?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Осторожно, убьешься!
gelena_s
Когда-то, в очередной раз услышав обвинения в том, что НЛП «программирует и зомбирует», наш тогдашний руководитель грустно заметил: «Да куда там НЛП против любой нянечки из детсада или любящей бабушки и мамы! Тут хоть бы попробовать снять те «добрые» программы, которые они навесили!»

Вот очередная такая программа: «Осторожно! Ты упадешь/порежешься/разобьешься/убьешься!» Кто скажет, что это говорится со сзлым умыслом? Чисто из самых добрых побуждений. Но что происходит с ребенком, который на любую исследовательскую деятельность получает вот такие комментарии?

И чтобы это не было чистой теорией, вопрос: а как надо сказать? Чтобы и интерес не затоптать, и угрозу предупредить? Говоря научным слогом, чтобы не отключить познавательную активность.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про сон

    Раз в прошлом посте всплыла тема сна, приведу несложный прием для невыспавшихся. Если есть возможность отдохнуть за столом хотя бы пару минут, то…

  • Очень личное

    Когда-то давно прочитала возмущение одного пушкиноведа тем, что Анна Керн сожгла все личные письма Пушкина к ней перед смертью. Типа, «вот…

  • Наши проекции

    И еще про внутренние образы ролей. Конечно у женщины женские образы, у мужчин – мужские. Но и Аниму с Анимусом никто не отменял. Поэтому и у…



  • 1
Любая негативная программа действий, любое негативное предупреждение, любой негативный запрос - не конструктивны в принципе. Потому что несут информацию о том, как не надо (не хочу), а как надо (хочу) в них ничего не говорится. Ну "так не делай". Отлично. А как делать?.. Я делаю что-то неправильно? Как правильно?
Вот пожалуйста, тут то же самое. Позитивную программу. Слезать откуда-то нужно лицом к склону, а не спиной к склону. Чайник горячий, его надо брать с осторожностью, за ручку, носиком от себя. Сначала потренироваться на легком чайнике с холодной водой, потом брать горячий и тяжелый.
Если ТБ говорит не делать чего-то в принципе, уточнить, что делать вместо. Нельзя подходить к лошади сзади. А лошадь стоит в деннике хвостом к двери, но мне надо зайти. Окликни лошадь, убедись, что она тебя заметила и услышала, позови, убедись, что избушка встала к лесу задом, к тебе передом - и заходи.
Опять же, в каждой ситуации уточнять, почему именно не делать так, а делать иначе\не сейчас\не делать в принципе. Какие недостающие навыки надо освоить, какие дополнительные условия соблюсти и в чем смысл этих требований.
Ну и в каждом конкретном случае оценивать состояние собственного церебрального инсектария. Не давать мелкому ребенку ножницы с острыми концами - да. Забрать - да. но дать другие. Порежется? Да, бывает. Но ребенку не хватит сил, упорства и терпения отрезать себе палец ножницами, так что катастрофы не случится. И ребенок может упасть и ушибиться, это бывает. Может быть куча негативных последствий, но если они не являются непоправимыми, жизнеугрожающими или уж очень долгоиграющими - ну что ж тут поделаешь. Бывает.
За языком следить опять же. Ну вот взять к примеру "разобьешься". Это как? Что себе человек при этом представляет? Что может представить ребенок? "Ушибешься". Хорошо, "больно ушибешься". Это не считая того, что мы говорим о вероятностных каких-то вещах, а не о гарантированных. Так что "можешь ушибиться". А еще точнее говоря "я опасаюсь, что ты можешь ушибиться, по таким-то и таким-то причинам; снизить вероятность ушибания можно следующим образом..."
И никакого, господибожемой, "осторожно!" в процессе. Не надо в процессе под руку говорить, особенно негатив всякий. В процессе можно ненавязчиво страховать, можно давать позитивные инструкции: как лучше, надежней, правильней что-то сделать.
И уж если на то пошло, то обратное ничуть не лучше. Всякие там "давай, тебе понравится!" "это не страшно!" "не трусь, ты же парень!" "а Оля уже с самой высокой горки катается"...

  • 1