Однако, я бы кое-что добавила. Скажем, вряд ли мы смогли сформироваться как вид во «вражественной» нам среде. Это вопрос определения: среда, в которой мы можем существовать и развиваться, плодиться и размножаться как вид, и есть для нас дружественная. То есть, среда, способствующая развитию нашего вида. Среду, которая способствует исчезновению вида, его угнетению, я бы и назвала «вражественной»
И то, какими мы появляемся на свет – беспомощными, голыми и физически крайне неразвитыми – как раз и говорит, что среда для нас дружественная. По крайней мере, ближайшая. Иначе мы бы рождались сразу с клыками-когтями, в броне и в готовности откусить свой кусок ресурсов у окружающих. Примерно, как паучата у некоторых видов.
И отсюда второй важный вывод: дети рождаются с тем самым исходным базовым доверием к миру. Просто потому, что с другим базовым убеждением с одной стороны, нет необходимости, с другой, нет возможности рождаться. И в качестве ответа, где посмотреть людей с базовым доверием к миру: посмотрите на детей. Увы, не на всех, но в возрасте до трех лет их пока преобладающее большинство.
И туда же вопрос «вселенная богата ресурсами»: вряд ли бы человек как вид так расплодился и сформировался, если бы для него ресурсы были крайне труднодоступны. И даже те нематериальные ресурсы, которые появились в последнее время и приобрели жизненную важность.
И если человеку, не смотря на все усилия родителей, воспитателей, учителей и вообще, социума, удается сохранить в себе одно врожденное и очень важное качество, то он легко и активно пользуется всем возможностями нашего мира.
Ага, вопрос в студию: какое это качество?
Подписаться