Потом в девяносто первом умер отец, а через год бабушка. Вот тогда-то, в ночь и пришлось приехать хоронить бабушку. Феерично было. Те похороны я запомнила надолго. С одной стороны, я поняла, что бабушка видно предчувствовала близкую смерть. Когда мы приехали, в доме все сверкало, а она вышла во двор и упала. Ее племянницы, жившие в другой половине дома, вызвали врача и к нашему приезду бабушка была уже в морге. Там за ночь ей лицо объели крысы. Поэтому уже гроб не открывали, и ко всему как раз в это время был кризис наличности. То есть, деньги как бы есть, а получить их нельзя. Кажется, это по телевизору и объясняли, что не успели напечатать. Помню жалобный вопль работницы: "Может вы попробуете гроб по безналу купить?!" Угу, всем нужны наличные.
В общем, мама, чтобы снять деньги на похороны, чуть сберкассу не разнесла, а вот следующий клиент уже разбирался с милицией, крик стоял на всю улицу. И вообще, с одной стороны мне помогали совсем чужие люди, дали и клюкву для киселя, и все приготовить помогли, а с другой стороны - толпа местных алконавтов все жаждали выпить нахаляву и еще добавить.
Но при этом в начале девяностых магазины в городе стали наполняться, хотя денег у населения было мало. И по этому поводу многие местные ушли в привычный запой. Мне тогда странно было это видеть: денег нет, еду купить не на что, а многие как раз и перестали сажать картошку, заниматься огородом. В городе началось некоторое расслоение, те, кто пил тоже, поделились на категории. Часть пить бросили и начали торговать, чем-то заниматься для заработка, а другая часть наоборот, запили уже всерьез, до полной деградации.
Самым престижным заводом в городе стал "Имени девятого января", в просторечии "девятка". Он выпускал и выпускает в первую очередь водочные бутылки. Но и прочие заводы еще пробовали трепыхаться. Тот же Красномайский завод, где делали кремлевские звезды и много чего художественного, открыл свой фирменный магазин и там довольно активно приезжали москвичи и питерцы, чтобы купить что то необычное. Мама там вот эту работу купила. Она стоит у нас повыше, чтобы кошки не достали.
Она темно синяя, на солнце слегка просвечивается.
Но потом прошла какая-то волна закрытий заводов, разорения тех, кто был вполне конкурентным. Особо пострадала текстильная промышленность, позакрывали все. Я тогда приезжая, занималась огородом, растила все, в том числе всякую экзотику (на товремя) типа брокколи, дайкона и чернокорня. Соседи изумлялись. Зато сейчас все это можно купить на местном рынке, чего только не растят.
Я вот не написала, но в советское время ничем, кроме газа, реально улучшить свой быт было нельзя. Провести воду в дом нельзя, ждите очередь на квартиру в хрущебе. Все завидовали соседу, который жил совсем рядом с колонкой и ночью через шланг наполнял какую то (ворованную, в продаже не было) емкость, чтобы вода в кране текла сама. А все остальные возили воду бочками на тележке или по старинке, на коромысле.
У бабушки газ проводить было нельзя - низкие потолки, поэтому мы ей купили плитку на маленьких баллонах. Но потом по какой-то причине эти маленькие баллоны перестали продавать и наполнять, и мы купили бабушке электроплитку. Но тут другая напасть провинциального города – часто отключается свет, особенно в ненастье: провода же на столбах, под старыми огромными деревьями. Как дождь, снег или ветер, так отключения. Я как-то в самую жару печку топила, поскольку света нет, газа нет, а детей кормить надо. Потом муж на улице небольшой очаг устроил.
И вот в конце девяностых стали в городе многие проводить воду. Чертыхались за дороговизну, кляли всех ворьем, но это стало доступно. И в городе закипела параллельная жизнь: стали больше держать скота, стали много строить теплиц и инкубаторов. Стали дома обустраивать по-человечески: с водой, канализацией или септиком, с отоплением и теплым туалетом, и даже душем. Сейчас на нашей улице практически не осталось ни одного дома с холодным туалетом и без душа.
И вообще, город забавно смотрится: очень много надстроенных и надрощенных старых деревянных домов. Причина понятна: где то надо жить и подложить фундамент под старую постройку дешевле, чем новый дом строить. А чуть подальше от центра дома лучше и приличнее, чем в центре. Я удивилась, но уже и обочины стали косить! Народ стал свои улицы украшать, как умеют, но все-таки...
И сейчас, кстати, пить в городе стали поменьше. У многих есть дело. Но вот жизнь города и жизнь администрации - это две реальности и они почти не пересекаются. Наш сосед, например, ушел с работы из-за того, что его хотели сделать бригадиром. И понять его можно: пришлось бы отвечать за все огрехи, получив при этом прибавку в пару тысяч. А оно надо? Сейчас он как бы нигде не работает, но свинку забил и жить есть на что. У них натурального хозяйства хватает на огромную семью из трех поколений (родители, братья-сестры с семьями) и даже на нас с соседями. Мы же их как бы и обеспечиваем наличностью, покупаем все что нужно. И пенсионеры там живут не на пенсию: утром на рыбалку или в лес, а потом на рынок, продавать добытое. Так и обходятся. Если сейчас не прижучат в стремлении еще и их добычу налогом обложить.
Такая вот там жизнь. Хуже всего тем, кто в многоэтажках застрял. Правда, у некоторых жильцов этих пятиэтажек есть участки или даже дома в округе с обязательным огородом для себя.
UPD: муж забыл поставить фото в пост. Теперь есть.
Подписаться