Previous Entry Share Next Entry
Про обездоленных женщин востока
gelena_s
Вчера у Яны было письмо, которое кроме заявленной темы меня зацепило тем, что я не люблю и считаю вредным многое из защищаемого клиенткой. Поясню.

Когда я училась в своем первом институте, у нас были квоты для азербайджанцев (и не только). Это еще было советское время и вся эта социальная уравниловка, так или иначе, работала. Помню, в вузе была пара эпизодов, когда я впервые задумалась, а вот нафига все это делается?

Первый был простой: группы для лабораторных работ делили по алфавиту и мне достался подарок судьбы в виде азербайджанского студента. Который, мало того, что ни фига не знал по-русски, но и еще считал, что делать все должна женщина. То есть, он сел и ждал, пока я сделаю всю работу. Да еще и руки распускал не по делу. Когда я отказалась с ним работать, меня попробовали обвинить в национализме, типа не интернационалистка.

Я, поняв, что помощи от преподавателей не дождешься, обратилась к другому азербайджанцу, который был из Баку, и сказала, что или они моего типа напарника вразумят, или я его прилюдно по морде отлуплю, а будущий муж от себя добавит. Мустафа обещал вразумить и добавил, что они тоже его мало понимают, он из какой-то местной народности со своим языком и нравами. И действительно, немного вразумили и таки договорились, чтобы он с азербайджанцем лабы делал.

И вот было удивительно, часть таких квотных действительно учились, а часть болтались шесть лет ни уму ни сердцу. Их ни отчислить, ни научить. В этом случае по объективным причинам: пока парень выучил язык, все ушли так далеко в учебе, что ему было просто не догнать.

Потом, уже на старших курсах, когда у нас началась научная работа, я вляпалась в одну историю. Я уже про нее писала, но вот сейчас немного про аспект квоты.

Мне дали лабораторию, где кипел какой-то местный скандал, все ходили, пересравшись друг с другом, и им было не до студентки, потому меня под всякими предлогами отправляли домой. А сдавать то работу надо! Когда я таки допекла куратора, то он решил реабилитироваться (я уже всех на кафедре задергала, и ему высказали) и перевел меня в другую лабораторию, где мне первым делом заявили, что им нужна именно будущая АСПИРАНТКА. Именно аспирантка, а не аспирант. Продемонстрировать женщин в науке, так сказать…

Я к тому времени уже разочаровалась в специальности и доучивалась только из-за уговоров родителей и мужа (он до сих пор иной раз жалеет, что тогда меня продавил, дорого это потом мне стоило), потому просто честно и сказала, что в аспирантуру не хочу, а хочу закончить вуз и уйти в декрет (для себя решив, что посижу подумаю и что-то придумаю). Потом была безобразная история, эта руководительница даже в деканат позвонила и накляузничала, что я не хочу работать и даже придумала, что я ей сказала, мол, хочу своровать диплом. Тут уже взбесились мои родители, отец надел свой иконостас орденоносный и пошел разбираться к ректору. Потом декан угодливо кланялся при встрече до самого выпуска. Ну а мне дали разрешение сделать работу по месту будущего распределения. Что я там быстро и сделала.

Но вот то чувство, когда мне предложили аспирантуру, я помню. Противно ведь: не потому что умная, не потому что могу что-то полезное сделать, а по гендерной квоте! Мерзковато, вообще-то.

С тех пор я очень осторожно отношусь ко всем социальными квотам и помощи. И часто вижу, что не в коня корм. Упавшее сверху так и не приживается, наносной слой образования смывается, как грим. И самая читающая страна бросается смотреть Кашпировского, а «лучшие из лучших» быстро, прямо в полете, меняют партбилеты на кресты.

Но вопрос все равно остается: как реально помогать тем, кто хочет выйти из привычного круга, кто хочет учиться и уйти от предписанных ролей. Кто реально хочет поменять навязываемую социумом роль?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Чувство меры

    А в треугольнике Карпмана гордыни хватает у всех. Но самый страшный вид гордыни у тех, кто застрял в позиции уничижения. Не зря говорится,…

  • Переселение душ

    И еще немного про воспитанность и вежливость. Для меня воспитанность - это просто способ показывать людям нашего социума, что вы их видите. И по…

  • Повторение пройденного

    Ну и в завершение темы «тихих сап» приведу прекрасный комментарий про невербалику. Тут отличное наблюдение того, как часто женщины типа…


в описываемом у забанившей меня авторши случае твой муж бы еще назвал тебя дремучей за то что не хотела вместо азиза делать лабы

Как то не поняла коммента.

У меня была примерно такая же история, как у вас с этим азербайджанцем, с самым обычным мужичком беларусом (ну или может русским), только не в вузе, а на курсах. Где он, между прочим, за деньги предприятия учился (в некоторых фирмах IT выделяется каждому бюджет на обучение, его можно потратить на какие-то курсы, можно нет, выбираешь сам на что), что не мешало ему делать это из-под палки. Достался напарничек. Руки правда не распускал, но ничего не делал, а задание там было, во-первых, очень объемное, а во-вторых, просто предусматривало наличие двоих человек по, так сказать, протоколу. И очень демотивировал.

Вам сказали, что нужна аспирантка, а многим говорят обратное - возьмем мальчика в аспирантуру, типа спасем от армии. И то и другое - маразм полный.
Квоты работают, в том числе и гендерные, если их применять с умом. Можно посмотреть на Норвегию для примера. В академической среде прекрасно помогает анонимность: когда вместо имени стоит число оценивать приходиться действительно уровень, а не свои предрассудки помноженные на ожидания.
Для нацменьшинств были же подготовительные курсы, где в том числе и язык изучали, не?

К сожалению, подготовительные курсы - не панацея. В моём вузе иностранцам даётся год на изучение языка. В идеале интенсивный курс помогает освоить его с нуля до уровня B2, но для этого надо реально вкалывать, особенно когда родной язык принадлежит к совершенно другой группе. Кому-то языки даются труднее.
Вдобавок, время обучения на подготовительных курсах зачастую совпадает с периодом культурного шока, и для многих скоростное освоение нового языка становится сложной задачей не только в академическом, но и в психологическом плане.

У нас был рабфак, где подтягивали тех, кто после армии, с плохим русским языком и т.д. Плюс при равном количестве баллов принимали в первую очередь ребят из деревень.


вот это по-моему разумный компромисс: при равных баллах взять тех, кому сложнее их набрать, логика простая: они, скорее всего, лучше учиться будет

Не помогать тем кто не просит и помогать тем кто просит )
Все просто же!

помогать то надо , но навязывать ничего не подозревающим остальным членам общества что-то сверху неправильно. может создавать специальные институты по интересам? например- компания, где работают только женщины). теоретически там и дослужиться до начальника можно и все тебя понимают, потому что такие же. но это, наверное, утопия.
а так- только вчера обсуждали инклюзию. вроде для детей, чтобы не чувствовали себя изгоями, но реализация... опять через допу.

Я работаю в чисто женской сфере (ювелирная торговля), тут реально мужчины исключительно дописы и мудописы, во всяком случае, в сфере торговли. И видели бы вы, какая тем мужчинам ковровая дорожка!

Как реально помогать тем, кто хочет выйти из привычного круга, кто хочет учиться и уйти от предписанных ролей. Кто реально хочет поменять навязываемую социумом роль? - странный вопрос . Давать шанс при поступлении, но смотреть на результат после сессии. Не справляется - пинком под зад.
В училище, где я училась после школы тоже были такие - представители местного этноса, их тянули до последнего, восстанавливали после полностью проваленной сессии, толку не вышло в итоге никакого. В ВУЗе, где я училась уже после училища также "тянули" трех мальчиков в группе. Мальчиков было мало на факультете, поэтому одну очень талантливую и работоспособную девочку взяли только на платный, а трех оболтусов - на бюджет, только из-за их пола. В итоге, один - вообще не работает, никем. Другой работает условно близко в этой сфере, но тоже не блещет. Третий неплохо пристроился, правда не специальности. Та же девочка в итоге закончила ВУЗ с красным дипломом, сейчас работает в крупных престижных проектах по специальности и вообще молодец.

Edited at 2017-09-06 09:18 am (UTC)

Вот выкидывать на общих основаниях, даже если взяли по квоте - это, я считаю, правильно. У нас в вузе были люди, которые поступали по льготам как инвалиды, сироты и нацменьшинства. Ну и не проблема - кого-то отчислили, кто-то учился так же, как все.

а им надо как то особенно помогать?

захотят - выйдут.

нет - за уши не затащишь, ухи оборвуться:)


вообще-то, да. Вы удивитесь, как много людей состоялось именно благодаря вовремя подвернувшимся благодетелям.

Достаточно не мешать. Не надо квот. Надо возможность подать в суд за снксизм, национализм, и прочие нехорошие измы при приеме куда б то ни было

Этим можно также злоупотреблять до потери пульса.

Помогать не с самой целью, а с устранением тех факторов, которые создают неравенство, и притом не зависят от воли данного человека.

У кого-то из глубинки не было возможности выучить язык? Льготные языковые курсы.
Нет возможности выучить что-то другое? Ну, сейчас достаточно провести везде интернет.
Предрассудки против кого-то в обществе? Анонимная проверка работ, более формализованные критерии для оценок при устной проверке.
Угрозы от родственников женщины, которые могут ее насильно запереть дома (для женщин востока актуально)? Жилье для учащихся с охраной, полиция и драконовские законы против семейного насилия.

А также смотреть в сторону всевозможных гибких графиков - работы, подработки, учебы, чтобы все желающие могли себя обеспечивать.

Настя С

(Anonymous)
Как было у Лермонтова "Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано..."

Возможно, причина была в том, что вам уже не нравилось учиться там, где вы учились. После этого всё сошлось - и напарник-домогатель, и начальница -сексистка, и склочная кафедра и прочее.

Слова о "поисках аспирантки" по-большому счёту были достаточно нейтральными, а уж с попроавкой на физическре сообщество прямо-таки прогрессивными. Ваша начальница не "мечтала об аспиранте, а уж принимала того, кто есть", она исходно хотела именно барышню.

У мужчин и женщин по определению несколько разный функционал, аспирант это до некоторой степени сотрудник и к сотруднику с самого начала могут быть пожелания.

Как помогать тем, кто хочет учиться - и всё-таки условно квотами. Понижая порог и давая возможность "ходить взад и вперёд". Возможно, в вашем случае как раз не хватало возможности "ходить взад" - отказаться от учёбы, повторить курс ещё раз.

"У мужчин и женщин по определению несколько разный функционал"

Применительно к аспирантуре (по физике?) - в чем этот функционал отличается?

Re: Настя С (Anonymous) Expand
Настя С (Anonymous) Expand
Когда я училась в институте квот уже не было, но зато появилось много платных студентов.
И конечно же, их тянули изо всех сил, потому что это были живые деньги для института.

На первом курсе это был просто кошмар. Уровень большинства по простой математике еле дотягивал до школьной тройки. Были и те, кто плохо знал русский язык. Курение травы в туалете считалось ерундой, если приходили на экзамен после пьянки до утра - просто назначали другой день. И при всем этом они сдавали экзамен только с купюрой в зачетке.

А на этом фоне за малейшую оплошность исключали бюджетников.

И вот даже среди такого контингента нашлись те, кто смог перейти на бюджет благодаря своим стараниям. А изначально поступить на бюджет у них не было никаких шансов. И если бы у их родителей не было денег, то пошли бы они в пту в такое же окружение.

Вот хороший пример, кстати.

Два года проживания в Новой Зеландии все-таки дают о себе знать в этом вопросе. Квоты тут есть для местных Маори (это аборигены, что были тут до прихода европейцев) для поступление в вузы. И это помогло поднять уровень образования у них, даже при более слабом первоначальном уровне. Т.е. выучиться дают на несколько облегченных условиях, но вот при поступлении на работу все равны.
Еще один пример - это скандинавские страны - они выделили квоты для женщин среди чиновников, в том числе высших. Помогло выранять гендерный дисбаланс во власти, который везде довольно плохой. Теперь у них это стало гораздо лучше и управление страной стало болеее сбалансированным.

Т.е. проблема в том, что без этого шанса, к сожалению, преодолеть некоторые стереотипы очень трудно. А они очень сильные. Пока живешь в такой среде ты даже не представляешь насколько они сильны и действуют на тебя. И особенно это заметно именно на русскоязычной аудитории, потому что, к сожалению, лучших решений еще не придумали в области борьбы со стереотипами, но при этом, все же запад ближе к решению этой проблемы, чем Россия. Увы, тема гендерной дискриминации и прочих других в России сильна и она очень близка к Азии в этом смысле больше, чем к Западу.

У Вас несколько идеализированное представление о гендерной дискриминации на Западе. Приезжающие к нам американцы и западноевропейцы часто удивляются, что у нас в советах директоров и правлениях столько женщин. Женщина-финансовый директор? Женщина-главный юрист? Женщина-операционный или генеральный директор? У нас сплошь и рядом, а им удивительно.

Как пример, кому помогла поддержка (финансовая и моральная) - писатель швейцарец Макс Фриш. Пожилая пара в послевоенное время оплатила его обучение в институте.(он закончил архитектурный) И, по моему, он еще у них жил в это время.
Я знаю несколько художников-иностранцев, которые поступили в университет искусств благодаря таланту, работоспособности и квоте для иностранцев. В хайнц-айзлер музыкальную высшую школу часто поступают серьезные молодые музыканты со всего мира и много из Белоруссии и России. И обогащают таким образом оркестры филармонии и концертного зала. Я не знаю сколько там квота для иностранцев. В УДК - 5% в потоке. 
Их конечно никто за уши не тянет. И конкуренцию среди множества талантливых иностранцев выдержать нелегко.


Вот не знала такую подробность о Фрише. Спасибо, очень интересно.

У меня была возможность поступить в институт по квоте для выпускников сельских школ, но я ею не воспользовалась и поступила на общих основаниях. И слава Богу. Если бы я понадеялась на квоту, любая моя оплошность истолковывалась бы в стиле "она ж деревенская, она ж занимает места порядочных и талантливых городских детей, всем не хватит, всем не хватит, всё -- дефицит". А так училась и училась.

?

Log in

No account? Create an account