?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
По следам "Туманности Андромеды"
gelena_s
Попался мне тут пост, где восхвалялся тот факт, что сейчас якобы много стало «нахимовских училищ», всевозможных закрытых школ, даже что-то типа пансионов благородных девиц появилось. Новую элиту растят!

Я аж вздрогнула от такой новости. По жизни так сложилось, что я довольно много имела в окружении тех, кто жил во всевозможных интернатах. Причем, большей частью в очень приличных, что-то вроде интерната для сотрудников МИДа, всяких спортивных и разнообразных творческих. Да и среди клиентов такие выпускники занимают заметную долю. А Эльвира, например, информации об этих элитных местах наполучала от собственной дочери, она у нее летом в лагерях иностранных языков проводила. И там было много детей, которые в интернатах проводили весь год.

На мой взгляд, даже самый распрекрасный интернат от детского дома отличается только лучшим образованием, а так совсем те же проблемы, только антураж получше. Сама я, когда появилась возможность отправить тогда еще школьником младшего в иезуитский колледж, так и не решилась, да и муж сразу же сказал - нет! Образование образованием, но вряд ли он нам потом простит то, что от него практически избавились в двенадцать лет.

И вот вопрос: а есть ли случаи, когда интернат единственный и лучший выход?

Распишите, пожалуйста плюсы и минусы интерната, причем мы априори предполагаем, что это хорошее и дорогое заведение.

Ну и «бонусом», а что именно многих заставляет считать, что учеба в таком вот "закрытом" заведении - это что-то элитное?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про горькие пилюли

    Когда прочла, что еду можно привязать к приему таблеток, посмеялась. У меня клиенты периодически спрашивают и об этом: «Гелена, как встроить…

  • Про детские иллюзии

    Посетитель заходит в ресторан и говорит официанту: принесите мне, пожалуйста, жареной картошки на сковороде, с одной стороны подгорелой, с другой…

  • Я делаю миру одолжение

    Время от времени мои клиенты, чаще – мужчины, вдруг приходят к открытию: осознанию того, что они застряли в одной детской иллюзии. Которая…



  • 1

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Именно это мужское общение, стремление к недозволенному, мысли, богатое воображение создало невротиков. Не как у англичан, конечно, где в мужских школах традиционное мужеложство. В российском обществе это как раз порицалось. У Пушкина много гомофобных эпиграмм. Но напряженная атмосфера, излишние строгости режима на фоне страстного стремления к свободе и блеску и привели лицеистов к стремительной карьере. Хотя надо сказать, что почти никто из лицеистов не был счастлив в личной жизни. Кроме несчастного Дельвига, который страстно любил жену. Но он-то менее всех был подвержен эротическому психозу. Ему кроме лени и выдумывания абсолютно правдоподобных небылиц ничего не было нужно. Остальные же в браке не были счастливы. С другой стороны, люди не скованные семейными узами, легко к ним относящиеся, как раз и могут двигать историю вперед (Пущин, например, имел дочь от крещеной бурятки, любил и заботился о них, но о женитьбе не помышлял).

Третья очень важная составляющая русской педагогической утопии состоит в том, что русский человек должен быть занят постоянно. Любой момент, когда он НЕ занят, когда он свободен, используется для отлынивания от деятельности, и это развращение ума. Надо постоянно работать, постоянно себя совершенствовать. Это как велосипед – если он не едет, он падает.

До 1932 года в лицее не было понятия «каникулы». Да и зачем они собственно? К услугам лицеистов был великолепный Царскосельский сад, вся жизнь царского двора, проходящая перед ними… Александр в память бабушки сделал Царскосельский дворец самым престижным местом Петербурга, а может и всей Европы. Зачем каникулы? О том, что каникул не будет, и в течение шести лет они не увидят своих близких, лицеисты и их родные узнали только в первый месяц обучения. Когда об этом сказал Малиновский, начались рыдания! Представить себе никто не мог, что шесть лет они не будут покидать эти стены. А между тем, потом эти шесть лет они вспоминали как время наибольшего счастья. Почему? Мы всегда испытываем счастье не тогда, когда больше подарков судьбы, а когда испытываем наибольшее напряжение, наиболее сильные эмоциональные перепады.

В этом замкнутом сообществе – а Россия всегда создает замкнутые сообщества – действительно кипели чувства. Полная изоляция от внешнего мира, от пошлости современности нарушалась только в 1812 году. Тогда лицеисты со слезами, с понятной для закрытого учебного заведения экзальтацией провожали офицеров на войну. Ощущение счастья от контакта с внешним миром было очень кратковременным и эфемерным. Для лицея приезд родных, приезд родителей (только по праздникам) всегда был грандиозным событием. Мы привыкли считать, что в детстве у Пушкина не было семьи. А может, и прекрасно, что он не был ею обременен. Он вырос без родительского ока. Кстати, в той самой пушкинской Записке «О народном воспитании» сказано, что нет ничего хуже домашнего воспитания. Что дома дети видят только «произвол в отношении рабов», и это главное, что они могут увидеть в семьях. Идеальное же воспитание, пишет Пушкин, именно вне семьи в закрытом сообществе.
Потом эта педагогическая утопия была подхвачена Стругацкими, у которых тоже детей воспитывают, изъяв из семьи. Как же так? Мы привыкли, что дети тут с нами, и вдруг нашу кровиночку куда-то забирают! Каково домашнему ребенку в чужой закрытой среде? И действительно, в лицее не всем было хорошо. Лицей – это место жёсткого воспитания. Бедный Кюхля, герой «кюхлериады», несчастный адресат бесчисленных эпиграмм и карикатур! Кюхля был непоправимо надломлен именно лицеем. Да, собственно, никому особо там не было хорошо.
Пушкина дразнили и доводили этим до бешенства. Горчакову тоже доставалось, и именно тогда он выковал в себе дипломатическую стойкость. Сильный Данзас, по кличке Медведь, да толстый «Большой Жанно» - увалень Пущин –только они могли постоять за себя. Данзас до 70 лет не давал спуску обидчикам, недаром Пушкин взял его в секунданты, да и понятие чести у него было высоким. Остальные переживали в лицее нелегкие времена. Коровский по кличке «Лисичка», «Смола», умевший приклеиться к сильному; Иличевский получил славу сластены и подхалима; нелегко было Матюшкину, которого дразнили «плавать хочу» - его тянуло в море и ничего больше его не занимало. Всем приходилось проходить через все эти сложности.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Спасибо за текст.Не вполне согласна с Быковым в одном - по поводу "невротиков" : невроз и экзальтациия тогда были нормой жизни среди аристократии, и не имели отрицательной коннотации; это в начале прошлого века "невроз" стал диагнозом.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Спасибо, что прочли (потрудилась, разделяя на абзацы, а потом удаляя задвоеные)!
Моё мнение - растили избалованную элит-шпану. Поскольку в те времена дома строились анфиладой (для, тех кто слова такого не знает или забыл, это как вагоны в поезде дальнего следования, все комнаты проходные, этакий коммунизм на просмотр родственников, когда они спят). И такие спальные купе тоже знак элитарности, как и обращение господин Пущин/Пушкин/Горчаков/Корф ...Всё равно, что выдать пацанам по БМВухе в личное пользование.
Невроз (или невротичность) в небольших дозах приукрашивает общение. Это перчик. Без неё с человеком как с программой госуслуг ведёшь дело (косорылюсь).

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Следом дуэлянты,
Флигель адьютанты,
Блещут эполеты.
Все они красавцы,
Все они таланты,
Все они поэты" (ц)
Мне свойственно романтизировать эту элит-шпану. По-моему, они прекрасны.Вам разве не хотелось бы провести вечер с Пушкиным?

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Эпохой разминулись, увы. Комплименты стройным женским ножкам приняла бы с удовольствием.
А из романтиков мне ближе Николай Гумилёв, Антуан де Сент-Экзюпери и Зиновий Пешков, крестник Горького.
"Я люблю избранника свободы,
мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так сладко пели воды
И завидовали облака"
Из лицеистов ближе всего адмирал Федор Федорович Матюшкин (с лицейским прозвищем "плыть хочется").
Эти люди, все, конечно, невротичны (а кто ж этим не страдает, положа руку на сердце, и, я и, возможно, Вы) , но, как у Андре Моруа было про таких сказано "художники жизни". Когда про человека можно снять фильм в стиле экшн, не прибавляя событий.

Edited at 2016-07-06 05:53 am (UTC)

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Высока была его палатка,
Мулы были стройны и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны"(c)
Так Гумилёв и Сент-Экзюпери вообще стоят особняком среди пишушей братии, не отличающейся "нравственностью в прuроде вещей". Они - люди своих легенд, то есть, что говорили, то и делали; последние романтики. Гумилёва я часто себе напеваю на наших вольных фривеях. И мне тоже, как и Вам, ближе Серебряный Век,- хоть от декаденства и стоит лечиться.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Скорее, не декаденты серебряного века, а именно "художники жизни" - исследователи. "Что говорили, то и делали" - это точно. Поищу ещё что нибудь интересное.

Edited at 2016-07-06 05:30 pm (UTC)

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Человек своей легенды",- к сожалению, не я этот термин придумала; кто-то, когда-то, говорил так и про нашего Гумилёва, и про Сент-Экзюпери.
Я наслаждалась многими поэмами Гумилёва,- и я поняла, некоторые его стихи ещё не опубликованы. Возможно, они вам известны? Пожалуйста, поделитсь.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Пороюсь в своей бумажной библиотеке, но попозже. Прошу извинить задержку. Пока в работе.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Не про "человека своей легенды". Скорее, про отклик.
В последней теме в моём ЖЖ - "Заполярные вешние дни". Отклик личности. Там, правда, о Гумилёве молчок, но есть про мужской город.

Edited at 2016-09-01 03:43 pm (UTC)

  • 1