?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Еще продолжение
gelena_s
Решила в связи со вчерашним постом повесить отрывок из Хеллингера. можно было бы и из Берна, но у Хеллингера мне больше нравится.
Цитата:
Первый вид: первичное чувство. Это чувство, вызванное конкретным событием и соответствующее ему. Когда умирает мать, ребенок охвачен болью, он плачет и рыдает. Это первичное чувство. Оно соответствует происшедшему. Первичные чувства зачастую очень сильны, но при этом кратки. Если отдаться им целиком, они проходят быстро. Первичные чувства живы и направлены вовне. Ребенок, охваченный скорбью, плачет с открытыми глазами. Глядя на умершую мать, он рыдает с открытыми глазами. Закрывая глаза, испытываешь, как правило, другое чувство. Это вторичное чувство. Вторичное чувство является подменой силы первичного чувства. Мы упиваемся вторичными чувствами и держимся за них, т. к. они служат отрицанию действия. Проявление вторичного чувства не должно ввести терапевта в заблуждение. Если это произойдет, клиент покажет, что терапевт не сможет ему помочь. Ведь вторичное чувство имеет целью препятствие действию. Я работаю с таким клиентом, только если он «вынырнет» из своего вторичного чувства и снова погрузится в первичное. Первичные чувства не поддаются управлению изнутри. Выражение первичных чувств не может скомпрометировать. Проявление первичных чувств вызывает сопереживание. Такое сопереживание делает нас сильными. Несмотря на то, что своим сочувствием мы на стороне другого, другой при этом не лишает нас чего-то. В противоположность этому при виде проявления вторичных чувств мы чувствуем себя беспомощными, иногда злимся. Мы чувствуем, что нас используют. Демонстрирующий вторичное чувство отвлекает внимание на себя. При проявлении первичного чувства, напротив, внимание никогда не привлечено к тому, кто проявляет это чувство. Мы попадаем в ситуацию сочувствия, и все же каждый остается с самим собой. При проявлении вторичных чувств все наоборот. Поэтому для вторичных чувств действует принцип: только не вмешиваться. Основной критерий для распознавания вторичного чувства — закрытые глаза. Вторичное чувство опирается на внутреннюю картину, а не на реальность. Поскольку сила этого чувства идет от внутренней картины, приходится закрыть глаза. Чтобы помочь клиенту «выйти» из вторичного чувства, нужно попросить его открыть глаза. Можно сказать, например: «Посмотри на меня». Взгляд проясняется, и первичное чувство возвращается. Иная ситуация — со вторичным чувством. Часто клиент смеется там, где должен плакать, и грустит там, где только что был в ярости.
Конец цитаты. Источник: http://www.knigi-psychologia.com/chuvstva-bert-hellinger-a-549.html
Так вот, как вы думаете, нынешние празднования на какие чувства опираются?
И когда создается среда для манипуляций? При первичных или вторичных чувствах?


  • 1
Вторичные. Первичными не поманипулируешь.

Вспоминаю, как в 11 лет напросилась на первомайскую демонстрацию в Москве: интересно было идти от Белорусского вокзала на Красную площадь. К Брежневу на Мавзолее. Первичные впечатления - огромная красная гвоздика на толстом шесте у меня в руках. Бутылки пива в складках плащей у мужчин-участников. Мелодия "Кипучая, могучая..." из динамиков по догое. Брежнев как - то не запомнился (там много людей стояло)- видимо, вторичное.

Edited at 2014-05-07 02:48 pm (UTC)

А вот детское чувство причастности- вполне себе первичное.

То есть, внутренняя картина создана, в неё добавляются яркие краски, и никто не заинтересован, чтобы глаза открылись и взгляд прояснился? Иначе станет видна реальность. Остаётся "не вмешиваться"? А если картина чужая, а касается тебя лично, как быть?

Работать со своей картиной. А серьезно- все это прорабатывается, но уже на занятиях.

вторичные. первичное чувство от потери родни на войне - ужас и горе, а современные парады - это обесценивание горя путем показа, что единица - ноль, только масса - это сила, муравьи под управлением главного муравьеда.

Вытеснение чувства горя и потери. И замена на великодержавную гордость. Мне такой апологет героики накидал комментов в прошлом посте.

я когда читаю такое,как вчера, то всегда впадаю в замешательство и растерянность, по-шукшински - "срезана" сразу. Любая картина мира имеет право на существование, но как-то некоторые художники таких картин сильно стараются донести именно своё виденье методами разговора сам с собой в присутствии третьих лиц. мне, непрофессионалу и недушеведу это трудно воспринимать.

Я просто навыки отрабатывала. Во время работы и не такое услышишь. Так что тренировка и еще раз тренировка.

Мой комментарий скорее ко вчерашнему вашему посту.
Вспоминаю празднование 9 мая из детства. «Этот день победы, порохом пропах...», поет приемник голосом Лещенко и от этого наворачиваются слезы. Этот праздник для меня ассоциируется с печалью, с потерями, с людским горем и…, счастьем, что это все, наконец, закончилось! В это время особенно много показывается фильмов про войну, которые учили сочувствовать, горевать, радоваться освобождению, видеть человеческую судьбу за политикой и лозунгами. На этих фильмах можно было щемяще остро ощутить всю нелепость ВОЙНЫ. Так рождается нравственность, воспитываются чувства и способность ценить собственную свободу, свободу, обретенную жизнью без войны! Вот об ЭТОМ этот праздник, о том, чтобы помнили этот урок горя и пролитых слез, бесполезно сломанных судеб и разбитых семей, детей, которые никогда не увидели родителей, голодных детских глаз, смотрящих на мать. Он заставляет задуматься и делает сердца открытее.
Я не совсем согласна с военным парадом, с георгиевскими ленточками… Но море гвоздик, возложение цветов и мирные демонстрации с улыбающимися детьми, родившимися и растущими в МИРное время, являются частью этого праздника!

Так от этого то никто и не хочет отказываться. Меня просто водка в ленточках очень зацепила и фальшивые ветераны.

а я поняла так, будто совсем совсем этот праздник не нужен и насквозь он фальшивый.
Я сама не люблю эти ленточки и фальшивый патриотизм тоже не люблю, хотя нет, не так, вообще патриотизм не люблю - это ж навязанное обманчивое чувство, еще одна ниточка, за которую можно дергать, то бишь манипулировать. Считаю себя гражданином мира, планеты Земля и люблю ее, свою страну люблю как ее часть,родную теплую часть.

Все может быть и лекарством и ядом. Дело в дозировке.

Современные праздники, увы, на вторсырье эксплуатируют вторичные чувства. А вот на архивных киносъемках можно увидеть первичные чувства.

Да, тот парад без слез смотреть не получается.

Думаю, что и вторичные и перенятые - за пределами первичных и вторичных. Этот праздник долгое время был отдушиной, чтобы иметь возможность отплакать то, что нельзя в обычной жизни. Это и умершие по разным причинам, и репрессированые и раскулаченные, нерожденные и умершие маленькими. Единственный легитимный способ по ним горевать.

я в детстве очень любила 9 мая. у нас в Туле парад был отдельно, а отдельно было шествие ветеранов к вечному огню. это были, ессно, настоящие еще фронтовики - и я очень любила дарить им цветы (не я одна, многие так делали, это было что-то типа неофиц. традиции: ветераны по проспекту идут, а люди с тротуаров подходят и нарциссы-тюльпаны дарят). лет до 12 как минимум я этим занималась, по какой причине перестала уже не помню - но самые теплые чувства остались до сих пор. было очень приятно этих людей радовать. Там никакого пафоса в этом шествии не было (в отличие от парада), и у нас в семье этот праздник без пафоса отмечался (хотя деда всегда вспоминали, он умер в мои 4 года) - так что в моем личном бессознательном 9 Мая ни с каким официозом и показухой не связан, а наоборот очень человечный, теплый и добрый праздник (видели бы вы счастливые лица этих участников шествия, особенно женщин - вы бы меня поняли). А на офиц. парад мы никогда не ходили - отсыпались)))) *он по времени раньше шествия проходил и в центре, а мы жили на окраине, зато вечный огонь был как раз в 3 остановках от нас - вот ветеранов порадовать мы как раз успевали)))))*
а сейчас-то понятно - какие могут быть первичные чувства? даже у меня их толком быть не могло: это же огромная разница - отец фронтовик или дед. мы в детстве с мамой это обсуждали, и я остро ощущала разницу. Тут не играло роль, что дедушка уже умер, - я просто и так разницу чувствовала.

Edited at 2014-05-07 11:43 pm (UTC)

Вот когда пафоса нет, тогда праздник. А когда один пафос...

Спасибо за цитату. Очень важное наблюдение и руководство к наблюдению.

а вот только что в голову пришло по поводу вторичных чувств: наши "всенародно любимые" (тм) "Любовь и голуби" - там же как раз одни вторичные чувства, потому и сопереживания герои не вызывают, только смех. И, думаю, именно по той же причине Чехов свой "Вишневый сад" комедией назвал - там ведь тоже у главных героев одни вторичные "страдания", ничего подлинного. Чехов же практикующим врачом был, а эти люди мгновенно отличают подлинную боль от фальшивки (я достаточно близко общалась с опытными оперирующими хирургами и знаю, о чем говорю - они могут заметить боль собеседника, которую тот даже не чувствует, и проигнорить громкие жалобы "страдальца")

Да, на это все истерики обижаются. Не проникается народ, а врачи вообще, по их мнению жестокие сволочи.

  • 1