?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Привет от Виктора Степановича
gelena_s
Катя pumchik тут рассказывает...
================================================
*публикуется с разрешения клиентки


А вот интересный случай в работе был: девушка обратилась по поводу прокрастинации. По факту же оказалось, что там полностью отсутствует побудительный мотив деятельности плюс полное ощущение ее бессмысленности. А зачем? Для чего? То есть тут имеем дело даже не с прокрастинацией как таковой, потому как так там хоть какие-то цели есть, вопрос скорости движения к ним, а с полной невозможностью эти цели поставить. То есть живет себе человек по инерции, работу работает, муж-дети есть, но если говорить о мечте, что она там весьма невеселая: выражаясь языком метафоры, стать раком отшельником.


chernomirdin_011a7577611d86bcc19.png
В анамнезе все гладко: единственная дочка, полная семья и очень выдающийся папа. Такой вот – папа может. Все в семью, карьерные достижения, примерный муж, любящий отец, всегда готовый прийти на помощь. Клиентка даже эмоционально была ближе к отцу в детском возрасте. И если о ком-то из родственников она могла высказаться в негативном ключе, то отец был как жена Цезаря – вне всяких подозрений. А причина потери смысла все не находилась.

Пока однажды в качестве домашнего задания я не попросила ее нарисовать ту часть личности (термин «часть личности», разумеется, используется для удобства работы, по факту личность психически сохранного человека – неделима и целостна), которая вещает о бессмысленности начинаний. Ею оказался старенький черно-белый телевизор с небольшим экраном. А вещала она…та-дам… папиным голосом. Это бы интуитивный, первый пришедший в голову ответ, и клиентка, похоже, сама опешила от такого развития событий.

И тут полилось как из рога изобилия. Оказалось, что не все папы одинаково полезны. Потому как наш папа-бэтмэн, готовый прийти на помощь в любое время дня и ночи, но факту не помогал, а просто переделывал что-либо согласно своей картине мира. «Сочинения надо писать так», - говорил папа и брался за ручку. «Рисовать – так», - папа рвал наброски и …да-да, рисовал сам. Надо добавить, что по завершении «помощи» он всегда добавлял «смотри, как умные люди делают». Понимаете, да. Раз он в этой связке – умный, то дураком оказывается дочь. Вот она – связка. Поставил цель – начал деятельность, ведущую к ее достижению, оказался дураком. А это – малоприятная ситуация, согласитесь. Так что давайте-ка я ничего делать не буду. Есть шанс, что сочтут за умную.

А какие еще примеры «помощи» как благого намерения, ведущего сами знаете куда, вы можете вспомнить или сталкивались сами?



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Сплошные загадки

    В субботу я была немного занята. И никуда не могла вырваться, сидела как прикованная. Зато ужин был хороший. Например: 1. Это взял старший, его…

  • Житейское внезапное

    А теперь в продолжение темы истории с более грустным окончанием. Первая история не из моей практики. Женщина во время беременности узнала, что у…

  • Почти масонское

    Вот вы читаете блоги и даже книжки и наверняка слышали про эмоционально-образную терапию. А некоторые идут дальше и зарабатывают на этом деньги.…


promo gelena_s март 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
yuliya_lulu, тут фишка в возрасте деток и контексте ситуации. Мы для этих ярмарок специально задания придумыввали - новые и интересные. Тот же самолётик - не обычный из листа бумаги, а из двух широких бумажных колец и пластиковой трубочки - демонстрирует принцип, на котором работают турбины самолётов.
То есть, деткам предлагается попробовать что-то новое, что они точно раньше не делали никогда. То есть, это не какой-то отрабатываемый навык, а именно столкновение с новым, чтоб разбудить креативность.

В этой ситуации важно, что детка
а) рискнул(а) попробовать
б) вник(ла) в инструкции
в) следовала инструкциям, как что-то сделать
д) довела процесс до результата, терпеливо и не бросив на средине

И родительское "вау" - это "какой/какая ты молодец, что не побоялась попробовать сделать что-то новое, и довела процесс до результата!" Качество результата здесь - дело десятое, это НЕ на отработку навыка задача.

Это уже совсем другая ситуация, когда ребёнок учится доводить какой-то повторяющийся опыт/навык то некого стандарта качества (например, красиво писать буквы или там каки-то бытовые штуки, типа завязать шнурки/заправить кровать).
И кстати, вот для этих ситуаций уже доказано, что форма критики очень играет роль на желание ребёнка совершенствовать результат.
Есть такой "метод зелёной ручки":
http://fit4brain.com/9872

Суть в том, что на чем делается акцент, то и запоминается мозгом. Если делать акцент на ошибках/неправильном, то нет примера как правильно. А если поощрять правильное/хорошо сделанное - то именно такой результат будет вопроизводиться.
Причем, у деток лет до 7-10 мелкая моторика ещё не достаточно развита, чтоб быть способными выдать супер-пупер аккуратный и филигранный результат. Поэтому именно показывать, что нужно сделать, чтоб улучшить результат - банально, как держать ручку в руке, как держать ножницы и т.д.
Имхо, лет до 7-10 детки заслуживают уважения и похвалы уже просто за то, что довели процесс до результата и вне зависимости от качества этого результата.

И кстати, на счет критики - даже для взрослых есть правило 5 к 1 (прежде чем сделать одно критическое замечание, отметь 5 позитивных моментов).
Более того, критика полезна только тогда, когда критикующий способен рассказать, что именно стало причиной недостаточного качеста результата и показать/научить, как именно получить более хороший результат в следующий раз.

Edited at 2018-02-13 05:52 pm (UTC)

  • 1