго – это критическое отношение к словам взрослых, так сказать, риск потерять в чем-то авторитет в глазах ребенка.

Кстати, а в каком возрасте детям полезнее всего понять, что родители только люди и могут ошибаться?

Очень полезный коммент написала little_esme

А про себя можете вспомнить, каким именно способом поотбивали руки именно вам? Как вот здесь, например.

Что вы можете сделать сейчас для себя, если точно поняли способ этого самого «отбития рук»?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Хроники

    А из нашего окна гора какая-то видна… И озеро, под названием Траунзее. А если присмотреться, то слева за кадром можно найти городок Гмунден.…

  • Опора и надежа

    «Опираться можно только на то, что сопротивляется» Не мной сказано, но это моя любимая фраза. Как она у вас отзывается? Где она…

  • Слушайся маму!

    Поскольку мы сейчас отдыхаем, времени что-то писать почти не остается. Поэтому регулярно писать начну уже после отпуска. А сейчас, пока помню, дам…


Мне руки не то что отбивали, скорее, стояли с палкой наперевес, чтобы даже не попробовала. Собственно, все детство я слышала, что я безрукая. В этом были и свои плюсы - например, меня не подпускали к готовке, которая меня совершенно не интересовала, не заставляли возиться с чем-то хрупким. В школе за меня в первых классах делали поделки, которые требовали клеения и вырезания - потому что я только разолью клей и все не так отрежу (ну и логично - как можно отрезать так, если ты в принципе резать не умеешь, потому что ножниц тебе не дают?) И я очень-очень долго жила с ощущением этой безрукости. Нет, конечно же, научилась делать какие-то базовые вещи, но с ощущением, что нормальным людям все это дается легче и проще. И причем почему-то психологически не оказалось опровержением даже то, что при езде верхом никакой безрукости у меня не наблюдается и даже наоборот - у меня чудесная спокойная мягкая незажатая рука, совершенно отличающаяся от обычного моего напряжения.

И вот буквально пару месяцев назад произошло то, что меня повергло в легкий шок именно с точки зрения опровержения моей безрукости. Я начала проходить Скайрим на легендарном уровне - это самый сложный, многие блоггеры пишут, что такой вариант, сорри, для задротов, которым не лень умирать по тридцать раз на час и по двадцать раз перепроходить каждый бой. Сначала думала, что даже первых локаций не пройду. В общем, подбираюсь к концу игры, и мне несложно. Мне, безрукой, несложно. Сама себе специально усложняю задачи. Сейчас понимаю, что кучу вещей я не умею просто потому, что меня им даже не пробовали учить. Так что все впереди)

Ооооййй!
Вот научить думать - бесценно, потому что жить-то ребёнку самому. Но тут главное, что бы родитель не боялся признаться себе, что тоже может ошибаться.

Лет в девять-десять, как мне кажется.

Контролирующий и обесценивающий родитель. Бабушка в основном, потому что мама работала.

Потихоньку учусь длительной работе. Учусь смотреть с разных точек зрения, понимать, что изготовление чего-нибудь может занимать несколько месяцев, например. Уже ошибки для меня значат, что я большему научусь - в том числе и их исправлению.

У меня, наверное, вспоминаются две такие штуки:

- Меня не отдавали учиться по художественной части (хотя желание и старания были налицо), зато много отдавали на ненавидимые спорт (чтоб не торчала дома) и танцы (потому что девочка).
Выросло это в то, что "меня никто не спрашивает".
Помешало в жизни - ну, когда съехала от родителей в 20, никому как бы не сдалось планировать мою жизнь. А я привыкла к мысли, что сама не знаю как для меня лучше.
Научилась, конечно.

- Меня много травили в школе, я была непопулярная долговязая девочка-задрот в очках, к тому же и троечница. Плохо было периодами - не описать. Когда как-то пару раз озвучивала это маме, она реагировала, что вот в ее школе был вообще ад, в сто раз хуже, и она страдала там еще больше.
В результате - выросло ощущение, что если со мной делают плохо - ну такая моя судьба, что тут поделаешь, надо терпеть и не отсвечивать.

Что можно сделать.

Первое - с возрастом натренировалась слушать себя и придавать вес своим хотелкам и увлечениям, даже необязательно долговременным.
А вот со вторым до сих пор проблемы. Если плохо - буду сидеть, терпеть и не отсвечивать, да. Бороться не научилась.

А у нас отличников травили.

ирина б86 (Anonymous) Expand
Даааа, было, конечно, такое.

"Бестолочь, безрукая, ничего не умеешь, куда лезешь, дай сюда."

Бабушка придиралась даже к тому, что я тряпку не той стороной выжимала. А использование швабры считала читерством)

Что я могу сделать? Не вести себя так с другими. С мужем по крайней мере работаю над этим. Он убирает плохо. А что делать? Самой убирать весь дом неохота. Начну учить - обидится. Хвалю, что есть, главное - не отбить желание помогать)

Много замечала, что почему-то именно мытье полов стало неприятным воспоминанием у многих, потому что в нем больше всего вылезали и дедовщина, и концепция "работа как каторга" и пункты из коммента little_esme, и всякие прочие семейные демоны. Интересно, почему именно там? Швабра - для лентяев, поза миномета обязательна, тряпку выжимать строго определенным образом скручивая, оптимизировать работу нельзя.

Научить думать навозможно без "научить верить". Если нет доверия, то чему-то научить проблематично.


верить и доверять - очень близкие понятия, но немножко про разное.

учить думать однозначно.
то что я несовершенна и могу ошибаться - он и так знает. Иногда даже указывает - где именно что я пошляпила (самое простое - мама, у тебя там на плите что-то кипит-шипит - так я плиту выключил на всякий случай).
что кстати не умаляет моего аторитета. Потому что авторитет это не непогрешимость, а умение принимтаь решения и нести за них ответственность и если что - НЕ ПАНИКОВАТЬ.

руки поотбивали как-то очень много где, очень долго это пришлось восстанавливать - и все еще восстанавливаю, кстати


Плюсую про авторитет. Внезапно концепция "авторитет как непогрешимость" расставил по местам и объяснил сразу многое в поведении некоторой родни. Ответственности там реально очень мало, зато много претензий на святость.

Отбивали преимущественно способами 1 и 4 (контроль+обесценивание) и немного 5 (замещение). Пока не придумала ничего лучше, кроме как а) затыкать внутреннее радио, когда оно начинает вещать про "все бесполезно" и б) применять lean-подход, мысленно деля работу на небольшие кусочки, для каждого отмечать промежуточный результат, соотносить его с общим желаемым результатом и корректировать работу по ходу, если надо.

Хм, ну вот через тридцать лет после первых неудачных попыток научиться шахматам ("ленишься! не думаешь!") я сажусь и спокойно проигрываю тринадцатую партию подряд. Еще партий сто проиграю - глядишь, и научусь чему-то.
Примерно так же с хождением по лесу ("братья все видят и ходить умеют, а ты рассеянная куда смотришь!") оказалось, что наблюдательность сильно выше средней по популяции, и знаний хватает, и двигаюсь почти хорошо с охотничьей точки зрения.
Ой, а какой цЫрк оказался с шитьем. "Куда так криво шьешь, тебя свекровь со свету сживет!". В реальности оказалось, что это я поджимаю губы на не слишком ровно подшитые шторы, с легкостью проектирую простенький домашний текстиль и безостановочно себя ругаю...стыдно и смешно: "будь одна из вас ткачихой..."

Надо учить и верить, и думать, и я даже не вижу непримиримых противоречий здесь. Просто надо очертить круг: по таким-то вопросам принимаю решение я, родитель, и будет так. А в таких-то сферах стоит мне верить, потому что я профессионал, знаток и пока накопил больше опыта (как сажать цветы, как переводить с английского, и т.п.). Остальное - по обстоятельствам. Надо уметь сказать "Дети, я ошиблась", надо уметь услышать, когда ребенок указывает на ошибку и оказывается прав.

Думать и верить - взаимоисключающе же. Только критическое мышление позволяет быть разумным и не поддаваться на "давление авторитета" или еще какие манипуляции, призванные заставить человека поступать вопреки его собственным желаниям и интересам.

Думать. И никогда ничего не принимать на веру, не иметь авторитетов.

Наоборот, если дети знают, что родители тоже люди и могут ошибаться, их авторитет не рухнет в одночасье, когда ребенок вдруг обнаружит их ошибку. В любом возрасте. Поэтому я детям всегда могу сказать, что ошиблась.

Точно. Нет неоправданных ожиданий - меньше обид. Мама не бог, она всего лишь мама.

Please Visit!
интересный


Please Visit!

Ох, про способы отбивания вспоминать даже не хочу-самое частое, что постоянно говорят мне мои родители до сих пор, что не может цыпленок учить курицу. Со своим ребенком иду по системе с точностью наоборот, с самого раннего времени его обучения советуюсь с ним, сижу и изучаю все вместе, никогда не скрываю, что забыла или не знаю. Хочу,чтобы он сам думал и учился выбирать. На днях в школе их учили играть в шахматы на уроке физкультуры. Сама я как-то играть в них до сих пор не научилась. Можете представить себе гордость ребенка, когда в выходные он научил маму играть в шахматы)))

Можно вопрос - а "или" обязательно? Одно разве исключает другое?
Конечно, я хочу, чтобы дочь мне верила. Иначе как я смогу ее чему-то научить, чем-то помочь, если понадобится.

Но из этого ведь не следует, что я против осмысленности, буду заставлять ее верить в нечто, не выдерживающее проверку мозгами. Или что не буду объяснять, почему хочу от нее того или этого.

Критическое отношение должно быть, но критика критике тоже рознь. "Мама, а ты вот тут не заметила..." и "Что эта старая дура понимает" - как по мне, не одно и то же. И не одинаково полезно самому ребенку.

"Кстати, а в каком возрасте детям полезнее всего понять, что родители только люди и могут ошибаться?" - ну не знаю, моей три с половиной. Я уже сейчас прошу у нее прощения, если обижаю. Ведь личность растет, хоть и маленькая пока.



Edited at 2018-02-13 12:27 pm (UTC)

Вопрос некорректен. Если ребёнок не будет родителям верить, как его тогда вообще чему-то учить?

?

Log in

No account? Create an account