Previous Entry Share Next Entry
Говорить, что бы слышали
gelena_s
Итак, в чем засада «надо было»? Дело в том, что постулат «человек всегда выбирает лучшее поведение из доступного ему на ТЕКУЩИЙ момент» отменить не удастся. И ситуация с выбором решения или поведения делится на два варианта.

Первый - что человек был болен, устал, задумался о чем-то постороннем или банально протупил. То есть, от снижения концентрации получил доступ к меньшему количеству вариантов. Не забывайте, чем более мы «не в форме», тем более автоматическим становится наше поведение, тем большая вероятность, что мы будет поступать, как в детстве поступали родительские фигуры на наших глазах, например. Кстати, не обязательно именно родители. Но выбор вариантов будет сильно меньше.

В таком случае человек и сам знает, что протупил и ему получить из чужих уст «вам надо было» - наждаком по больному месту. Ему, возможно, надо было выспаться в первую очередь.

Второй вариант - когда у человека просто в опыте нет других вариантов поведения. По каким-то причинам. Не научили, не было примера. Как в анекдоте «а чё, мона было?!» Вот тогда альтернативные варианты поведения вполне уместно человеку показать, но есть маленькое НО.

«Вам надо было» - выражение, обращенное в прошлое. Другими словами звучит так: «Дорогой, заведи-ка быстренько свою машину времени, мухой слетай взад и все там переделай!» Но машины времени у человека нет! Поэтому большинство, услышав «вам надо было», сразу уйдут в защиту или выдадут слабо скрываемую агрессию. Тем более, если за привычным «надо было» хорошо заметно «ну ты деби-и-ил!!!»

Или выдадут другой вариант реакции, который, кстати, никто не заметил: игра в «ДА, НО!» в мягком или не очень варианте.

Так что, если хотите действительно дать полезный совет и чтобы им воспользовались, то говорить полезнее по другому. Но как?

Вот вам и вопрос: а как же дать свой совет, чтобы его услышали, в первом и во втором случае?

И как вы их для себя различите?

Подсказка: обращайтесь в будущее, а не прошлое.




Подписаться


Recent Posts from This Journal

  • Слышу, слышу…

    Ну а если говорить о собственных заблуждениях мужчин, касаемо секса и не только, то самое вредное заблуждение такое: если о проблеме не говорить, то…

  • С другой стороны

    Как-то я тоже была в диком офигении, когда мне соседка поделилась, что ее отругала родственница за то, что та купила мужу красивую рубашку. Как…

  • Хвалите меня, хвалите…

    Хочу сразу предупредить, что хвалить полезно, всех. Вопрос – как. Тут есть два важных элемента: за что и, так сказать, от чьего имени.…


В подобных ситуациях лучше (можно ещё, как вариант)...
В следующий раз...

И тут тоже автор блога удаляет неугодные комментарии :)

Причем откровенные оскорбления и хамство цветут в комментариях пышным цветом, а авторы комментариев гордятся, что им за это ничего не будет.

Ничего себе такой психотерапевтический блог ))

Один раз ошиблась. На своих ошибках учатся. В следующий раз - учту.
Про игру "Да, но" писать не стала, поскольку некогда отвечать на форумные опросы, при всём уважении к форумчанам - работа подвалила.

У меня в таких случаях обычно 2 реакции. Если все закончилось благополучно, то "молодцы, что быстро сообразили/не растерялись/настояли...".
А если не очень благополучно, то что-нибудь вроде "ооо, надо будет иметь в виду такое, когда поеду в Прагу" причем даже если я туда вообще в ближайших лет триста не собиралась) Это скорее моя типовая реакция.


Когда мы с ребенком обсуждаем, или я свои действия обдумываю, я начинаю с "В другой раз..." Может, тоже неидеально, конечно.
Послушаю, что другие скажут.

Edited at 2018-01-17 08:37 am (UTC)

Поздно пить боржоми. Работаем с тем, что есть на данный момент.
Я могу помочь тебе тем-то и тем-то.

учти и в следующий раз сделай вот так...

В первом случае максимум на что можно пойти, так это на фразу: "Ну ты же понимаешь [время настоящее], что В НЕКОТОРЫХ случаях подобные действия (бездействия, поведение) ИНОГДА могут приводить [время будущее] к таким вот последствиям [тоже будущее], значит все БУДЕТ хорошо".

Во втором максимум это: "Вот и отлично. Курсы повышения квалификации пройдены. При желании можем поговорить о возможных вариантах"

А советов без запросов лучше вообще не давать, потому что тех, кто подсказывает, на раз из класса выгоняют. А если уж и давать, то сосредотачивать внимание не на полезности, а на возможных опасностях.

Вообще не вижу смысла давать советы по поводу уже происшедшего (и завершившегося) события (тем более, что точка зрения рассказывающего может иметь к реальности происшедшего весьма отдаленное отношение).

Если у события есть какие-то последствия, с которыми нужно что-то делать - говорю "можно сделать это и то" или "я бы сделала это и то", но, в любом случае решение принимать будет тот, кто спрашивает.

"как жаль, что ты не сделал так-то.."

Это точно обращение в будущее?

зависит от того, с кем общаешься, кому транслируешь свое надо_было. с ребенком будут использоваться совсем другие слова, чем с начальником, пожилым человеком, подругой и пр.

общая схема может быть такой (опять таки, если человек готов услышать)

- смотри, у тебя были вот такие варианты еще, которые ты не использовал/проглядел... возможно уже в перечислении этих вариантов человек увидит тот, что ему в голову не пришел
- мне кажется вот этот вариант был бы для тебя лучше (не совсем хорошая формулировка, т. к. она "сверху" и кто давал право решать что именно другому человеку лучше. но может эта же формулировка продемонстрировать установку "я тебя вижу и слышу, я думаю о тебе, забочусь и хочу помочь")
- возможно, стоило поступить так... (похож на предыдущий вариант)
- и я бы на твоем месте выбрала вот этот вариант... (очень похоже на предыдущий пункт, но здесь уже нет персоны того, кому адресован совет, акцент смещен на советчика, хотя есть риск свалиться в Я-калку, какой я умный, всегда знаю как поступить надо)
- в следующий раз в похожих ситуациях давай будем делать так... (тут есть перенос в будущее, полезно, если ситуацию уже обсудили и какой-то диалог есть, если с пустого места начать с этой фразы, то она прозвучит директивно)
- о, у меня/моих знакомых/я читала была похожая ситуация, я/знакомые/люди_из_истории сделали так...
- спасибо, что рассказала/поделилась со мной этой затруднительной ситуацией, если в будущем я попаду в похожие обстоятельства, я сделаю так или так

давать непрошенные советы - дело неблагодарное, чаще всего люди не конкретный совет просят, все уже случилось, они хотят разделить эмоции, ищут сочувствия, совместного проживания гнева, злости, возмущения (вот уроды, мужики казлы). не нужен там работающий совет, там жилетка с зеркалом нужны, слив эмоций

Edited at 2018-01-17 09:20 am (UTC)

А кто вам сказал, что вы обязаны предоставлять эмоциональное обслуживание тем, кто ни сам ничего толком делать не умеет, ни советов по делу слушать не хочет?

И почему вы должны заткнуться, если считаете нужным сказать свое мнение?

(no subject) (Anonymous) Expand
Если спросят, скажу что я б сделала так и так. Или - ага, теперь буду знать, что надо то и то.

Я так понимаю, что при разговоре в первом случае человек жалеет, что поступил так-то и не увидел конкретного варианта, который он видит теперь. Тогда можно сказать ну слушай, со всеми бывает, люди ошибаются, это нормально для человека - в следующий раз этот вариант увидишь, ты же уже ученый :)

Во втором случае человек просто расстроен и не знает, как поступить. Можно просто подкинуть вариант мол "я где-то читала, что люди делают так-то" или "как вариант можно сделать Х". И добавить, что "в следующий раз можешь попробовать так сделать, и фигня не повторится" или "не боись, в следующий раз все получится, ты же опытный уже и знаешь, что делать" :)

1. с пониманием отнестись. обычно видно, что человек расстроен и сам сейчас, "узадним умом " всё понял. и если и давать совет, то говорить о том, что сделать, чтобы спокойно войти в ситуацию принятия решения, спокойно и уверенно. тут для меня понимание-самое действенное

2.о новом опыте говорить, о том, что сейчас человек нового пережил и теперь этот опыт у него есть. если я вижу, что кто то движется на на ножи по незнанию того, что они там есть, говорю о своём опыте в такой ситуации, моём личном. а там уже пусть идёт куда знает.
потом о приобретённом опыте, если человеку надо, можно беседы поговорить

На самом деле нужно дать только один совет: "сходить к хорошему психотерапевту, который не устраивает коллективную травлю давших неугодные советы, и научиться брать ответственность за свои действия на себя, а не срывать свое зло на не причастных к произошедшему людях.

(no subject) (Anonymous) Expand
Я всегда домашним говорю про следующий раз. В следующий раз надо сделать вот так, а тут лучше вот этак, на будущее учти, что вот это лучше. Всякие такие варианты.

И интересно, что почти без вариантов оба вспыхивают про прошлое - что не могли иначе, что так получилось, что незачем мне их ругать. И я каждый раз словами обращаю внимание - что и не думала ругать про прошлое - и никогда не ругаю про уже произошедшее! Во-первых, оно уже прошло, свершилось, машины времени нет, переиграть невозможно. Во-вторых, явно же они не знали, как лучше, как правильно, как удачнее сделать - по разным причинам - в первый раз столкнулись с таким, времени не было подумать, не знали, что есть варианты или возможности испортить. Поэтому я к этому прошедшему претензий не имею. И сейчас говорю только про то, что на будущее нужно помнить и какую стратегию знать. Только и всего.

И они расслабляются. Но все равно первая реакция вот такая - ожидание, что будут упрекать и ругать.

Меня тоже советы про "следующий раз" бесят.
Потому что
а) в идеале следующего раза не случится
б) если я буду в тех же просевших кондициях, то хрен я вспомню данный сейчас совет. Особенно, если у меня опять не будет времени подумать.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
в будущее не умею. Не научили. Послушаю, "как можно было"

менее болезненный (мне так кажется) вариант обуждения уже случившегося использую такой: "Ты знаешь, в нашей деревне был как раз подобный случай: Петрович хотел поменять евро на кроны, а ему... Так вот он поступил так то и так то, представляешь?"

Никак. Вы имеете полное право говорить то, что считаете нужным и не обязаны подстраиваться под всех окружающих психопатов. А остальные имеют право раздражаться и не слушать ваши советы.

Но вы не обязаны унижаться и прогибаться под них. А вот вежливость еще никто не отменял, и, если кому-то не нравится ваше мнение, они могут вежливо об этом сказать.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
?

Log in

No account? Create an account