?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про всеобщее среднее
gelena_s
Да, многих вчера зацепил пост про стенку между ребенком и родителем. Слишком часто она построена из самых благих порывов. Иногда из стремления подготовить ребенка к жизни, но в результате мешает ему этой самой жизни верить.

Когда нам говорят, что наш способный ребенок ленится, на самом деле это переводится как "ваш ребенок, к сожалению, не марионетка, и не хочет, гад такой,  быть функцией, и не позволяет мне быть отличным педагогом!" Когда жалуются, что бегал и прыгал, что шутил и задирался, то опять мечтают о немом инвалиде, со свободными ушами и отсутствием своих желаний. Хороший учитель скажет примерно то, что сказал старый учитель одной моей клиентке: "Вашей девочке нужна просто бабушка, которая будет сидеть рядом и вязать носок. Остальное ваша девочка сделает сама." Бабушки у них нет, но клиентка точно поняла, что надо ее дочери.

Да, учителей нужно внимательно слушать, но только в том случае, если они говорят об особенностях ребенка, когда они дают развернутую и объективную картину. Когда есть и достоинства и недостатки. Когда вам именно на примерах объяснили сильные и слабые стороны ребенка. А фраза "способный, но ленится", это про другое, это про "отъе**сь".

И да, вполне может быть, что ребенку дико неинтересно то, что сейчас преподают в школе. Или у него наоборот, слишком хорошая память и он пока еще не отягощен состраданием и пониманием того, что его учитель просто женщина "трудной судьбы". Я и сама весьма грешна была, троллила учителей только так. Хотя тогда и слова такого не было. Увы, частенько мною двигало именно желание уесть нелюбимую учительницу. А слабые места я находила всегда талантливо. Благо, таких учителей у нас было мало, потому и средний балл у меня получился высокий. Но классная старших классов так и не дождалась меня ни на одну встречу после школы. Хоть и страдала, что вот такая талантливая девочка не решилась «идти на медаль». А что делать, ну не хотела я писать правильные сочинения о Павле Корчагине, и не собиралась шляться на олимпиады про героев гражданской войны, и вообще, все сочинения про войну писала на тоже самое "отъе**сь", слишком уж задолбали нас тогда великой Отечественной. Я уж не говорю про прочие малые земли.

Сейчас, кстати, тоже много того, что вообще не может быть интересным. Конечно, нынешних школьников не заставляют завывать "Мы говорим Ленин, подразумеваем партия, мы говорим партия, подразумеваем Ленин", но хрени все равно достаточно.

И что же делать, если ваш ребенок не любит учиться? В первую очередь, понять, что его больше всего в школе раздражает. И потом внятно и спокойно объяснить, что вы все понимаете, но всеобщее среднее отменить вы не в состоянии. А поскольку он еще о своем будущем подумать не может, а вы обязаны как родитель об этом думать, тот можете только помочь ребенку оптимизировать затраты сил на учебу.

Тут можно организовать и курсы быстрого чтения, чтобы побыстрее отделываться от обязаловки, и занятия по развитию памяти. Можно поучить организации собственного времени, чтобы уроки делались  быстрее и с меньшими затратами сил. Ведь практически никто с ребенком не обсуждал даже простой вопрос: ему легче делать вначале сложное или простое? Надо ему отдыхать после каждого сделанного упражнения или проще сделать предмет целиком и уже после этого заняться своими увлечениями.

Я сегодня попрошу тех, у кого дети школьники, поделиться, как лучше всего получается делать уроки у ваших детей? В каких ситуациях они легче всего и быстрее всего работают? Где у них наиболее эффективное обучение?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Продолжение опытов

    Итак-продолжаем измываться над мечтой. Образ мечты - ваш? Ваш! И «живет» он, грубо говоря, в вашем теле. Вот и погоняем его по этому…

  • Грудной эликсир

    Из личного опыта могу поделиться: если не запускать, то форму груди восстановить можно. Между прочим, два выкормленных ребенка, каждый больше, чем…

  • Некоторые итоги

    А теперь можно подвести итоги по работе с бабушками. Что у вас изменилось после упражнения? Что вы теперь думаете и чувствуете не только по поводу…


  • 1
Я помню, что в начальной школе за домашним заданием рядом со мной часто сидела мама. Она не "помогала", не заставляла переделывать (а тетя, например, заставляла). Просто была рядом. Это было хорошо: и не отвлечешься, и спросить всегда можно.

Помню, что мы экспериментировали, что делать сначала: украинский и русский или математику. Математика в начале мне не пошла. Так всю школьную жизнь я и ее, и физику оставляла на потом.

В средней школе был другой эксперимент - когда приступать к урокам: сразу после обеда или позже. Помню, ходила вокруг часов и оценивала, готова или не готова еще садиться за уроки. Сначала это было 4 часа. К старшим классам за уроки реально было сесть только после 6 - слишком уж в школе мозги уставали.

Но мне было проще, чем другим: у меня мама - учитель-методист, причем хороший. И к учебе своих детей она относилась так же спокойно, как к учебе других школьников. Важно создать условия, убрать отвлекающие факторы, определить цели и работать.

Уже в роли школьного психолога она говорила всем родителям: "Дети не умеют делать домашнее задание, если их никто этому не научил. Сядьте рядом и показывайте, что в какой последовательности делать. Объясняйте, чего делать не стоит, а где надо дать (и себе и ребенку) лишнюю попытку. И не ждите, что ваш ребенок будет делать домашнее задание идеально с первого раза. Учиться учиться - это такой же предмет, как математика".

О да! Хороший методист всегда на вес золота! Меня мой любимый профессор называл прирожденным методистом, потому что я все раскладывала на технологии. Я потом поняла, что это совсем не все умеют. Это было открытием.
Вот потом и я долгое время и участвовала в оценках снятия стратегий обучения различным дисциплинам и согласна- учиться у нас вообще не учат. Это самое как раз тяжелое в школьном времени. В замен лозунги, нервотрепка и завывания, что надо стараться!

Sadia (Anonymous) Expand
Уроки с дочерью не делала ни дня. Даже не вникала. А она не обращалась. Максимум - распечатать доклад (дома нет принтера).
По русскому языку хороший слог (думаю, от природы) и абсолютная грамотность, т.к. девочке нравилось с малолетства переписывать тексты, могла часами этим заниматься. Кстати, как дипломированный педагог (хоть и в прошлом) начальных классов со стажем, могу сказать единственный секрет формирования грамотности - берете тетрадь в крупную клетку, простой карандаш, любую книжку и даете ребенку списывать текст печатными буквами с поддиктовкой себе вслух. В 90% случаев работает. Писать надо дозированно (есть нормативы по количеству слов для каждого класса) или пока не надоест.
Английским языком с хорошим произношением дочь овладела в школе, просто повезло с педагогом, письменный с теорией и разговорный английский - отлично, честно заработанное. Язык обожает из-за англоязычной музыки, в репертуаре Сэм Смит, Джон Леджент, Сиа, а бытовой язык поддерживает просмотром фильмов реалити- и ток- шоу.
С математикой был полный швах, от слова СОВСЕМ. Нашли репетитора, который и не педагог, и не математик. Парень (28 лет) не только за год подготовил дочь к ГИА, но и научил видеть в математике не только скучную науку. Результат - за экзамен 4 (а по оценкам в школе выходило 2, но по факту 3 поставили).
Сейчас учится в музыкальном колледже, который сама выбрала и куда готовилась три года. Сейчас сдает свою первую сессию, вокал, сольфеджио, инструмент - все сама, никто не заставляет, занимается часами и видно, что в свое удовольствие. С преподавателем по вокалу повезло не слишком, но вариантов нет и дочь сама с ней пытается выстроить отношения, говорит, что педагог та хороший (только не для нее), есть много фишек и хочет тетеньку отжать в профессиональном плане как можно больше.
Сейчас образовалась, помимо сцены, еще одна цель - открыть свою школу вокала, ей нравится, исходя из голосовых природных данных, помогать человеку выбирать музыкальный репертуар, и, главное, у нее это получается!
Считаю, ребенка не нужно заставлять учится. Цель обучения - не впихнуть как можно больше знаний в голову, а научить добывать то, что нужно, научить этими знаниями пользоваться, тем более, что психология ребенка заточена на конкретику, от слова "здесь и сейчас". И, конечно, актуальность информации и художественных произведений, а с этим сейчас ну очень плохо.
Отдельно хочу сказать про собственный пример, про личную увлеченность профессией или хобби, а лучше - чтобы это было одним и тем же, потому что если родитель не учится сам, не читает, не занимается саморазвитием, никакие воспитательные меры не помогут.

>>тетрадь в крупную клетку, простой карандаш, любую книжку и даете ребенку списывать текст печатными буквами с поддиктовкой себе вслух
O!

Дочка на СО, так что я сама и учитель, и родитель :) Лучше всего учится в двух случаях: когда я непосредственно учу (мы так английским занимаемся - никаких самостоятельных заданий, сплошное общение) или когда я все время рядом (лучший вариант - это придти с рабочей тетрадью прямо на мой стол и делать задание, пихая меня под локоть, попутно показывая "мама, смотри, что я сделала!").
Вот написала и подумала, а не увеличить ли мне мой рабочий стол? И зачем я напрасно деточку мучаю, отправляя в детскую? :))))

Ну тут стоит уже определять куски работы, которые вам ребенок покажет целиком. Иначе потом может привычка остаться часто показывать, это в старших классах мешать будет.
Можете поиграть- покажи целое упражнение. Покажи решенный уже пример.
Но делать многим реально приятнее в присутствии родителя. Детям так спокойнее, но не всем- я лично в детстве бесилась. А дети - одному надо было рядом сидеть, даже если он стихи учит( когда я работала , он к бабушке ходил стихи учить), а второму в точь как у меня- придет тол ко если уж всерьез затык получился.

Домашнее обучение. 2 ребёнка. 2 класс и 4 класс.
Первые 3 класса учились в школе.
Занимаются по-разному. Одна девочка 1 предмет утром и один после обеда. Примерно по часу занимает времени.
Вторая занимается в основном с утра, причём сидя только первые минут 20, дальше стоя или вперемежку с приседаниями, стояниям на руках и тд. Тоже 1,5 - 2 часа в день занимает.
Но. Каждый день.
Сами выбирают, чем заниматься сегодня/на этой неделе исходя из того, что ближе сдавать по срокам.
И да, проговариваю, что можно учиться в школе, можно учиться дома, но не учиться нельзя, среднее образование 9 классов обязательно.
В принципе, у нас процесс обучения/сдачи работ спокойно проходит.

Я в школьное время любила болеть, а потом еще недельку "догонять", именно потому что можно было заниматься одним предметом целый день и столько, сколько захочется.
Вот это мельтешение школьной программы - 6-7 самых разных уроков в день - меня дико раздражало.

И, конечно, в школе на руках не постоишь. А ведь многим детям так было бы значительно удобнее. И знания усваивались бы легче.

А еще вы меня покорили словом "вперемежку" через "ж". Давненько я не видела, чтобы им пользовались. Приятно очень:).

У меня сын недавно перестал быть школьником, но напишу.

Лучше всего он делал те уроки, которые ему были интересны. Он математик, и если им давали сложные задачки, которые сходу было неясно, как решать, он мог полвечера с интересом над ними думать, обсуждать с друзьями и отцом.

Ему нужно, чтобы был вызов, чтобы нужно было хорошенько подумать, чтобы решить. И при этом чтобы это было ему по силам.

Какие все разные! У меня девочка, если с наскока не одолеет, начинает страдать:)) "я над одним и тем же думать два раза не умею!"
Работаем отдельно над навыком: если сразу не получилось, пробуем ещё раз.

Я с Вами и согласна, и не согласна. Мне тоже раньше казалось, что учителя - это такие немного криворукие неудачники с вечно дергающимся глазом. Неуспевающие дети - это результат их недоработок и лени.

Пока я не стала частным репетитором.

И я поняла, что мне платят не за то, что я - отчаянный гуманист и мне хочется сделать как можно лучше. Мне платят за результат. Учителям тоже.

Примерно половина из того, что я делаю, вылетает в трубу. Конечно, я понимаю, что ко мне ходят отнюдь не Эйнштейны, но это огромный процент. Проблемы с восприятием, вниманием (2-4 классы), огромные пробелы в развитии мышления (среднее звено) - это еще цветочки. Больше половины детей не могут усидеть на месте и 10 минут. К систематической работе готовы примерно 12-15 %, остальные и на уроки просят частых перерывов, и занятия часто пропускают.

У нынешних школьников (даже в старших классах) нет связки между "мои усилия сейчас - моя жизнь в будущем". У них есть все. Им не о чем беспокоится. Они получают все, у многих уже фантазия не работает, какой бы подарок запросить на НГ.

Положительного и более-менее прочного результата достигают только те, чьи родители постоянно "держат руку на пульсе" - проверяют уроки, общаются с учителями, нанимают репетиторов и объясняют сами. А еще - в таких семьях очень активные в интеллектуальном плане родители

Вы правы, многие дети сейчас действительно имеют проблемы с неврологией. Потому им бы дефектолога сначала, а уж потом все остальное.
Но вот тут к сожалению , доэксперементировали. Реально я не знаю, чем сейчас методисты занимаются, но школьные проблемы стали ярче проявляться. Но не соглашусь, что учителя часто работают на результат. Вернее , результатом у них будут не знания ученика, а хорошая отчетность и прочие требования минобразования.
А родитель, держащий руку на пульсе, не равно родитель, слушающий любую жалобу учителя.

А я не понимаю, зачем с таким подходом вообще в школу ходить? Нанял репетиторов и на домашнее обучение, раз учителя плохие, а программа не интересная. Да и частных школ с интересными программами на любой вкус сейчас полно. А то получается позиция законспирированного партизана. Родитель и ребёнок и их скрытое противосостояние с учителем и школой. Не удивительно, что сейчас очень много учителей просто "забивших" на детей, если такие вот мамы и такие ученики. Только мне не хотелось бы такого забившего учителя для своего ребёнка, потому как я надеюсь, что ребенок потом будет поступать в университет за границу, а там нужны знания, а не просто такой замечательный и свободный духом мой ребёнок. И я воспринимаю учителей не как неудачников, которые от безысходности пришли в школу работать, а как людей, которые могут помочь ребёнку выйти на более высокую социальную ступень, чем я. Дать путёвку в жизнь. Как мои учителя в своё время помогли подняться мне.

Edited at 2016-12-15 04:09 pm (UTC)

Ой, знаете, когда учитель с душой и уменьем(харизма и чувство юмора включено в уменье преподавать), и дети, и родители это ценят. Наши просто влюблены все в математика, хотя двоек он наставил больше всех учителей. Но ставя двойки, он два раза в неделю проводит дополнительные занятия, на них объясняет что не понятно и двойки дети исправляют.

У нас была беда с математикой, просто уже к двойке в триместре шло(7 класс был). Так как я сама в объеме школы алгебру и геометрию знаю и понимаю, то занималась с ней сама. Ой, что было: и крики, и слёзы. Ну, не выдерживали у меня нервы, ведь, дочь что - не понимает, но доказывает свою точку зрения яро. В итоге плюнула заставлять её самой шевелить мозгами и просто объясняла решение задачи. Без всяких пауз: "ну ты же должна сама вот в этом месте мозгами шевелить", просто объясняла. И сработал накопительный эффект, теперь он сама почти всю домашку делает, ко мне только в сложных случаях подходит и я просто объясняю. Сейчас оценки 4-5, учитель очень на собрании хвалил.

Делать уроки с мамой мне не нравилось, потому что она холерик и начинала ругаться, если я чего-то не понимала :) Когда я не могла решить уравнение или пример, она пыталась сделать так, чтобы я поняла принцип и сама додумалась до решения. Я не понимала. И мне было непонятно, зачем она изводит меня этими "а если бы икс был равен не пяти, а десяти?", почему она сразу не может просто сказать мне ответ на уравнение, ведь она его знает.

К пятому классу она забила и просто стала рассказывать мне о том, как додумалась до решения какой-нибудь сложной задачи из моего д/з.

А вот с бабушкой было гораздо спокойнее делать уроки. Она была более уравновешенной.

На понимание некоторых тем мне просто требовалось больше времени. Например, сложение и вычитание многозначных чисел в столбик (особенно когда верхней цифрой был ноль) - всю весну я тупила, а осенью после каникул внезапно поняла, как это решать.

Со мной уроки не делали от слова совсем, даже рядом не сидели. В выпускном классе мама решила поругать меня за почерк, больше не за что было :) - скандал вышел однако, и вот это все- чего лезешь раз 10 лет не интересовалась я конечно выдала.
Уроки любила сделать сразу. что-то на переменах делала по-быстренькому, прям после урока, по свежим следам, всю математику, физику, химию, русский. Устное могла на перемене перед уроком сделать - мне хватало. У меня была захватывающая жизнь на улице в детстве, и свои же интересы в старшей школе.
Специально для "защитников учителей" история:
Всю начальную школу у меня была такая твердая 4 по всем предметам, и 1 в прописях - чтоб не выпендривалась и писала галочки, а не буквы. Мало ли что ты итак писать умеешь. Мне было как-то непонятно, но дома претензий не было и я внимания не обращала. Выпустилась от первой училки ( мы у нее тоже были ее первый класс) и вдруг стала отличницей, а вот одноклассницы-отличницы вдруг стали почти 3-шницами. Они то со мной и поделились - как же так, дочка подруги училки, тебе же хорошие оценки за "дружбу" ставили. Разве нет? А училка наоборот занижала, она же не могла дочке подруги 5 ставить, что о ней другие родители подумают?? А этим "отличницам" натягивала 5. Там ей что то от их мамашек надо было. Вот такая арифметика. Вот такие вот оценки в школе.

ребенок был лучшим учеником в классе, когда я работала на дому. При этом я ему особо не помогала. Я просто напоминала - что пора делать уроки, потом проверяла и если видела пробелы, то добавляла заданий и находила понятный материал с правилами и уговаривала по этому материалу самому найти ошибки. Дополнительно учила самому искать в словарях, гугле, вести свой словарь. Еще с самого начала купила ему сборники правил для начальной школы - где все кратко и понятно расписано. Если у нас возникает спор по поводу решения - отправляю в сборник и себя перепроверяю по ним.
Работала я на кухне и уроки он делал со мной на кухне -не прогоняла. Я за компом, а он если что спрашивал .
В этом году учится хуже. Твердый хорошист. Сам контролирует уроки и усвоение. Плюс попросился оставаться в классе до кружков - делает там, если что просит помощи учительницы. Но надо контролировать, было уже что я видя его сознательность при болезни младших уменьшала контроль и потом оказывалось, что он решил неделю не делать домашку, видя что я не контролирую совсем.
Любит (как и я в детстве) начинать с любимого предмета, заканчивать самым не любимым.
В целом именно для него и для его усвоения и эмоционального здоровья было лучше всего, когда я работала дома.
Репетиторов он изводит - это ему точно не подходит.

Извините за немного оффтоп, а сборники правил - это в смысле правила по разным предметам?
У вас они какого издательства? У моих школа впереди, потому и спрашиваю.

[ внятно и спокойно объяснить, что вы все понимаете, но всеобщее среднее отменить вы не в состоянии. А поскольку он еще о своем будущем подумать не может, а вы обязаны как родитель об этом думать, тот можете только помочь ребенку оптимизировать затраты сил на учебу. ]

Серьёзно? И куда в ответ "ребенок" лет 14-ти родителя пошлёт?

Куда бы не послал, это ответственность родителя и обычно тут как раз дети смиряются с неизбежным.
И тут надо стоять на своем.

У нас средняя школа. В началке учителей слушала, приходила выяснять проблему на беседу в школу, со многим была не согласна, изнутри ребенка совсем по-другому видела,чем некоторые учителя; если выяснялся пробел в какой-то теме, просто спрашивала у дочки, что непонятно, разбирали и всё. Но это всё редко. И точно помню, что учителя очень! ценили, что родитель вообще так интересуется! делами ребенка в школе. А домашку я часто делала с ребенком: люблю объяснять тему на примерах и рассказывать что-то интересное).

Девочка шустрая, мозговитая, с лёту всё практически понимает, учить вообще не привыкала и не хотела с первого класса (например, правила или английские слова). Домашку делает на переменках, быстро, только то, что необходимо. Может заинтересоваться творческим заданием и долго сидеть (сочинить сказку по музыке или литературе). Музыку может сочинять долго (учится в муз.колледже), с увлечением.

В этом году учиться вообще не очень хочет. Новая школа, взросление. Больше интересует общение со сверстниками. Надеюсь, это просто период. В школе раздражает просто школа). Историю вот не любит и вообще параграфы читать не хочет. "Зачем мне история?". Я предложила самой подумать, для чего людям история. В сердцах даже поссорились. После ссоры через неделю сама пришла ко мне и говорит: "Проверяй меня по вопросам после параграфа". Получилась в итоге интересная беседа по истории Древней Индии с удивлением многому и сравнением с нашим современным государством (законы, религия, "касты" и т.д.).
Что-то компенсирую домашним семейным чтением вслух (такая традиция у нас за вечерним чаем). Читали кн."Дети капитана Гранта" с гуглом, настенными географическими картами, пластилином, рисунками. Тут и история и география и ботаника с биологией. Целая энциклопедия, действительно интересная! ребенку.

Проблема: контроль со стороны меня надо все-таки уменьшить и уменьшить. А то вдруг возник затык в организации процессов: когда и сколько делать домашнюю работу, что именно, как спланировать по срокам, у кого узнать домашку. Пока просто по возможности отправляю к гуглу, телефону, с вопросами к учителю (общаться, спрашивать у учителя), к мозгу и к дневнику. Проявлять, так сказать, самостоятельность. Но мама всегда остается тылом.

Вы пишете "мы продолжаем говорить о желании родителя угодить учителю". А если немного сместить фокус? Если речь идет не об угодничестве, а о совпадении точек зрения: учитель упрекает ребенка в точности за то, за что этого же ребенка упрекает и родитель, за то, что и родителя так же раздражает. Это же крушение неких надежд на то, что "может, он хоть в школе не хулиганит и старается, не то что дома".

Edited at 2016-12-16 12:47 pm (UTC)

  • 1