Previous Entry Share Next Entry
Как отбить мотивацию к учебе
gelena_s
Свежее ликбезовское от Кати
========================
Оригинал взят у pumchik в Как отбить мотивацию к учебе

В одном из предыдущих постов я обещала рассказать о том, чем чреваты сложные школьные задания. Сложные в том смысле, что ребенок не может выполнить их самостоятельно в силу незрелости мозговых структур, необходимых для их выполнения. Проще говоря – задания не по возрасту. Задания, для выполнения которых необходима помощь взрослого.
Хотя, казалось бы, нельзя недооценивать роль сотрудничества со взрослым, важности совместной деятельности в процессе обучения. Взять хотя бы зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР – понятие, введенное отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, характеризующее связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Она определяется теми задачами, для решения которых необходима инструкция и помощь взрослого, потому как психические функции ребенка, отвечающие за исполнение данного вида деятельности, находятся на начальном этапе формирования и развития. То есть до определенного момента участие взрослого в формировании навыков и умений, действительно, является жизненно необходимым.

Но есть одно «но». Описанное выше справедливо для дошкольников. В школе же, где ребенок, по-хорошему, должен сам нести ответственность за качественное и своевременное выполнение «домашки», участие взрослого сослужит плохую службу. Одно дело, когда родитель бегло проверяет уроки первоклашки, и совсем иное, когда они корпят над выполнением вместе. Помимо того, что, как я уже говорила, ответственность за самостоятельное выполнение уроков при таком раскладе не отрастет, уверенность в своих силах и самооценка будут неумолимо стремиться к отрицательным значениям, так еще и мотивация со временем атрофируется. А мотивация – это залог успеха любого мероприятия.

Так что же в данном случае происходит с мотивацией? У человека, не способного достичь желаемого/получить желаемого в течение продолжительного времени, возникает реактивное состояние фрустрации, которое сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Детская психика достаточно лабильна, поэтому на «помощь» довольно быстро приходит защитный механизм рационализации: будучи не в силах получить желаемое, человек попросту его обесценивает. В психологии мотивации даже есть специальный термин – «феномен зеленого винограда». Все помнят басню Эзопа «Лиса и Виноград»? Лиса, поняв, что не сможет обладать вожделенной ягодой, называет ее незрелой и непригодной для еды. То есть по сути – обесценивает. Это необходимо для поддержания самоуважения, адекватной самооценки. Рационализируя, человек объясняет собственные намерения таким образом, чтобы самооправдаться и самоутвердиться. Истинные же мотивы при этом (в нашем случае – неспособный ученик, который не может справиться с домашним заданием), увы, не осознаются, поскольку осознание их ведет к потере самоуважения. Кому понравиться признаться в том, что он – глуп, неспособен? Хотя на самом деле очень часто и умен, и талантлив, и способен, просто задания не соответствуют возрасту.

Поэтому, если у ребенка пропал интерес к учебе, обратите внимание на содержательную сторону программы. Вполне возможно, что дело будет и не в лени и безалаберности ребенка…


Recent Posts from This Journal

  • Идите в баню!

    И еще сегодня о телесном, о бане. У нас на участке бани еще нет, так и не собрались построить. Поэтому арендовали баню в местной базе отдыха, чтобы…

  • Телесное

    Тоже продолжение и тоже недавней темы – про принятие и непринятие своего изменившегося тела. Даже если оно изменилось не из-за беременности.…

  • Про свободу выбора

    И продолжим тему. Когда я вскидывалась на маму, то у меня была всего одна реакция на все, что мама говорит неприятного мне. Когда я стала разбирать,…


promo gelena_s may 23, 12:00 10
Buy for 10 000 tokens
У меня образовалась возможность сделать однодневный тренинг по денежной теме. Правда, зал будет на Павелецкой, он сами знаете, небольшой. Так что, кто успел, тот успел. Там мы постараемся пройтись по тем ограничениям в заработке, с которыми самостоятельно трудно справиться. Семинар будет…

  • 1
Ну, а что делать? Если школьные не тянет - традиционные репетиторы?..

Где же такие сложные школьные задания бывают? В школе с углубленным изучением тех или иных предметов? Но тогда обучение в такой школе, если ребенок не справляется, - амбиции родителей. Перевести ребенка в обычную школу.

Они не сколько сложные, сколько идиотские и по-идиотски сформулированные.
В учебниках для началки даже есть метка: это сами, это под контролем взрослых, а это с обязательным участием взрослых.

Дичь полная . Сам заканчивал Заочную физ- мат школу при МГУ. Поступил без проблем в другой Вуз .Было бы желание- - остальное - туфта.

Это если сам пошел в физмат школу. А если затолкали родители? Вот тогда и проблемы начинаются.

Были бы нормальные учебники и нормальная программа. Когда учитель говорит, что на такую-то тему нужно минимум 3 урока, а по программе один, то тут-то и начинаются проблемы.

Да если бы школа давала ребёнку возможность приучится к этой самостоятельности! Но нет, за не сделанные уроки мозг выносят родителям. Все попытки сказать, что-де это ответственность ребёнка, что он должен научится понимать что такое задание, учится быть самостоятельным, на все эти благоглупости отвечают:
- Пятьдесят процентов учёбы ребёнка - ваша проблема! И мы с вас спросим!

Как спросят? В суд подадут на лишение родительских прав?

ЗБР более чем актуальна и для школьников, и прекрасно на них работает. "Но" здесь в другом - в случае неидеального выполнения ребёнок огребает и от учителя, и от родителей, что весьма печально.

Работать-то будет. Но на выходе получим шизофреническую связку, о которой я писала выше. Будь ответственным, но домашнее задание со взрослым выполняй. Простите, у подростка мозг раком встанет.

Это очень серьёзная проблема, к сожалению разработчики программ не учитывают феномен выученной (или приобретённой) беспомощности.

Вкратце о начальном эксперименте: Одну группу собак били током, и они не могли это предотвратить. В группе животных, не имеющих опыта неконтролируемых ударов током, догадывались перепрыгнуть через загородку 94 % животных. В группе, травмированной предшествующим опытом, две трети животных не справлялись с этой задачей.

В целом состояние выученной беспомощности характеризуется тремя признаками:
1) безынициативность, отсутствие попыток бороться с неприятностями.
2) торможение когнитивных функций, прежде всего способности к усвоению нового: утрачен какой-либо интерес к поиску причинно-следственных связей, жертва в принципе не верит, что их можно найти.
3) все это сопровождается эмоциональными расстройствами: любая неприятность кажется совершенно чудовищной, потому что она заведомо непреодолима.

Может, как раз и учли феномен?
Греф как-то высказывался на тему, что плохо, когда нельзя манипулировать людьми. А другой вещал, что надо растить потребителя.
Прекрасно же, если 146% населения будут грустными безынициативными неборющимися тормозами-потребителями

я помню, как в первом классе детям на "окр.мире" надо было написать рассказ о каком-нибудь животном. На полстранички школьной тетрадки. У меня человек страстно любил лягушек и накатал захватывающий трактат на три полноценные страницы формата А4, с иллюстрациями. Препод поставила 4 из-за неровных букв. Ребён возмущался и больше таких подвигов не совершал. Чему их там в пединститутах учат?!

Увлеченность - хорошо, но палочки должны быть попендикулярны.

Несправедливость и рано выявленная некомпетентность нашего преподавателя по русскому языку и литературе-- вот что отбило у всего нашего класса уважение к ней и мотивацию хоть как-то изучать её предметы. Терпели и тянули лямку, не имея возможности сменить учителя, попутно воспринимая правила пунктуации от наших преподавателей физики, математики и географии, требовавших надлежащего оформления работ.В то же время влюблённая в свой предмет, строгая преподаватель украинского языка и литературы без труда могла невольно заставить весь класс не спать всю ночь, дочитывая роман до конца, чтобы наутро о нём спорить--и это при том, что двойку у неё надо было ещё заработать. И это в русскоязычном Крыму без толковых учебников в постперестроечное время!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account