?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Второй кит
gelena_s
Никчемность - второе состояние родом из детства, которое так же в основе часто имеет импринтные эпизоды. Поскольку родители частенько оценивают детей, ориентируясь на свои ожидания, а не на возрастные нормы развития навыков, то в результате ребенок практически всегда «ни на что не годен». И эту «новость» до него старательно доносят.

А поскольку ребенок еще и очень эгоцентричен, то может сам себе надумать ожидания от себя, а потом получить большой облом и сам в себе сильно разочароваться. Еще срабатывает механизм подражания: ребенок видит, как кто-то легко и просто пользуется инструментами и навыками, например, играет на пианино. И у него появляется ощущение, что он так же легко сможет сделать! Он пробует, не получается и в результате – разочарование в себе. Ну да, грамотная и уместная помощь родителей здесь бы исправила ситуацию, но не всем так везет.

Поэтому стоит немного разобраться, откуда растут корни многих ваших ожиданий от себя и вспомнить первые разочарования собой. Точно так же, воспроизвести это состояние и вспоминать наиболее ранние эпизоды, связанные с ним. И уже с «высоты вашего положения», то есть, с вашим нынешним опытом оцените реалистичность тогдашних ваших ожиданий. Где главные ошибки в ожиданиях, оставшиеся с вашего дошкольного возраста? Какие из них ваши, а какие наведены близкими?

И самое главное: а чего вам тогда не хватало? Вернее, какие поступки окружающих, какие слова смогли бы вам тогда помочь? Можете привести дословно?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • О догадливости

    Вот тут olessya_online привела классику: а ты сама не видишь? Могла(мог) бы и сама догадаться! Сколько все этого мы наслушались в…

  • Бытовая магия

    Все же, как показывает наш нано-опрос, большинству будет удобнее сидеть лицом к входу, тут мы живем сохранившимися примативными механизмами. И я…

  • С другой стороны

    А теперь посмотрим на ту же ситуацию немного иначе. Допустим, вам сейчас некогда, сил нет или просто не хочется. И вы попросили кого-то из близких…



Мне не хватало безоценочности. Возможности сделать что-то (пусть кривое-косое) и самой оценить результат по своим критериям. А не по критериям взрослых людей, которые мою поделку из пластилина будут сравнивать с работами Микеланджело.


Вот, Вася учится хорошо и в шахматы играет. Маша танцами занимается и уже выступает на соревнованиях. А тут бы хоть тройки не приносили - уже радость.

Ну и мб по мелочи: четыре - это, конечно, хорошо, но лучше бы пять.

Не хватало, наверное, чтобы вслух лично хвалили за какие-то конкретные действия.

Знакомая с дочкой плавают с полгода. Сейчас ей 7 ну соответственно стаж плаванья у неё 6,5 лет. Подруга бесконечно умиляется летом на речке когда мальчиков возраста доци начинают пинать, что мол , слабак, смотри как девочка поплыла, ты тоже сможешь. Угу, у неё это врожденное. :) Та же ситуация и с Васей и с Машей и с другими детьми у которых видят только результат.

Да просто чтоб показали и объяснили.
А то вот это "ты сама должна понимать" или "если нет таланта - то нет" - и в отношении себя и в отношении других детей в школе или разных кружках в детстве - до сих пор не понимаю - зачем это надо было озвучивать ребенку, который толком заниматься не начал?
Современным детям по счастью можно учить все, что угодно и сколько угодно. Можно спрашивать и переспрашивать - все расскажут и все объяснят. И возможность пользоваться всеми современными материалами - в рукоделии, например. У меня в детстве такого не было.

Всё детство - сплошное разочарование. Вечное ощущение беспомощности и никчемности. Никогда ни от кого ничего хорошего не ждал. Всегда был последним.

Никогда ничему не учили. Я просто как-то по волшебству должна была все уметь, а если не умела, то виновата в этом, конечно же, была я, а не родители, которым в голову не пришло научить. Всем, что я умела в детстве, я обязана бабушке и старшему брату.
И еще вечное недовольство. Никогда не хвалили, всегда все недостаточно хорошо.
Начинания не поддерживали, интерес не подкрепляли, а задавливали в зародыше - ни танцев, ни дзюдо, никакого спорта вообще, хотя мне хотелось. Поощрялись только занятия рукоделием, на которые не хватало терпения. И опять же, каждый раз, бросая недовязанную вещь, я чувствовала себя... Вот да, никчемность очень правильное слово. Потому что вязать - это правильно и легко, а я бросаю не потому, что слишком много энергии и не сидится на месте, а потому, что я ленивая и безответственная.
К слову, мама в итоге признала, что была не права, что слишком многого от нас с братом всегда ожидала. Но вот это признание ей на пользу не пошло, то же самое она пытается проворачивать с моей дочкой. Я только и знаю, что одергивать и повторять, как заведенная: "Ты хочешь от нее слишком много, она это пока не умеет".

У меня Ваш пост отозвался многими струнами, но особенно одна деталь:

> вязать - это правильно и легко, а я бросаю не потому, что слишком много энергии и не сидится на месте, а потому, что я ленивая и безответственная

Я тоже зла на то, что мои двигательные способности и здоровье во многом погубили этими дурацкими убеждениями: девочка=домохозяйство+рукоделие+музыка/языки/другая "культурка". На танцы и гимнастику тоже смотрелось благосклонно, но после рукоделия и "культурки" на них времени не оставалось. Другие виды спорта не поощрялись.

Но в итоге, когда я повзрослела и сама выбирала себе занятия - со мной остались в жизни только спорт и отчасти музыка. Только не совсем та, которой меня учили в муз.школе. Родителям и муз.школе я благодарна за эрудицию, сольфеджио и развитие слуха; но очень сердита на попытки прогнуть меня в ПОЛНОЕ подчинение учителям муз.школы. Которые требовали ежедневных многочасовых занятий, даже в ущерб здоровью и нормальному общению. Это меня-то, которая долго на месте не могла усидеть! Хорошо, что я в университете ушла в спортивную секцию. С тех пор долгие музыкальные занятия, а ещё вязание и шитьё меня волновали минимально :) а к готовке и ин.языкам я отношусь более благосклонно.

Я свою никчемность осознал уже после тридцати пяти


В старых советских (да и не только советских) семьях детей хвалить было нельзя. У нас хвалили соседских детей: вот, Светочка Токарева учится на все пятёрки, и в тетрадках у неё каллиграфический почерк, и пятёрки без минусов, а у тебя и четвёрки встречаются.
А ещё - хорошо, когда девочка играет на пианино "Фантазию- экспромт" Шопена (физиологически невозможно для школьницы, пальцы не дотянутся). Правда, Светочка вообще не играла на пианино, что и хорошо было для меня.

Количество невыполнимых требований привело к тому, что научилась посылать требующих на ... небо за звёздочкой.

Это точно. Я учился на все пятерки, но меня никто не хвалил. Единственная отрада была в том, что не обзывали дебилом и учителя головой об доску не стучали, как других.

всегда не хватало только времени
а все эти игры разума в "причины" - только лишь игры разума, имхо

У меня был старший брат и, как я ни старалась, он все время был старше меня, больше умел и был более физически развит.

вот аналогично, брат с сестрой сильно старше, да еще отрада учителей :)

Perishkina

(Anonymous)
На эту тему каждый имеет что сказать. Да, мне вот часто в детстве бабушка говорила по типу "неряха и засранка противная" ( а мама парализована была). А вот выросла я и признала бабушка ,что и готовлю-то вкусно, и шью хорошо, все по фигуре сидит.. И на пианино стала играть лучше мамы. А когда чего -то требовали многовато, говорила " Ну я же еще маленькая!". Это немного осаждало педагогический пыл всех.

Да хоть бы за что-то похвалили! но только "тебе все легко дается и никакой твоей заслуги в этом нет". Но все мои увлечения поддерживали, все объясняли и показывали, только не хвалили. Вот зачем стараться что-то делать, если в случае хорошого результата скажут "само собой", а в случае неудачи услышишь "лентяйка"?

"тебе все легко дается и никакой твоей заслуги в этом нет"
Вот это мне сейчас в больную точку попало! :(((
Ага, ага, делать хорошо и легко то, к чему у тебя есть интерес и способности - это нещитово, от этого же удовольствие получаешь или хотя бы делаешь, не напрягаясь, за что тут хвалить. Не-е-е-т, надо угробить кучу времени и нервов на то, что ты терпеть не можешь, получить вполне средний результа и услышать: "Ну, не восторг, конечно, но хоть так".
А зато упорство. И сила воли. И умение преодолевать, это самое, трудности.
Патамушта в жЫзни придёцца не только в игрушки играть, вотЪ!

Мда... Никчемность испытывала в двух случаях, от фраз типа "Что ты не знаешь, что/кто это?" Или подобных... И чаще всего это что-то или кто-то из советской детской литературы, которые эти взрослые проходили в детстве, а ты нет, но зато ты знаешь много другого. Или что-то подобное в других областях. С высоты своего опыта и знаний, я понимаю, что люди просто самоутверждались таким образом, и если бы кто-то из взрослых, тогда сказал, что в этом нет ничего страшного (а знание литературы мне в жизни точно не пригодилось не разу), мне было точно спойконей.

Что обучение это ПРОЦЕСС со взлётами, падениями ,откатами и так далее, и только чужие дети вдруг как в сказке выигрывают соревнования ну и далее по списку. До сих пор стыдно-стыдно начинать новое и блеять учителю. Хочется, чтобы все вокруг думали что знание у меня врожденная опция.
Какой то бизнес тренер рассказывал что например учился подтягиваться с состояния сосиска под насмешки и комментарии бабушек на лавочке. За три месяца уже подтягивался 50 раз или около того. Уже без насмешек. Он еще добавил, что процесс обучения у него публичный , он не хочет чтобы все думали что у него врожденное знание предмета. Я дико позавидовала такому навыку ...

Про стыдно начинать и врожденную опцию - точно. Вообще любые ошибки демонстрировать страшно и противно. В средних и старших классах слова с описками, которые следовало аккуратно зачеркивать карандашиком по линеечке, замалевывала густо ручкой, чтобы даже намека не исходный вариант видно не было. Учитель русского всегда удивлялась, почему я "кружева" развожу, но хоть оценку не снижала, как делали в начальной школе "за грязь".

Не про дошкольное и не про навыки, но:

В последний приезд в гости моей мамы был момент, когда она сказала "ох, какой же ты красавицей была в 16 лет! как я тобой восхищалась!". И я не знала, то ли хохотать, то ли прибить ее. Потому что в 16 лет на мой прямой вопрос "мам, а я привлекательная?" это произносилось так: "ну, у тебя очень своеобразная внешность. Достаточно утонченная. Конечно, это не каноническая красота, но я уверена, годам к тридцати обязательно встретишь человека, который обратит на тебя внимание!" Мама думала, что таким образом защищает меня от необдуманных влюбленностей. Я же вышла замуж в 18 за того, кто первый сказал, что я красивая :)

В общем, услышь я это на 20 с копейками лет раньше, судьба могла бы пойти по-другому, эх. Не жалею, человек оказался очень хороший, но предпочла бы все же не цепляться за соломинку, а делать выбор спокойно и не "убегая".

А про навыки и дошкольное... Я была вундеркиндом, про никчемность мне не говорили, но вот ощущение, что "при твоих способностях ты могла бы больше" было. Так что кто-нибудь посоветовал бы мне стараться просто улучшать каждый день понемногу что-то, а не соответствовать чьим-то ожиданиям, наверно. И честно предупредить, что способности - это полная фигня, что они ни к чему не обязывают, что они просто пришли раньше и принесли с собой как хорошее, так и неудобства, что любой трудолюбивый человек годам к 16 может переплюнуть просто способного, и что я не обязана одновременно быть "и швец, и жнец, и на дуде игрец", а просто делать то, что мне нравится. И еще - сказать, что я ценна сама по себе, что для этого не надо что-то великое сделать, достаточно просто жить, наслаждаться и не мешать другим делать то же самое.

Это не импринты. Это дырки в ДНК. Ребенок не сам по себе. Ребенок - информационное продолжение родителей. То есть если родители приобрели психическую патологию в результате своих действий, то у ребенка эта патология уже врожденная. Вот в эти дырки и запихивают негативную информацию. Ребенок ничего не выдумывает. У него мозги еще недоразвиты. Шизофрении у детей не бывает. Если ребенок погремушкой бьет друга по голове, то он думает о процессе, а не о последствиях. Нянька естественно орет. И у ребенка возникает условный рефлекс, что так делать нельзя. Он не пытается исправить ситуацию. Это уже потом где-то в возрасте 21 год, приобретенная информация начинает из ребенка активно вылазить как позитивная, так и негативная. Одни отправляются в дурдом или на кладбище, а другие становятся философами. Лично я, когда маленький был, не мог понять, почему моя старшая сестра так по хамски ко мне относится, как фашист, - пихает, толкает, оскорбляет и тд. Я же ничего не сделал. Потом я уже узнал, что она мне и не сестра собственно, у нее свой папаша был, от которого мамаша сбежала, а с моим папашей у нее какие-то проблемы были. Ну раз ты мне не сестра, и то чеши отсюда, зачем мне какой-то сброд приблудный.