Previous Entry Share Next Entry
Осторожно, убьешься!
gelena_s
Когда-то, в очередной раз услышав обвинения в том, что НЛП «программирует и зомбирует», наш тогдашний руководитель грустно заметил: «Да куда там НЛП против любой нянечки из детсада или любящей бабушки и мамы! Тут хоть бы попробовать снять те «добрые» программы, которые они навесили!»

Вот очередная такая программа: «Осторожно! Ты упадешь/порежешься/разобьешься/убьешься!» Кто скажет, что это говорится со сзлым умыслом? Чисто из самых добрых побуждений. Но что происходит с ребенком, который на любую исследовательскую деятельность получает вот такие комментарии?

И чтобы это не было чистой теорией, вопрос: а как надо сказать? Чтобы и интерес не затоптать, и угрозу предупредить? Говоря научным слогом, чтобы не отключить познавательную активность.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про человека-комету

    Меня попросили спросить, поделитесь личным опытом, наблюдениями. Есть такие люди, которые где бы они не были, везде за собой оставляют шлейф мусора…

  • Отдельно стоящие

    Есть один интересный вид целей, который тоже полезно поисследовать. Поскольку такие цели тоже много отнимают ресурсов и не дают ничего взамен. Это…

  • Два подхода

    В продолжение поста об ответственности, следующий вопрос: кто, на ваш взгляд, будет успешнее в достижении своих целей? Тот, кто стопроцентную…


promo gelena_s 12:00, wednesday 9
Buy for 10 000 tokens
У меня образовалась возможность сделать однодневный тренинг по денежной теме. Правда, зал будет на Павелецкой, он сами знаете, небольшой. Так что, кто успел, тот успел. Там мы постараемся пройтись по тем ограничениям в заработке, с которыми самостоятельно трудно справиться. Семинар будет…

Наверное, надо говорить про конкретную ситуацию. "чайник очень горячий, его сейчас нельзя трогать". или "это для тебя слишком высоко, нельзя прыгать". правда, черт его знает, в два года дите еще не поймет, наверное.

меня в детстве мама пыталась научить противоположному, мы пошли гулять в парк и она залезла на дерево, а я, по ее словам, страшно испугалась и стала кричать: мама! слезь! люди смеяться будут! :)

Ну а если ребёнок уже двинул руку к чайнику? Пока такое произнесёшь, он и опрокинуть его на себя успеет. Думать, что говорить, некогда, и всё равно скажешь то, что на уровне рефлексов!

Сначала обсудить технику безопасности, научиться пользоваться средствами защиты и аптечкой. А потом не лезть под руку.

вы доверите маленькому ребенку бутылочку с зеленкой или йодом? мазь от ожогов?

мне кажется, аптечка, ее содержимое, должны быть под запретом до школьного возраста точно

- осторожно, не упади! заменить на - Осторожно, держись на ножках!
убрать частицу "не", переформулировать в положительный ключ, заменить "упади" на "держись"

познавательный интерес
- подожди меня, я уже бегу тебе помогать/смотреть с тобой/я тоже хочу/давай вместе

и не по теме: аааа, как меня бесят всякие "тебя вот та тете заберет, я тебя милиционеру отдам, бабайка украдет!
никогда так вою старшую не пугала, что ж за люди такие, что своего ребенка пугают такими вещами :(

Я пару раз за бабайку посторонним вламывала прямо при детях. Громко и четко проговаривая в одном случае, что бабушка старенькая и не понимает, что несет, а в другом - что взрослые часто такие идиоты, и что большой - не значит умный. Всегда начиная с того, что ты - мой ребенок, и никакой посторонний человек тебе ничего и никогда не сделает, пожалуйста, не бойся. А вот тетеньку я щас пойду и рррразорву на клочки. Это, разумеется, не цитаты. И посылала вежливо. Но настоящий посыл читался.

По моему такое влияние сильно преувеличено. На моих племянников влияли одинаково, но старший вполне вменяемый, а из младшего лишнюю активность надо было бы ремнем выбивать, да рука ни у кого не поднялась. Из двух двоюродных братьев старший вот с такой излишней опасной активностью, а младший обычный парень.

Вот и получается что воспитывай - не воспитывай ничего не изменится

Я разрешала. Полез в мусорку - я просто оттаскивала за ворот. На всякое прочее говорила: это опасно. Это больно. Я знала, что нельзя говорить: ты упадёшь, ты заболеешь. Это, действительно, программирование.

Из меня выскакивает автоматически: "Осторожно! Не упади! Не порежься!". А там, где можно разбиться или покалечиться реально: "Стоп!"
Выработалось еще в подростковом возрасте с маленькой сестрой. Добрые взрослые укоряли меня, что я ее как собаку дрессированную окликаю (попробовали бы они погулять на костылях с трехлеткой...)
Сейчас вижу полезный результат Стопа на племянницах. Они так могут в саду крикнуть и воспитатели сразу поворачиваются. Пока доорешься: "Мариванна, тут Сидоров головой с горки вниз висит!" - Сидоров и навернуться с горки успеет.

Ещё вспомнила ситуацию: стоим в очереди с подругой, у подруги - пятилетняя дочь, ей скучно, полезла на стремянку, стоящую в торговом зале. Мать ей сказала: осторожно, высоко. Девочка всё равно полезла. От лестницы уже отогнана кучка детей мамами из очереди. Наша лезет. Подруга продолжает разговаривать со мной, просто смотрит в сторону лестницы.
Дочка уверенно взобралась наверх и уселась там, на зависть остальным. И так и просидела до конца очереди.
Я потом спросила подругу: ты не боялась? Она сказала: а там всё было прочно, я посмотрела. - А если бы она всё-таки упала? Она сказала: тогда она больше не полезла бы. По крайней мере, здесь бы она упала у всех на глазах, и ей помогли бы. Разве лучше, если она упадёт где-то одна, и некому будет ей помочь?

Ирина Б

(Anonymous)
Вот когда мне так говорил дед, я не воспринимала это как настройку на худшее, тк он же и учил меня, как правильно падать/лазить/играть в мяч и тд. Физрук был)) Воспринимала это чисто как речевой оборот, была уверена в своих силах. Пару раз, конечно, падала неудачно, но думаю, со всеми бывает. А вот когда подобное говорила мама (ты не уживешься с другими девочками на отдыхе!! ты же не сможешь играть в команде!!) - пробешивало. Потому что уверена была, что все будет хорошо (а если нет, соображу, как уладить ситуацию), но маму было не пронять. До сих пор сожалею немного, что пришлось отказаться из-за нее в участии в универской сборной по волейболу, звали ж))
А вот когда отец вот так говорил, это была катастрофа. Однажды сказал, что нельзя есть немытое, плохо будет - и меня вывернуло с одной виноградины. Сказал, чтобы не каталась на ледяной горке стоя, упаду - и я упала, ударившись головой об лед, хотя с дедом сто раз каталась и ничего, в худшем случае на бок и в снег.

Это зависит от того, в каком возрасте вы тогда были.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
"Осторожно, не упади, держись крепко", "нож острый, им можно порезаться, держи его аккуратно".

Есть ли какая-то экспериментальная, доказательная база для утверждений, что фразы "порежешься" и "упадёшь" повышают вероятность порезаться и упасть? Потому что это вовсе не очевидно и смахивает на высосанную из пальца псевдонаучную галиматью

Есть. По скорости обработки сигнала. Конкретный глагол обрабатывается быстрее, чем конструкция с не.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Уже здесь написали, но я повторюсь.
Глаголов с частицей "не" не существует в природе, их легко можно заменить на другие глаголы, аналогичные по смыслу. Классический пример из того де НЛП - надо представить у себя в мыслях ситуацию "собака не гонится за кошкой". Глагол "не гонится" можно заменить на кучу других: сидят, лежат, собака стоит, кошка лежит и т.д.

Дети учат действия и слова, что эти действия означают. Причем для детей нет понимания, что есть "плохие" действия, есть "хорошие" и есть "опасные". Для детей все действия пока равнозначные. Но в процессе обучения ребенок будет выполнять те действия, которые произносит взрослый. Если мама говорит: "«Ты упадешь/порежешься/разобьешься/убьешься!»" то ребенок это и выполнит - упадет/порежется/разобьется/убьется. Та же ситуация и с частицей "не" - ребенок выполнит то, что от него требуют, но без частицы "не". Скажете ему "не урони!" - и он обязательно уронит. и т.д.

Надо говорить то, что хотите получить: заменять глаголы с "не" на другие: например - "не урони" заменить на "держи крепче", "не упади!" - на "иди прямо" и т.д.

Кстати, тренера по конному спорту знают об этом и пользуются. Если лошадь вдруг понесет, то тренера дружно кричат всаднику - "Сидеть! Сидеть!"

-----Глаголов с частицей "не" не существует в природе---
Вообще-то, существуют. ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровиться, неволить, недополучить, невзлюбить, несдобровать как вариант.
И меня всегда занимал вопрос. Если мозг так уж отрицает частицу "не", то как в таком случае работает мозг у англичанина?

Но прием правильный.

(no subject) (Anonymous) Expand
Прямо-таки на любую? Если "исследовательская деятельность" всегда выражается исключительно в чём-то опасном, то тогда получается, что пересекать её всё-таки надо.

Вопрос как говорить. Пресекать, или учить учитывать обстоятельства?

Любая негативная программа действий, любое негативное предупреждение, любой негативный запрос - не конструктивны в принципе. Потому что несут информацию о том, как не надо (не хочу), а как надо (хочу) в них ничего не говорится. Ну "так не делай". Отлично. А как делать?.. Я делаю что-то неправильно? Как правильно?
Вот пожалуйста, тут то же самое. Позитивную программу. Слезать откуда-то нужно лицом к склону, а не спиной к склону. Чайник горячий, его надо брать с осторожностью, за ручку, носиком от себя. Сначала потренироваться на легком чайнике с холодной водой, потом брать горячий и тяжелый.
Если ТБ говорит не делать чего-то в принципе, уточнить, что делать вместо. Нельзя подходить к лошади сзади. А лошадь стоит в деннике хвостом к двери, но мне надо зайти. Окликни лошадь, убедись, что она тебя заметила и услышала, позови, убедись, что избушка встала к лесу задом, к тебе передом - и заходи.
Опять же, в каждой ситуации уточнять, почему именно не делать так, а делать иначе\не сейчас\не делать в принципе. Какие недостающие навыки надо освоить, какие дополнительные условия соблюсти и в чем смысл этих требований.
Ну и в каждом конкретном случае оценивать состояние собственного церебрального инсектария. Не давать мелкому ребенку ножницы с острыми концами - да. Забрать - да. но дать другие. Порежется? Да, бывает. Но ребенку не хватит сил, упорства и терпения отрезать себе палец ножницами, так что катастрофы не случится. И ребенок может упасть и ушибиться, это бывает. Может быть куча негативных последствий, но если они не являются непоправимыми, жизнеугрожающими или уж очень долгоиграющими - ну что ж тут поделаешь. Бывает.
За языком следить опять же. Ну вот взять к примеру "разобьешься". Это как? Что себе человек при этом представляет? Что может представить ребенок? "Ушибешься". Хорошо, "больно ушибешься". Это не считая того, что мы говорим о вероятностных каких-то вещах, а не о гарантированных. Так что "можешь ушибиться". А еще точнее говоря "я опасаюсь, что ты можешь ушибиться, по таким-то и таким-то причинам; снизить вероятность ушибания можно следующим образом..."
И никакого, господибожемой, "осторожно!" в процессе. Не надо в процессе под руку говорить, особенно негатив всякий. В процессе можно ненавязчиво страховать, можно давать позитивные инструкции: как лучше, надежней, правильней что-то сделать.
И уж если на то пошло, то обратное ничуть не лучше. Всякие там "давай, тебе понравится!" "это не страшно!" "не трусь, ты же парень!" "а Оля уже с самой высокой горки катается"...

Минимизируй/учитывай риски.
В своё время именно поэтому сократила общение с русской диаспорой до минимума. Утомили сына пугать. И это ... дивное «девушка, а Вы на байке не боитесь разбиться» и нежно так, с заботой в глаза заглядывают )))

Edited at 2018-02-02 12:46 pm (UTC)

и "деньги людей портят" :)
Вот американцев почему-то не портят. Наверно только русских.

У меня девица бедовая, кричу весь ассортимент от "слезь, опасно", "держись крепко" до "не ходи туда, там машины!!!"
Ничего не номогает, или, если без негативного ключа, все игнорируется. Я наполовину седая исключительно по причине бедовости девицы )))

?

Log in

No account? Create an account