?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Человек или дело
gelena_s
Вот представьте, вы первый раз сделали что-то для себя новое, для чего нет ни однозначных критериев качества, ни четких ориентиров для достижения совершенства. И первое, что получили в ответ – жёсткую критику. И это нехорошо, и тут накосячили… И вообще, все переделать нафиг!

Вот интересно, сохранится ли у вас мотивация продолжать работу?

Это ответ на вчерашний вопрос. Выжило и регулярно пополняло свой список выпущенных книг бестселлерами именно женское  сообщество. Насколько я помню, потом оно стало смешанным, но сохранило принципы. А вот изначально чисто мужское сгинуло примерно через год.

Удивило, что многие посчитали наоборот. Ведь после жесткой критики надо напрячься и написать так, чтоб не кусали и еще собраться с духом, чтоб это презентовать достаточно агрессивной аудитории. Зная, что кусать будут все равно. Вы уверены, что это хорошо мотивирует всех без исключения?

А в женском обществе показывали именно образцы того, что нравится, что цепляет в хорошем смысле. Человеку было понятно, что именно вызывает отклик и куда следует направлять усилия. Потому и авторы охотнее писали, и легче выкладывали работы для ознакомления.

Это ровно как с первоклашкой: можно подчеркивать красным кривые буковки (что и делают 99.99% учителей и родителей), а можно зеленым самые хорошие. Разница в обучении письму будет огромная.

Поэтому первое правило конструктивной критики такое: говорить о действиях, поступках, а не о личности.

И сама эффективная тренировка – это перевести примеры оценки работы и оценки человека, когда одно путают с другим. Ну и совсем полезно – использовать личный опыт. Вспомните, какими эпитетами вас «награждали» близкие и переведите это в оценку именно действий, пусть даже если эта оценка совсем не положительная.

А потом будет следующий шаг.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • За все плохое

    На минуточку еще раз вернемся к теме уважения в браке. Сразу приведу один комментарий от коллеги с семинара. Когда работали с депрессивными…

  • Про имидж

    Еще одна вроде как незначительная тема, но частый источник больших детских обид. Это «насильственная» стрижка, мальчиков обычно…

  • Что делать

    И про запахи продолжение. Если прочесть все комменты, то главный вывод простой: здоровье и энергия пахнет свежестью. Отсюда естественный вывод:…


Стивен Кинг в "Как писать книги" говорил о фигуре "постоянного читателя" - о том человеке, для которого ты пишешь. И, конечно, это всегда достаточно благосклонный читатель! Он(а) может сказать что-то вроде "по-моему, благотворительным делам Майкла Нуэна ты уделил слишком много внимания, при том, что к сюжету это не относится", но едва ли мы пишем для тех, кто швырнет нам рукопись с криком - Что за дерьмо!

Мне говорили что я "несобранная", поэтому и оценки у меня так себе.

Зеленым и самые красивые :)!!! Это наша первая учительница. Дочка очень ее любит. Очень!


один из основных советов в книге Джулии Кэмерон, посвященной раскрытию своего творческого потенциала (она пишет для художников, но там совершенно универсальные советы) - рекомендация найти или собрать "круг поддержки" - круг единомышленников, готовых давать друг другу позитивную обратную связь касательно творчества и регулярно собираться, показывать свои результаты, смотреть чужие и общаться об этом.

Вот это было неожиданно.
Задумалась о своей картине мира, где если жесткая критика моих трудов из раза в раз меня все больше демотивирует и ослабляет, то это я просто потому что я некачественная, а нормальный-то человек должен сцепить зубы и только с еще большим энтузиазмом работать над собой. Ну потому что жизнь - борьба и никто тут с тобой нянькаться не будет. А не можешь сцепить зубы, продолжать делать свое дело и всех в итоге побороть - ну так ты слабак просто, фу на тебя.
А оно, оказывается, вон как работает.

В тему.
Я когда-то читала книгу "Брать или отдавать". И там приводился пример тренера, который провтыкал Майкла Джордана и ещё какого-то знаменитого в будущем баскетболиста. Именно такого доброго, склонного видеть лучшее. Но оказалось, что по результатам его работы в целом, "его" команды были в среднем более успешны, чем команды со звёздами и эта успешность была более устойчивой.

Хм, хлипкие мужики какие-то. Я могу понять когда женщине критика крылья подрезала, а где же тогда мужское "я вам докажу"? Я не знаю, но сообщества где постоянно хвалят, становиться невыносимо читать, сплошное графоманство. Я сейчас как раз курс по истории искусства прохожу. Новое в живописи почти всегда вызывало непонимание и отторжение, но существовать не переставало. "Мазня" абстракционистов до сих пор споры отторжение вызывает у многих. Но у Художника есть Потребность творить и настоящий Художник плевать хотел на мнение, он гнёт свою линию ни смотря ни на что. Критика это такое сито отсевающее случайности.
Оценивая два подхода в этих сообществах надо смотреть что выросло в плане литературы: много сорняков и графоманов из женского или единицы но действительно стоящие литераторы из мужского.

важно помнить, что например теже новаторы от искусства очень часто сбивались в кружки и всяческие сообщества, устраивали совместные выставки и разные хэппенинги, особенно в конце 19 - нач. 20го века

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Настя С (Anonymous) Expand

Да, у меня так и было. Я была мелкая и только начала ходить на уроки фортепьяно. Начала заниматься дома. Понятно, что сначала это были упражнения, и они тоже давались с трудом. Но, видимо, моя бабушка думала, что я сразу начну играть хорошо. И в жутком раздражении налетела на меня с криками, что у меня ни черта не получается. Естественно, после этого дома я перестала упражнятся, учительнице я придумывала все что угодно, только бы не играть дома.

Про то, что таорится в школе я вообще молчу...


Я не уверена, что вообще сообщества художников должны быть массовыми и долго существовать. Это скорее всего приведёт к единообразию в творениях. Хвалить должны в школе, когда дают азы знаний маленьким детям, взрослым личностям это зачем?
Вот что-то меня это зацепило. Я представила, что отдаю на суд в "хвалящее" сообщество своё произведение, ну похвалят, но где радость, раз там всех хвалят? Это же обесценивает.

Edited at 2017-07-03 09:54 am (UTC)

Так хвалят то за разное. Так что как это будет обесценивать?

А я в таких случаях всегда вспоминаю Спинозу: Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать. Меня мотивирует продолжать деятельность не эмоция, выражаемая в мой адрес, а выражение понимания, что я делаю и чего ради. Если этого понимания нет - ничего доказывать и никакие восторги принимать смысла не вижу.

Думаю, сохранность мотивации будет зависеть от того, удалось ли мне в процессе хоть как-то понять, что должно получиться, понравился ли мне процесс, и насколько вот ровно для этого процесса мне важно одобрение.

Но вообще незапрошенная критика мне наиболее вредна именно когда я учусь.

Не смотря на то, что я знаю, что злобные пинки никому ещё не помогли, в оченьмногиз ситуациях я способна только кусаться.

Из "оценочного":
"Ну что ж ты такая медленная!" - перевод :"Ты опять на что-то отвлекаешься"
"Ты очень добрая" - "Ты мне часто говоришь и делаешь что-то хорошее"
"Ты такая рассеянная" - "Ты (сейчас? обычно?) думаешь не о том, чем занимаешься"
"Я лентяй" - "Я не хочу делать то, что вроде бы должна" (и не делаю).
"Неблагодарный ребенок!" - "Ты мне грубишь, и зря"

Из недавно услышанного и вроде совершенно "оценки действий", но все равно неприятно: "Вам следовало бы извиниться за то, что вы заставили меня вытерпеть своим докладом", "Чтобы задавать какие-то вопросы по существу, надо было уловить хоть каплю смысла во всем, что вы тут говорили". Правда, что конкретно слушательнице не понравилось в докладе, так и не выяснилось.

Это не оценка действий, а вежливо сформулированное хамство. Если это высказано человеку ниже по статусу - ну и мерзкая личность..

Получается сообщество это клуб с низкой мотивацией членов на участие в нем. Первоочередная задача - удержание членов.
В хороший клуб народ ломится толпами.

За пример с зелеными чернилами - отдельное огромное спасибо.

(Deleted comment)
В первые секунды реакция будет обида, а дальше смотря от кого критику получила. Близкие за жесткую критику могут огрести - у нас так не принято.

Если сказал коллега - то выслушаю, посмотрю есть ли что-то в его словах полезное, от чего можно отталкиваться. Потом скажу, что меня задела жесткость в словах.

Если заказчик - то пропустила бы мимо ушей тон, и начала бы уточнять, а что именно не то. Задело бы всё равно, но говорить я бы об этом не стала.

Про оценки работы и оценки человека. От близких не помню.
От бывшего работодателя - называл первое время блондинкой. Потом, когда что-то не нравилось, как я нарисовала, сравнивал с чем-нибудь неприятным, говорил, что ерунда. И вот тут я разделяю так примерно: когда говорят "мне не нравится", "не пойдет", "не то" - это нейтрально, даже хорошо, когда дальше уточняют в чем. А когда начинают обзывать мою работу, у меня бомбить начинает. Если с заказчиком, я могу не показывать чувств и уточнять, а что не то. Но внутри буду кипеть. Для меня это переход на личное оскорбление - подключение такого арсенала обесценивающих слов.
Особенно меня вымораживал бывший начальник, когда говорил дизайнеру (не мне), что тот какое-то говно нарисовал. И видно было, что экс шеф от этого кайф ловит. Это он так по телефону - предусмотрительный. А в лицо он при мне никому такого не говорил.