gelena_s (gelena_s) wrote,
gelena_s
gelena_s

Categories:

Как отбить мотивацию к учебе

Свежее ликбезовское от Кати
========================
Оригинал взят у pumchik в Как отбить мотивацию к учебе

В одном из предыдущих постов я обещала рассказать о том, чем чреваты сложные школьные задания. Сложные в том смысле, что ребенок не может выполнить их самостоятельно в силу незрелости мозговых структур, необходимых для их выполнения. Проще говоря – задания не по возрасту. Задания, для выполнения которых необходима помощь взрослого.
Хотя, казалось бы, нельзя недооценивать роль сотрудничества со взрослым, важности совместной деятельности в процессе обучения. Взять хотя бы зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР – понятие, введенное отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, характеризующее связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Она определяется теми задачами, для решения которых необходима инструкция и помощь взрослого, потому как психические функции ребенка, отвечающие за исполнение данного вида деятельности, находятся на начальном этапе формирования и развития. То есть до определенного момента участие взрослого в формировании навыков и умений, действительно, является жизненно необходимым.

Но есть одно «но». Описанное выше справедливо для дошкольников. В школе же, где ребенок, по-хорошему, должен сам нести ответственность за качественное и своевременное выполнение «домашки», участие взрослого сослужит плохую службу. Одно дело, когда родитель бегло проверяет уроки первоклашки, и совсем иное, когда они корпят над выполнением вместе. Помимо того, что, как я уже говорила, ответственность за самостоятельное выполнение уроков при таком раскладе не отрастет, уверенность в своих силах и самооценка будут неумолимо стремиться к отрицательным значениям, так еще и мотивация со временем атрофируется. А мотивация – это залог успеха любого мероприятия.

Так что же в данном случае происходит с мотивацией? У человека, не способного достичь желаемого/получить желаемого в течение продолжительного времени, возникает реактивное состояние фрустрации, которое сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Детская психика достаточно лабильна, поэтому на «помощь» довольно быстро приходит защитный механизм рационализации: будучи не в силах получить желаемое, человек попросту его обесценивает. В психологии мотивации даже есть специальный термин – «феномен зеленого винограда». Все помнят басню Эзопа «Лиса и Виноград»? Лиса, поняв, что не сможет обладать вожделенной ягодой, называет ее незрелой и непригодной для еды. То есть по сути – обесценивает. Это необходимо для поддержания самоуважения, адекватной самооценки. Рационализируя, человек объясняет собственные намерения таким образом, чтобы самооправдаться и самоутвердиться. Истинные же мотивы при этом (в нашем случае – неспособный ученик, который не может справиться с домашним заданием), увы, не осознаются, поскольку осознание их ведет к потере самоуважения. Кому понравиться признаться в том, что он – глуп, неспособен? Хотя на самом деле очень часто и умен, и талантлив, и способен, просто задания не соответствуют возрасту.

Поэтому, если у ребенка пропал интерес к учебе, обратите внимание на содержательную сторону программы. Вполне возможно, что дело будет и не в лени и безалаберности ребенка…

Tags: Личность, Мотивация, Отношения с детьми, Семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments