А вот в пересечении с постами про «ласковых телят» обнаруживается немного грустное. Как раз «ласковый» и активный ребенок скорее всего и получит «отстань, я устала».
Вывод простой: именно активных детей полезно учить читать состояние окружающих. А «пассивных» все-таки обучать активности. То есть, выражать собственное состояние и собственные потребности. Не обязательно вот прыгать, но хоть подойти и как-то показать, сказать.
Как-то с клиенткой мы вышли на один грустный эпизод из детства. Она весь день рисовала маме какой-то подарок, а та пришла дико усталая и не оценила, и более того, обесценила словами вроде «отстань со своими глупостями». И клиентка была удивлена, что в первую очередь мы добавляли ресурса ей, а не маме. Не переписывали историю, где мать насилует себя и радостно восхищается рисунком, как бы мысленно показывали ребенку, что мама в этот день обрадуется скорее тапочкам, молча поданным, чем вот «творческим изыскам». А рисунок в другой раз.
Вот такое «обломинго» для ребенка. К сожалению, у нас часто эксплуатируются двойные стандарты для себя и наших родителей. Типа, они должны были нас всегда понимать и быть взрослыми, а дети всегда быть понятыми и только. Но вы сами в этом кейсе показали, что не сможете вы всегда быть «понимающими и принимающими», вранье все это.
И хорошая новость, что взрослость часто еще и в том, чтобы «увидеть другого человека» в родителе. И этому малышей тоже надо учить. Совсем не все сами легко и просто этому научатся.
Кому интересно, прочтите «Эмоциональный интеллект » Дэниела Гоулмана. Но пока простой вопрос: где грань, когда ребенок учится понимать родителей, но не становится им «родной матерью»?
И что главное в такой вот «заявке на настроение», когда родитель честно признается в своей усталости? В какой роли он тут выступает?
Подписаться