Previous Entry Share Next Entry
Как отбить мотивацию к учебе
gelena_s
Свежее ликбезовское от Кати
========================
Оригинал взят у pumchik в Как отбить мотивацию к учебе

В одном из предыдущих постов я обещала рассказать о том, чем чреваты сложные школьные задания. Сложные в том смысле, что ребенок не может выполнить их самостоятельно в силу незрелости мозговых структур, необходимых для их выполнения. Проще говоря – задания не по возрасту. Задания, для выполнения которых необходима помощь взрослого.
Хотя, казалось бы, нельзя недооценивать роль сотрудничества со взрослым, важности совместной деятельности в процессе обучения. Взять хотя бы зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР – понятие, введенное отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, характеризующее связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Она определяется теми задачами, для решения которых необходима инструкция и помощь взрослого, потому как психические функции ребенка, отвечающие за исполнение данного вида деятельности, находятся на начальном этапе формирования и развития. То есть до определенного момента участие взрослого в формировании навыков и умений, действительно, является жизненно необходимым.

Но есть одно «но». Описанное выше справедливо для дошкольников. В школе же, где ребенок, по-хорошему, должен сам нести ответственность за качественное и своевременное выполнение «домашки», участие взрослого сослужит плохую службу. Одно дело, когда родитель бегло проверяет уроки первоклашки, и совсем иное, когда они корпят над выполнением вместе. Помимо того, что, как я уже говорила, ответственность за самостоятельное выполнение уроков при таком раскладе не отрастет, уверенность в своих силах и самооценка будут неумолимо стремиться к отрицательным значениям, так еще и мотивация со временем атрофируется. А мотивация – это залог успеха любого мероприятия.

Так что же в данном случае происходит с мотивацией? У человека, не способного достичь желаемого/получить желаемого в течение продолжительного времени, возникает реактивное состояние фрустрации, которое сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Детская психика достаточно лабильна, поэтому на «помощь» довольно быстро приходит защитный механизм рационализации: будучи не в силах получить желаемое, человек попросту его обесценивает. В психологии мотивации даже есть специальный термин – «феномен зеленого винограда». Все помнят басню Эзопа «Лиса и Виноград»? Лиса, поняв, что не сможет обладать вожделенной ягодой, называет ее незрелой и непригодной для еды. То есть по сути – обесценивает. Это необходимо для поддержания самоуважения, адекватной самооценки. Рационализируя, человек объясняет собственные намерения таким образом, чтобы самооправдаться и самоутвердиться. Истинные же мотивы при этом (в нашем случае – неспособный ученик, который не может справиться с домашним заданием), увы, не осознаются, поскольку осознание их ведет к потере самоуважения. Кому понравиться признаться в том, что он – глуп, неспособен? Хотя на самом деле очень часто и умен, и талантлив, и способен, просто задания не соответствуют возрасту.

Поэтому, если у ребенка пропал интерес к учебе, обратите внимание на содержательную сторону программы. Вполне возможно, что дело будет и не в лени и безалаберности ребенка…


Recent Posts from This Journal

  • Седло и телевизор

    Если говорить о мечтах политиков, то среди прочего там и примерно такая, как у героя анекдота про цыгана: лошадь не кормить, а она должна работать,…

  • Цена вопроса

    Милые открытия у клиентов иной раз случаются во время работы. Тут у Александры barabusik одна клиентка вдруг осознала свою принадлежность…

  • Рука помощи

    И субботы ради. Недавно клиентка с удивлением рассказала, как ей помогла простая ритуальная техника «рука помощи». Делается просто:…


  • 1
Ну, а что делать? Если школьные не тянет - традиционные репетиторы?..

Где же такие сложные школьные задания бывают? В школе с углубленным изучением тех или иных предметов? Но тогда обучение в такой школе, если ребенок не справляется, - амбиции родителей. Перевести ребенка в обычную школу.

Они не сколько сложные, сколько идиотские и по-идиотски сформулированные.
В учебниках для началки даже есть метка: это сами, это под контролем взрослых, а это с обязательным участием взрослых.

Дичь полная . Сам заканчивал Заочную физ- мат школу при МГУ. Поступил без проблем в другой Вуз .Было бы желание- - остальное - туфта.

Это если сам пошел в физмат школу. А если затолкали родители? Вот тогда и проблемы начинаются.

Были бы нормальные учебники и нормальная программа. Когда учитель говорит, что на такую-то тему нужно минимум 3 урока, а по программе один, то тут-то и начинаются проблемы.

Да если бы школа давала ребёнку возможность приучится к этой самостоятельности! Но нет, за не сделанные уроки мозг выносят родителям. Все попытки сказать, что-де это ответственность ребёнка, что он должен научится понимать что такое задание, учится быть самостоятельным, на все эти благоглупости отвечают:
- Пятьдесят процентов учёбы ребёнка - ваша проблема! И мы с вас спросим!

Как спросят? В суд подадут на лишение родительских прав?

ЗБР более чем актуальна и для школьников, и прекрасно на них работает. "Но" здесь в другом - в случае неидеального выполнения ребёнок огребает и от учителя, и от родителей, что весьма печально.

Работать-то будет. Но на выходе получим шизофреническую связку, о которой я писала выше. Будь ответственным, но домашнее задание со взрослым выполняй. Простите, у подростка мозг раком встанет.

Это очень серьёзная проблема, к сожалению разработчики программ не учитывают феномен выученной (или приобретённой) беспомощности.

Вкратце о начальном эксперименте: Одну группу собак били током, и они не могли это предотвратить. В группе животных, не имеющих опыта неконтролируемых ударов током, догадывались перепрыгнуть через загородку 94 % животных. В группе, травмированной предшествующим опытом, две трети животных не справлялись с этой задачей.

В целом состояние выученной беспомощности характеризуется тремя признаками:
1) безынициативность, отсутствие попыток бороться с неприятностями.
2) торможение когнитивных функций, прежде всего способности к усвоению нового: утрачен какой-либо интерес к поиску причинно-следственных связей, жертва в принципе не верит, что их можно найти.
3) все это сопровождается эмоциональными расстройствами: любая неприятность кажется совершенно чудовищной, потому что она заведомо непреодолима.

Может, как раз и учли феномен?
Греф как-то высказывался на тему, что плохо, когда нельзя манипулировать людьми. А другой вещал, что надо растить потребителя.
Прекрасно же, если 146% населения будут грустными безынициативными неборющимися тормозами-потребителями

я помню, как в первом классе детям на "окр.мире" надо было написать рассказ о каком-нибудь животном. На полстранички школьной тетрадки. У меня человек страстно любил лягушек и накатал захватывающий трактат на три полноценные страницы формата А4, с иллюстрациями. Препод поставила 4 из-за неровных букв. Ребён возмущался и больше таких подвигов не совершал. Чему их там в пединститутах учат?!

Увлеченность - хорошо, но палочки должны быть попендикулярны.

Несправедливость и рано выявленная некомпетентность нашего преподавателя по русскому языку и литературе-- вот что отбило у всего нашего класса уважение к ней и мотивацию хоть как-то изучать её предметы. Терпели и тянули лямку, не имея возможности сменить учителя, попутно воспринимая правила пунктуации от наших преподавателей физики, математики и географии, требовавших надлежащего оформления работ.В то же время влюблённая в свой предмет, строгая преподаватель украинского языка и литературы без труда могла невольно заставить весь класс не спать всю ночь, дочитывая роман до конца, чтобы наутро о нём спорить--и это при том, что двойку у неё надо было ещё заработать. И это в русскоязычном Крыму без толковых учебников в постперестроечное время!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account