?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Романтическое
gelena_s
Я всегда считала, что в какой-то степени Союз сгубила идеализация борьбы и лишений. И навешивание вины тем, кто их уже не испытал.

Вот интересно, что происходит с человеком, для которого постоянно романтизируют подвиг? Когда его регулярно объявляют человеком второго сорта только на том основании, что «деды и бабки страдали ради тебя», а он, редиска такая, теперь не страдает!

Ведь и забыть прошлое тоже нельзя. И не гордиться тем, кто перенес тяжелые испытания и выжил, тоже будет глупо, это будет обесцениванием своей жизни.

Так где тут подвох? Где на романтизации подвига теряется связь поколений?

В чем это выражается?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • За все плохое

    На минуточку еще раз вернемся к теме уважения в браке. Сразу приведу один комментарий от коллеги с семинара. Когда работали с депрессивными…

  • Про имидж

    Еще одна вроде как незначительная тема, но частый источник больших детских обид. Это «насильственная» стрижка, мальчиков обычно…

  • Что делать

    И про запахи продолжение. Если прочесть все комменты, то главный вывод простой: здоровье и энергия пахнет свежестью. Отсюда естественный вывод:…


подвох в том, что чтобы быть таким же хорошим как предки, нужно тоже терпеть лишения

+1. У меня мама очень тяжело и надрывно работает - не за ради денег, за ради альтруизма в основном. Долго я пыталась ей помочь, облегчить как-то... нет, для нее вот так работать - это работать "по-настоящему". Долгое время (да и сейчас, если честно), я и свои 40 часов в неделю, и материальные блага, которые имею, считала нечестными и халявой, доставшейся мне не пойми за что.

Если ты живёшь в удовольствие, то ты не прав. Ты должен героически превозмогать, а в жизни всегда есть место подвигу. Например, можно героически водить ребёнка на десять кружков в разных концах города. Или, допустим, рассчитавшись за ипотеку, не расслабиться и поехать отдыхать, а взять вторую ипотеку - на квартиру для ребёнка.

Жизнь показывает, что дети, которые ходили только на кружки в школе/садике и сами заработали себе на жильё, как-то особенно хуже не живут. Но не превозмогать ради ребёнка стыдно.

причем, что характерно, ребенок и его интересы тут будут натуральной ширмой

ирина б86 (Anonymous) Expand
манипуляция, в результате которой атрофируются мечты и здоровые цели, а так же воля к их достижению.

Ну и продуктивно общаться с людьми, перед которыми за сам факт своего существования чувствуешь неизбывную вину, сложно мягко говоря.

Это если не говорить еще о целом развесистом букете побочек в виде хронических заболеваний, психологических компексов, неблагостных сценариев и тд и тп

Где на романтизации подвига теряется связь поколений - я так гладко не сформулирую.
Однако уверена, что 95% подвигов и жертв - прямое следствие плохого планирования. В сегодняшнем дне - 99,5%. По рассказам моей семьи и воспоминаниям переживших войну подвиг требовался (и вымогался), чтобы прикрыть ошибки и раздолбайство тех, кто должен был работать головой. Гордиться тем, что твоей кровью закрыли чужую дурость, совсем не то же,что гордиться тем, как твоей кровью спасли чужие жизни. Но это напрямую связанные факты. Не будь дурости условного "командования" - не было бы такой острой угрозы и необходимости "жертвовать".

геройство - это вообще почти всегда результат прикрытия чьего-то раздолбайства.
ну исключим случаи вроде того когда человек поскользнулся и упал под машину, а водитель совершил невозможное и увернулся, не наехав на него.

Люди делятся на сорта: начальник и дурак. Хотя вообще-то "начальник" в том числе затем и переносил лишения, чтобы его дети ("дураки") жили лучше. Но по факту так почти никогда не бывает, люди старшего поколения, перенесшие лишения, чувствуют себя братством. и ближе друг к другу.

по советской литературе очень заметно. если про 1950-1960е годы, вечно там отрицательные герои "в тылу отсиживались", хотя ни один фронт без тыла никуда не двинется. да и сейчас встречается местами, в некоторых компаниях и профессиональных сообществах работать по 8 ч в день и не иметь невроза + профессионального выгорания считается чуть ли не стыдным, ленью и халатностью.

В продолжении последней темы - я ещё не поняла, в какой момент вдруг стало почётно не высыпаться?)

ирина б86 (Anonymous) Expand
Ооо, я бы сказала слишком во многих компаниях чествуют невроз и пересиживание подолгу. А еще надо на больничном скучать и всеми фибрами души раваться на свободу.

Брать больничный вообще стыдно. Но можно слегка искупить, работая часов по 12 из дома во время больничного )))

Бабы и деды страдали ради того, чтобы я жила лучше, а не только так, как они, и ни капельки лучше. И в ссср вроде как коммунисты строили светлое будущее, т.е. стремились к тому, чтобы будущие поколения жили лучше, чем фактические.

Меняется цель моих бабов и дедов выходит. Если бы они хотели, чтобы я жила как они, то могли вполне сидеть на попе ровно, и не стараться и не рваться ради любых улучшающих жизнь целей.

Дополню, что у каждого человека как правило есть свой спектр задач, над которым он бьется. От мелких до глобальных.

А если предьявлять претензию "бабы-деды страдали, а ты тунеядец прохлаждается", то выходит это обесценивание текущих задач и приоритетов, а сам укоряющий-манипулятор навязывает важные лично ему цели и приоритеты.

Связь теряется в отрицании или нивелировании страданий, которые испытывает "второсортный" человек. Получается дихотомия a la "свои и чужие": "мы, мир полный страданий" и "ты, которому мёдом всё мазано". В такой ситуации подвиг прошлого воспринимается "второсортником" как нечто инородное для него и его натуры.

ирина б86

(Anonymous)
Вот да, нивелирование страданий человека на том основании, что он не пережил блокаду Ленинграда - в свое время то и дело встречала. Вроде как если не находился на грани выживания - то нечего тебе сочувствовать.

"идеализация борьбы и лишений" осталась ещё после отмены христианства вместе с царской властью. "Бог терпел и нам велел", "воздастся в загробной жизни" - отменили, а вот терпеть должны, иначе накажут. Мутировал принцип.

Молодость как фронтовиков, так и тыловиков пришлась на большие лишения и ограничения.
Чтобы не жалеть об этом, для самозащиты принято было романтизировать то время.
Это я понимаю. А вот когда романтику ищут в жизни в коммуналках ... понять не могу никак.

Я немного скучаю по жизни в общежитии, хотя когда-то с большим удовольствием оттуда съехала. Если начинаю рассказывать, то о веселых сторонах такой жизни. Это не романтизация - это просто молодость. Надо иметь совсем ужасную молодость, чтобы вспоминать о ней без улыбки.

Из всех моих родственников весёлых воспоминаний о молодости не было только у одной из бабушек. Ее молодость пришлась на японскую оккупацию. Живы остались и то хорошо. Остальным было чего порассказать.

Edited at 2018-02-13 09:30 am (UTC)

Бабушки с дедушками свои пережитые тяготы и лишения не идеализируют. Для них войналишена того романтического, бррр, флёра, который приобретается на фильмах и книгах о подвигах. А внуки едва ли захотят это услышать. Ну и могут ляпнуть "повезло тебе жить в великое время " и огрести

Подвох в том, что если жизнь более-менее мирная, то ты второй сорт, а если немирная, то подвиг их не удался (они же подвиг совершали, чтобы дети и внуки жили счастливо).
Я бы еще добавила, что подвох в том, что невозможно жить, ощущая вечную благодарность за нормальные по твоим меркам вещи, привычные с рождения, а тем, для кого простое наличие еды на столе не кажется обыденным и естественным, потому что они-то знают, что бывает по-другому, тяжело отсутствие благодарности. Обесценивается свершенное.

Edited at 2018-02-13 10:03 am (UTC)

Да. Моя мама постоянно говорила - я совершила подвиг, вырастив тебя! Какай подвиг, блин? Что не выбросила на помойку и не сдала в детдом? Да, было трудно, но все так жили! Не вижу никакого подвига.

Читаю и думаю: спасибо деду-фронтовику, что он как-то без слов даже, просто своей жизнью показывал, что война - дело прошлое, давнее, ну было и было, а жизнь - это вот то, что сейчас: сажать сады, устраивать пасеки, ходить на рыбалку и так далее. Очень здоровое отношение у него было.

Не помню никакой романтики в рассказах бабушек. Я слышала в рассказах только про ад и ужас. И они очень многое не рассказывали.

У моих тоже. Наверно, если существует связь поколений на уровне семьи, никакая официальная романтизация не нужна.

Всегда в детстве было стыдно от того, что не хочу быть героем. Те, кто на фронте, те герои, кто пытается войны избежать, сохранить жизнь себе, - предатель. Чувствовала себя предателем.
Получается "деды воевали, деды герои, а ты предатель" - какая уж тут связь поколений?
Только недавно, ближе к 30, оставила попытки романтизирования войны и лишений. Осталось только сочувствие к тем, кто не может этого избежать.