Previous Entry Share Next Entry
Осторожно, убьешься!
gelena_s
Когда-то, в очередной раз услышав обвинения в том, что НЛП «программирует и зомбирует», наш тогдашний руководитель грустно заметил: «Да куда там НЛП против любой нянечки из детсада или любящей бабушки и мамы! Тут хоть бы попробовать снять те «добрые» программы, которые они навесили!»

Вот очередная такая программа: «Осторожно! Ты упадешь/порежешься/разобьешься/убьешься!» Кто скажет, что это говорится со сзлым умыслом? Чисто из самых добрых побуждений. Но что происходит с ребенком, который на любую исследовательскую деятельность получает вот такие комментарии?

И чтобы это не было чистой теорией, вопрос: а как надо сказать? Чтобы и интерес не затоптать, и угрозу предупредить? Говоря научным слогом, чтобы не отключить познавательную активность.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Коллекционное

    Моя коллекция вульгарной психологии регулярно пополняется, хочу я этого или нет. Вот и на этот раз выдали такое, что я даже подзависла, а в голове…

  • Другая разница

    Вы не знали, а вообще-то прошлых два поста, вот этот и этот, между собой связаны. Довольно часто бывает, что женщины мужчин хвалят, и вроде как…

  • Про равенство

    Очень рада, что у комментаторов получился практически нормальный анализ текста. И сейчас соберем все вместе. Вот, смотрите: «мы…


Наверное, надо говорить про конкретную ситуацию. "чайник очень горячий, его сейчас нельзя трогать". или "это для тебя слишком высоко, нельзя прыгать". правда, черт его знает, в два года дите еще не поймет, наверное.

меня в детстве мама пыталась научить противоположному, мы пошли гулять в парк и она залезла на дерево, а я, по ее словам, страшно испугалась и стала кричать: мама! слезь! люди смеяться будут! :)

Ну а если ребёнок уже двинул руку к чайнику? Пока такое произнесёшь, он и опрокинуть его на себя успеет. Думать, что говорить, некогда, и всё равно скажешь то, что на уровне рефлексов!

Сначала обсудить технику безопасности, научиться пользоваться средствами защиты и аптечкой. А потом не лезть под руку.

вы доверите маленькому ребенку бутылочку с зеленкой или йодом? мазь от ожогов?

мне кажется, аптечка, ее содержимое, должны быть под запретом до школьного возраста точно

- осторожно, не упади! заменить на - Осторожно, держись на ножках!
убрать частицу "не", переформулировать в положительный ключ, заменить "упади" на "держись"

познавательный интерес
- подожди меня, я уже бегу тебе помогать/смотреть с тобой/я тоже хочу/давай вместе

и не по теме: аааа, как меня бесят всякие "тебя вот та тете заберет, я тебя милиционеру отдам, бабайка украдет!
никогда так вою старшую не пугала, что ж за люди такие, что своего ребенка пугают такими вещами :(

Я пару раз за бабайку посторонним вламывала прямо при детях. Громко и четко проговаривая в одном случае, что бабушка старенькая и не понимает, что несет, а в другом - что взрослые часто такие идиоты, и что большой - не значит умный. Всегда начиная с того, что ты - мой ребенок, и никакой посторонний человек тебе ничего и никогда не сделает, пожалуйста, не бойся. А вот тетеньку я щас пойду и рррразорву на клочки. Это, разумеется, не цитаты. И посылала вежливо. Но настоящий посыл читался.

По моему такое влияние сильно преувеличено. На моих племянников влияли одинаково, но старший вполне вменяемый, а из младшего лишнюю активность надо было бы ремнем выбивать, да рука ни у кого не поднялась. Из двух двоюродных братьев старший вот с такой излишней опасной активностью, а младший обычный парень.

Вот и получается что воспитывай - не воспитывай ничего не изменится

Я разрешала. Полез в мусорку - я просто оттаскивала за ворот. На всякое прочее говорила: это опасно. Это больно. Я знала, что нельзя говорить: ты упадёшь, ты заболеешь. Это, действительно, программирование.

Из меня выскакивает автоматически: "Осторожно! Не упади! Не порежься!". А там, где можно разбиться или покалечиться реально: "Стоп!"
Выработалось еще в подростковом возрасте с маленькой сестрой. Добрые взрослые укоряли меня, что я ее как собаку дрессированную окликаю (попробовали бы они погулять на костылях с трехлеткой...)
Сейчас вижу полезный результат Стопа на племянницах. Они так могут в саду крикнуть и воспитатели сразу поворачиваются. Пока доорешься: "Мариванна, тут Сидоров головой с горки вниз висит!" - Сидоров и навернуться с горки успеет.

Ещё вспомнила ситуацию: стоим в очереди с подругой, у подруги - пятилетняя дочь, ей скучно, полезла на стремянку, стоящую в торговом зале. Мать ей сказала: осторожно, высоко. Девочка всё равно полезла. От лестницы уже отогнана кучка детей мамами из очереди. Наша лезет. Подруга продолжает разговаривать со мной, просто смотрит в сторону лестницы.
Дочка уверенно взобралась наверх и уселась там, на зависть остальным. И так и просидела до конца очереди.
Я потом спросила подругу: ты не боялась? Она сказала: а там всё было прочно, я посмотрела. - А если бы она всё-таки упала? Она сказала: тогда она больше не полезла бы. По крайней мере, здесь бы она упала у всех на глазах, и ей помогли бы. Разве лучше, если она упадёт где-то одна, и некому будет ей помочь?

Ирина Б

(Anonymous)
Вот когда мне так говорил дед, я не воспринимала это как настройку на худшее, тк он же и учил меня, как правильно падать/лазить/играть в мяч и тд. Физрук был)) Воспринимала это чисто как речевой оборот, была уверена в своих силах. Пару раз, конечно, падала неудачно, но думаю, со всеми бывает. А вот когда подобное говорила мама (ты не уживешься с другими девочками на отдыхе!! ты же не сможешь играть в команде!!) - пробешивало. Потому что уверена была, что все будет хорошо (а если нет, соображу, как уладить ситуацию), но маму было не пронять. До сих пор сожалею немного, что пришлось отказаться из-за нее в участии в универской сборной по волейболу, звали ж))
А вот когда отец вот так говорил, это была катастрофа. Однажды сказал, что нельзя есть немытое, плохо будет - и меня вывернуло с одной виноградины. Сказал, чтобы не каталась на ледяной горке стоя, упаду - и я упала, ударившись головой об лед, хотя с дедом сто раз каталась и ничего, в худшем случае на бок и в снег.

Это зависит от того, в каком возрасте вы тогда были.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
"Осторожно, не упади, держись крепко", "нож острый, им можно порезаться, держи его аккуратно".

Есть ли какая-то экспериментальная, доказательная база для утверждений, что фразы "порежешься" и "упадёшь" повышают вероятность порезаться и упасть? Потому что это вовсе не очевидно и смахивает на высосанную из пальца псевдонаучную галиматью

Есть. По скорости обработки сигнала. Конкретный глагол обрабатывается быстрее, чем конструкция с не.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Уже здесь написали, но я повторюсь.
Глаголов с частицей "не" не существует в природе, их легко можно заменить на другие глаголы, аналогичные по смыслу. Классический пример из того де НЛП - надо представить у себя в мыслях ситуацию "собака не гонится за кошкой". Глагол "не гонится" можно заменить на кучу других: сидят, лежат, собака стоит, кошка лежит и т.д.

Дети учат действия и слова, что эти действия означают. Причем для детей нет понимания, что есть "плохие" действия, есть "хорошие" и есть "опасные". Для детей все действия пока равнозначные. Но в процессе обучения ребенок будет выполнять те действия, которые произносит взрослый. Если мама говорит: "«Ты упадешь/порежешься/разобьешься/убьешься!»" то ребенок это и выполнит - упадет/порежется/разобьется/убьется. Та же ситуация и с частицей "не" - ребенок выполнит то, что от него требуют, но без частицы "не". Скажете ему "не урони!" - и он обязательно уронит. и т.д.

Надо говорить то, что хотите получить: заменять глаголы с "не" на другие: например - "не урони" заменить на "держи крепче", "не упади!" - на "иди прямо" и т.д.

Кстати, тренера по конному спорту знают об этом и пользуются. Если лошадь вдруг понесет, то тренера дружно кричат всаднику - "Сидеть! Сидеть!"

-----Глаголов с частицей "не" не существует в природе---
Вообще-то, существуют. ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровиться, неволить, недополучить, невзлюбить, несдобровать как вариант.
И меня всегда занимал вопрос. Если мозг так уж отрицает частицу "не", то как в таком случае работает мозг у англичанина?

Но прием правильный.

(no subject) (Anonymous) Expand
Прямо-таки на любую? Если "исследовательская деятельность" всегда выражается исключительно в чём-то опасном, то тогда получается, что пересекать её всё-таки надо.

Вопрос как говорить. Пресекать, или учить учитывать обстоятельства?

Любая негативная программа действий, любое негативное предупреждение, любой негативный запрос - не конструктивны в принципе. Потому что несут информацию о том, как не надо (не хочу), а как надо (хочу) в них ничего не говорится. Ну "так не делай". Отлично. А как делать?.. Я делаю что-то неправильно? Как правильно?
Вот пожалуйста, тут то же самое. Позитивную программу. Слезать откуда-то нужно лицом к склону, а не спиной к склону. Чайник горячий, его надо брать с осторожностью, за ручку, носиком от себя. Сначала потренироваться на легком чайнике с холодной водой, потом брать горячий и тяжелый.
Если ТБ говорит не делать чего-то в принципе, уточнить, что делать вместо. Нельзя подходить к лошади сзади. А лошадь стоит в деннике хвостом к двери, но мне надо зайти. Окликни лошадь, убедись, что она тебя заметила и услышала, позови, убедись, что избушка встала к лесу задом, к тебе передом - и заходи.
Опять же, в каждой ситуации уточнять, почему именно не делать так, а делать иначе\не сейчас\не делать в принципе. Какие недостающие навыки надо освоить, какие дополнительные условия соблюсти и в чем смысл этих требований.
Ну и в каждом конкретном случае оценивать состояние собственного церебрального инсектария. Не давать мелкому ребенку ножницы с острыми концами - да. Забрать - да. но дать другие. Порежется? Да, бывает. Но ребенку не хватит сил, упорства и терпения отрезать себе палец ножницами, так что катастрофы не случится. И ребенок может упасть и ушибиться, это бывает. Может быть куча негативных последствий, но если они не являются непоправимыми, жизнеугрожающими или уж очень долгоиграющими - ну что ж тут поделаешь. Бывает.
За языком следить опять же. Ну вот взять к примеру "разобьешься". Это как? Что себе человек при этом представляет? Что может представить ребенок? "Ушибешься". Хорошо, "больно ушибешься". Это не считая того, что мы говорим о вероятностных каких-то вещах, а не о гарантированных. Так что "можешь ушибиться". А еще точнее говоря "я опасаюсь, что ты можешь ушибиться, по таким-то и таким-то причинам; снизить вероятность ушибания можно следующим образом..."
И никакого, господибожемой, "осторожно!" в процессе. Не надо в процессе под руку говорить, особенно негатив всякий. В процессе можно ненавязчиво страховать, можно давать позитивные инструкции: как лучше, надежней, правильней что-то сделать.
И уж если на то пошло, то обратное ничуть не лучше. Всякие там "давай, тебе понравится!" "это не страшно!" "не трусь, ты же парень!" "а Оля уже с самой высокой горки катается"...

Минимизируй/учитывай риски.
В своё время именно поэтому сократила общение с русской диаспорой до минимума. Утомили сына пугать. И это ... дивное «девушка, а Вы на байке не боитесь разбиться» и нежно так, с заботой в глаза заглядывают )))

Edited at 2018-02-02 12:46 pm (UTC)

и "деньги людей портят" :)
Вот американцев почему-то не портят. Наверно только русских.

У меня девица бедовая, кричу весь ассортимент от "слезь, опасно", "держись крепко" до "не ходи туда, там машины!!!"
Ничего не номогает, или, если без негативного ключа, все игнорируется. Я наполовину седая исключительно по причине бедовости девицы )))

?

Log in

No account? Create an account