?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Мещанское
gelena_s
Тут у синей вороны был пост, в котором вопрос, который тоже меня довольно долго мучил в советской молодости.

Вот нафига столько было демагогии про мещанство и потребительство?

Ведь все равно не работало. И все равно все видели лицемерие. Про партийные «распределители» все знали еще с тридцатых годов. И даже если не во все времена можно было шутить, но точно все знали, что если все были как бы равны, то руководство – «ровнее».

Откуда эти потуги «отменить быт»? И зачем?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Развитие сюжета

    Обычно в кейсах я привожу истории, которые устарели даже для самих участников. И участники прошлого кейса тоже давно в других браках и там есть…

  • Спорное

    Внезапно получила благодарность за свой старый совет. В нашем районе воду отключали, видимо, что-то ремонтировали. Поэтому пошла в дальний салон, в…

  • Архивное

    И в продолжение фотографической темы. Я уже как-то писала на эту тему, но просят еще. Что вы делаете со своими старыми фото, где вы себе совсем не…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Ну, это вопрос философский - тут тебе и хрстианская аскеза и красивый бунт против сытой и бездуховной жизни, и куда как более банальные попытки прикрыть тот факт, что коммунистическая экономика может запустить в космос симпатичного парня Юру, но обеспечить всех баб панталонами приличного фасона - нет.
Вообще говоря многое из того, что коммунисты предлагали, и что потом было осмеяно, таки вошло в наш быт, почти неузнаваемо. Вот, скажем, есть у нас в Питере здание, прозванное "слеза комсомолке" (на углу Графского переулка и Рубинштейна, там О. Бергольц жила) - а-ха-ха, как смешно, они придумали сделать общую прачечную в подвале! А как подумаешь, так и не смешно, вон, вся Скандинавия так живёт. А-ха-ха, долой кухонное рабство, даешь питание в столовых. В СТОЛОВЫХ (с алюминиевыми вилками, удушающим запахов варёной капусты и пустым супом) питаться не хочется. Но- ах, нет времени утром завтракать, сейчас залетим в пекаренку внизу, лате, американо и два круассана с сыром, пожалуйста. Ооо, меня на этой смене как ногами били, тааак, а давай закажем вьетнамскую еду на дом!
Любимый мной интерьерный минимализм-функционализм чудесно вписывается "в не-мещанскую" идеологию СССР (другое дело, что тот минимализм выйдет сопоставимо, когда не дороже постельного белья с лебедями и золотой лепнины в сортире). Утопический проект униформы для граждан - какая гадость. Хотя... Я всю жизнь ношу форму - школьную, рабочую, нефорскую (в 33 можно уже признать, что косухи и берцы тоже были своей униформой), да и на улице видя толпы народу в классных, удобных худи, джинсах и кроссовках задумаешься - да так ли уж утопичен был проект-то?

противостояние - не минимализм/неприхотливость против лепнины, золота и ежедневного ужина из трех перемен, а качественно, красиво, удобно + удобный выбор против отсутствия выбора, жрите что дают, некрасиво, невкусно, неудобно.

Никто и тогда не гнал в столовую, где кормят плохо. Я ходила по утрам овсянку есть подальше, но повкуснее. Сама я ее на таком уровне так и не научилась готовить.

Значит, был выбор. А был он не у всех.

Так он и сейчас не у всех. Если в округе ровно одна столовая, а на вторую желающих не хватает, то ситуация ровно та же. У нас вот теперь утром позавтракать вне дома негде просто абсолютно, а иногда позарез надо.

А вот тут-то дьявол и сидит.
Ну и любая, пусть самая полезная и правильная вещь вменённая в любовь насильно ничего, кроме отвращения не вызывает. Хоть лыжный спорт (прекрасная вещь, я тут намедни попробовала и осталась довольна, а вот мама аж видеть лыжи не может после школьных нормативов), хоть производственная гимнастика, хоть антиалкогольная компания.

Верно.

(хотя наш выбор сейчас тоже далеко не свободный - реклама, мода, убеждения, выбор от противного и т.п., но по крайней мере мы думаем что он свободный и это нам приятно).

Сейчас, кажется, это все - результат сознательного выбора, который вырос на оверпотребительстве нескольких сытых лет, а не потому что это спущено сверху и по-другому не предусмотрено.

В том-то и дело это, я вам скажу, давний и обширный для меня предмет размышлений. Наша история сложилась так, что мы вообще очень плохо представляем себе, как должно выглядеть богатство. Те же партийные боссы во-первых и сами были нищие - скажем, с точки зрения их западного сверстника, во-вторых простые, как грабли - ну какую они роскошь себе могли придумать? Слоников на комоде и баночное пиво? Остальные могли вообразить себе богатство ходя в Эрмитаж - отсюда страсть строить Версаль в хрущёбах.

Я впервые услышала в Петергофе на экскурсии, что Екатерине II, оказывается, очень не нравилось "елизаветинское барокко", у нее там, что называется, глаза вытекали, она предпочитала классицизм. Я тут с ней очень солидарна. И потом ведь, в 19 веке, у аристократов вроде не было в моде особенной роскоши и всяких там безобразий вроде золота во всех местах. Получается, в середину 18 века откатились.

(про Екатерину, если что, продаю за что купил).

Когда люди сами доходят до такого стиля, при наличии выбора, совсем другое дело. А вот когда это насаждалось при отсутствии выбора, это было манипулированием людьми.

На самом деле всё проще. Когда кругом стописят пекрен, сушарен, кофеен, прости господи суперий и бургерных, а какая-то мелочь у тебя в кармане звякает, отлично послать к чёрту кухонное рабство (я ненавижу готовить) и питаться общественным образом, ну а если денег мало - прийти домой и пожарить отбивную.
А вот когда дома ты будешь лопать мороженого хека, или в столовой добровольно-принудительно его же - это никого и никак не обрадует. Выясняется, в целом, что путь из кухонного рабства - это деньги, а никакие не общественные столовые.
То же и с лёгким немещанским бытом. Чудно, просто чудно не копить запасов, выбегать из дома налегке, буквально с одной банковской картой и телефоном, а дом украшать всяким высокодуховным - авторской мелкой пластикой, пастелями и батиками. Но можно это себе позволить только при наличии того ж презренного металла. Когда с металлом плоховато, ты хранишь не только спальник, палатку шубу, но и запас простыней (купила вот по случаю, и теперь буду до старости на них спать, может, вообще никогда простыней не смогу купить!), и понтуешься не ценной акварелью, а фарфором в серванте, потому что уж совсем отрешится от этого никому, наверное, не дано.
И уж совсем тоска, когда нет и не будет альтернативы вот этому вот - штопаным чулкам, хеку и стройке.

Ну так презренный металл тоже относится к свободному выбору - от тебя зависит сколько его иметь и на что тратить. Если же металл презренный и желательно его у тебя отобрать и лимитировать сколько тебе его выдавать, то тогда да - тогда мы говорим о высокой немещанской духовности.

А чем вам так хек не нравится? Моя любимая рыба, может вы её не так готовите?

"прикрыть тот факт, что коммунистическая экономика может запустить в космос симпатичного парня Юру, но обеспечить всех баб панталонами приличного фасона - нет. "
поправка: обеспечение всех баб панталонами приличного фасона в приоритеты гос. политики не входило.
В принципе.
Так же, ка ки обспечение такими предматами первой необходимости, как прокладки и тампоны.

Просто не входило в гос.план

Гораздо проще было такие потребности обозвать "мещанством" и отмахнуться от них.

В том числе.ю на гос. уровне.

  • 1