?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про порядочных…
gelena_s
Мне очень в посте про наши стратегии реагирования понравилась ветка про правила. Когда главным аргументом является «хорошие девочки, порядочные люди» и всякие подобные прочие так себя не ведут. Манипуляция тут знатная, сразу напоминающая о курьезе с пошивом военной формы, когда стандартная усредненная форма так ни на кого идеально и не села.

Что такое порядочный человек в вакууме? Кто эти мифические порядочные девочки? Самые, гм, неумные родители пробуют апеллировать к конкретным личностям. Типа, «а вот у соседки дочь или сын так себя не ведут!» Но тут велик риск того, что дети эти «примеры» могут знать сильно лучше и фигуры окажутся совершенно не референтными.

А вот мифических «порядочных» в подобном не уличишь.

Предлагаю провести психологический разбор этой лингвистической конструкции.

Где и как в ней зашита манипуляция? Где и какая происходит подмена понятий?

Вроде простое утверждение, «порядочные люди так не делают»! Ну да, как-то не принято у нас сморкаться в занавески и драться с супругом прилюдно, есть некоторые общепринятые нормы поведения, но конструкция от этого не перестает быть манипулятивной.

Что с ней не так?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Реальность и воображение

    За страхом или нежеланием иметь детей случаются забавные переносы. Но копать приходится в обоих случаях. Иногда женщина заявляет «Не хочу…

  • Про социум

    Недавно мне Ксения звонила, проконсультироваться об одном клиенте, и напомнила очень хорошее и полезное упражнение. Так вот, первое задание для…

  • А у вас?

    Действительно, самым показательным признаком отсутствия внутренних ограничителей будет разное поведение: под воздействием внешних рамок и без них.…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Во-первых, нет точного описания, что имеется в виду под "хорошестью". Во-вторых, как всякий идеал, он недостижим и для ребенка выглядит, как морковка перед носом, которую никогда не достать. Со мной в детстве попытались поиграть в такое, но я интуитивно распознала манипуляцию и попросила составить четкий список, что делают "хорошие дети" и повесить его на стенку.

И как взрослые отреагировали?

Список, конечно, не составили, но с "идеальным ребенком" сравнивать перестали. Это вообще частый сюжет моего детства: от меня чего-то требовали, я просила конкретики, что и как часто нужно делать, взрослые либо формулировали, либо с ворчанием отступали.

а я бы с легкостью сформулировала и повесила)

Так я этого и добивалась! Это же очень удобно - точно понимать, что от тебя требуется. Вместо обтекаемого "Надо хорошо учиться" четкий план "Чтобы получать пятерки по русскому языку, переписывать домашние задания без помарок" и т.п. Вместо обтекаемого "Надо помогать по хозяйству" - "каждый день вытирать столы на кухне и свой стол от пыли"...

я поскольку была хорошей девочкой и почти выполнила все эти условия, то могу все конкретно сформулировать
- учиться только на 5. (никаких там случайных 4) - это не обтекаемо, а вообще очень конкретно
- к приходу родителей прибрать квартиру, помыть посуду (всю) и приготовить еду
- следить за своей одеждой (чистая, не мятая, не дырявая, не мокрая)
- не спорить со старшими (так что если вы хотя бы на 1 день меня младше, то держитесь))))
- не просить (вообще ничего не просить)что надо у тебя все есть.
- "чтоб я знала где ты" телефонов не было, так что или в школе или дома или в поле зрения. три варианта. четвертый - у бабушки, но должен быть определенный повод почему я там
- здороваться со всеми кто попался (хорошие дети здороваются)

в принципе выполняя эти требования можно было жить уже как "хорошая девочка"


Здороваться со всеми - в моем детстве полагалось по умолчанию, это даже не обсуждалось, как и "чтоб я знала, где ты" и "не спорить со старшими" (спрашивать и уточнять можно, нельзя именно опровергать).

"Не просить" - в явном виде не формулировалось, но я почему-то не просила (по крайней мере не помню и сейчас, когда вспоминаю "мне в детстве так хотелось...", мама удивляется "а что же ты не сказала?")

Я "поймала" маму на возрастании требований к оценкам и к домашней работе - как только я достигала требуемого уровня, требования повышались. А зафиксировать явно нереалистичные требования типа "никаких случайных четверок" не дал бы отец, еще бы и высмеял.

В общем, я искренне старалась быть хорошей девочкой, но сама мама мне мешала ей быть ;)

Плюсую предыдущему реплаю, как родители отреагировали?

Список, конечно, не составили, но с "идеальным ребенком" сравнивать перестали.

Сколько лет вам было, если не секрет? Мне кажется, для ребенка это очень умный поступок, да и для подростка тоже. Я в восхищении.

Началось примерно лет в 9-10. Я часто просила у родителей сформулировать четкие требования. "Ты слишком много читаешь!" - "Слишком много - это сколько? Сколько времени в день мне можно читать?" Причем, если в ответ называлась четкая цифра, я честно старалась выполнить требование. Я была не вредным ребенком и обманывать не любила.

Надо честно признать, что родители искренне хотели "как лучше", просто не всегда понимали, как лучше. Когда я пытаюсь ответить на вопросы пани Гелены, я часто опираюсь на концепцию "они не злые, они просто не понимают".

:)Вы молодец! Я до такого сильно позже додумалась , когда на меня мама уже навесила столько "добра", что хоть не живи. Списка "доброго ребенка" не составила , но сравнивать меньше стала.

К счастью, у меня были такие родители, у которых можно было спросить и попросить, они все-таки прислушивались к моим словам и даже иногда меняли методы воспитания.

Я и поныне запрашиваю у мамы измеримые критерии ее "сделай что-то прилично" или "хорошенько" :)

  • 1