?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
По следам "Туманности Андромеды"
gelena_s
Попался мне тут пост, где восхвалялся тот факт, что сейчас якобы много стало «нахимовских училищ», всевозможных закрытых школ, даже что-то типа пансионов благородных девиц появилось. Новую элиту растят!

Я аж вздрогнула от такой новости. По жизни так сложилось, что я довольно много имела в окружении тех, кто жил во всевозможных интернатах. Причем, большей частью в очень приличных, что-то вроде интерната для сотрудников МИДа, всяких спортивных и разнообразных творческих. Да и среди клиентов такие выпускники занимают заметную долю. А Эльвира, например, информации об этих элитных местах наполучала от собственной дочери, она у нее летом в лагерях иностранных языков проводила. И там было много детей, которые в интернатах проводили весь год.

На мой взгляд, даже самый распрекрасный интернат от детского дома отличается только лучшим образованием, а так совсем те же проблемы, только антураж получше. Сама я, когда появилась возможность отправить тогда еще школьником младшего в иезуитский колледж, так и не решилась, да и муж сразу же сказал - нет! Образование образованием, но вряд ли он нам потом простит то, что от него практически избавились в двенадцать лет.

И вот вопрос: а есть ли случаи, когда интернат единственный и лучший выход?

Распишите, пожалуйста плюсы и минусы интерната, причем мы априори предполагаем, что это хорошее и дорогое заведение.

Ну и «бонусом», а что именно многих заставляет считать, что учеба в таком вот "закрытом" заведении - это что-то элитное?


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Управлять собой

    И в продолжение темы героев прошлого. В мои студенческие годы, пока еще Кашпировский и иже с ним не завладели массами, на меня большое влияние…

  • "Это не по фэн-шую!"

    Есть у нас своя локальная достопримечательность – книжный рынок. Когда-то там действительно было много книг, всех отечественных издательств и…

  • Я поем, но без аппетита!

    У позиции «я делаю миру одолжение» есть одно интересное ответвление. Не у всех «носителей» этого убеждения, кто-то обходится…



  • 1
Примером суперэлитарной школы был Царскосельский лицей. Информации о нём в Интернете хватает. Результат: из шестнадцати подростков первого выпуска один гениальный поэт (Наше Всё), один дипломат (Горчаков), и неудачная попытка смены государственного строя (декабристы).
Для интересующихся - Тынянов с романами "Пушкин" и "Кюхля". Есть ещё выступление Дмитрия Быкова о лицее (искать надо).
Подходит далеко не всем: нужно уметь встроиться в коллектив, а есть ещё и невротичные сверх меру интраверты, что, в общем то, не таки плохо, но они работают сами.

У Макаренко ситуация совершенно другая - там элитность (но де демонстративная) обеспечивалась государством и тем, что подростки производили уникальную технику - фотоаппаратты.

Нашла ссылку на лекцию Дмитрия Быкова, потомственного учителя литературы:
https://www.youtube.com/watch?v=JRZGj9KaDaU

Изначальное предназначение Лицея - вырастить поколение российской элиты.

Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

(лекция Д.Быкова)ryamaya_ru
20 октября, 2013
Первая русская педагогическая утопия – не самый удачный ее вариант – дала нам Пушкина, и он стал нашей национальной святыней. Вторая – коммуна Макаренко, которую проще всего сравнить с монастырем. Она народилась в середине 20-х годов и развивалась по всем канонам «Города солнца». К ней могут быть свои претензии, но, тем не менее, эта педагогическая утопия просуществовала 17 лет и дала замечательные образцы.
Третья русская педагогическая утопия, притом самая бесславная, это так называемая «Коммунарская методика» - система Соловейчика-Сухомлинского. Она просуществовала до конца Советского Союза. И была уже не лицеем и не монастырем, а сектой в чистом виде. Такие секты кое-где продолжают воспроизводиться под видом педагогических новаций. Они порождают особое сектантское самоощущение человека, который живет в крошечной, сжимаемой со всех сторон тьмой, группе света. Но там внутри у них все прекрасно, прекрасные отношения…

Лицей – самая жизнеспособная, живучая, самая перспективная из трех утопий. И прежде всего потому, что она как раз секты не предполагает. Изначальное предназначение лицея было – вырастить новое поколение русской элиты. Элиты культурной, государственной, политической, юридической и т.д. Очень наглядно показывает лицей собою, что получается в России из таких намерений. Ведь в результате лицей вырастил великолепное поколение оппозиции. Впрочем, некоторые из первого выпуска, числом три, сумели вписаться в государственную концепцию. Но даже они, за исключением Горчакова, были задвинуты на вторые роли. И именно в силу своей деятельной роли никогда не хватали чинов. Вместе же они в своей совокупности дали удивительный срез талантливого поколения. Двое – в каторге, один – государственный канцлер, один – величайший русский поэт (и этим существование всей русской педагогики уже оправдано). Остальные (за исключением пятерых, умерших в ранней юности) – честные работники на вторых ролях без какой-либо государственной перспективы. Хотя замышлялись великие посты и великие карьеры!

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Русскую педагогическую утопию Пушкин воспринял с детства как родную и именно о ней написал свою знаменитую Записку «О народном воспитании». Николай, желая ознаменовать конец его опалы, предложил Пушкину изложить свои мысли о народном образовании. Из этой записки мы сегодня во многом и будем исходить. Пушкин, объясняя Нащокину свое согласие, сказал: «Я бы мог написать, что хотели услышать, но не должно упускать случая сделать добро». И как писал он сам: «Мне вымыли голову». Действительно, царь испещрил Записку восклицательными и вопросительными знаками. Пушкину было сказано, что подобные воззрения уже едва не привели его на край пропасти. Следственно, как пишет Бенкендорф, «говорить о просвещении преждевременно, а говорить должно о нравственном воспитании». Характерно для Бенкендорфа считать, что «нравственный человек пресвященным быть не может.

Мы будем говорить о пяти фундаментальных основаниях пушкинского лицея. Этой утопии, которая собирает не столько единомышленников, сколько противников. Но, как писал Иличевский, ближайший не друг, но соперник Пушкина: «ничто не образуется без трения мысли». Вот этим трением мысли мы и займемся.

Скажу горькую вещь: в основании любой русской утопии (кремлевская таблетка, микояновская колбаса или Царскосельский лицей) лежит проект власти. Это очень грустно. Мы ведь все понимаем, что всесильной таблетку делает то, что она кремлевская. Так и Царскосельский лицей не имел бы той славы, того авторитета, если бы этот бренд не исходил непосредственно от власти.
Вообразим Александра прекрасное начало, вообразим 10-й год, вообразим 10 августа старого стиля (истинный день рождения пушкинского лицея). Александр (Александр Благословенный впоследствии) обдумывает гигантскую систему реформ. Его правой рукой и, как считают многие – единственным министром, все еще был Михаил Сперанский. Александр задумывает для своих младших братьев лицей, в котором бы они обучались вместе с дворянскими детьми. До сих пор в русской, да и в мировой истории ничего подобного не бывало. Скажу более – ничего подобного в русской истории не было и потом. Представить себе императорских детей (или детей генсека), которые обучались бы в обычной школе или хотя бы в школе для элиты, совершенно немыслимо. Домашние учителя, наставники, либо школа, где дети не ниже зам.министра, да и те чувствуют себя париями… Но представить себе императорских братьев, которые обучаются в непосредственной близости, в прямом общении не только с дворянскими детьми, но и с талантливыми выходцами из обедневших родов – мы не можем. И правильно, что не можем. Потому что этот замысел не состоялся.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Более того, если в 1810-ом весь Запад считает Сперанского вторым человеком после Александра, то в 11-ом году происходит его резкое падение. На него нашептывают, наговаривают… После знаменитого разговора с Александром, который положил конец его карьере, Сперанский вышел из царского кабинета, стал запихивать в портфель шляпу вместо бумаг. А потом упал, потерял сознание. Так переносят отлучение от власти. Последовала 6-летняя опала. Впоследствии Сперанский стал губернатором Сибири. Дожил до 30-х годов, процвел на этом посту… Но идеи Сперанского были решительным образом похерены. Так же как похерена и первая часть утопии лицея – состав преподавателей и программы, которые подбирались непосредственно под царствующих особ. В результате учащимися стали дети знати, в том числе и обедневшей. Отбор осуществлял сам министр просвещения Разумовский.

Несмотря на суровую помпезность экзамена, на всю трудность попадания в лицей, открытие его было огромным и, смею сказать, государственным праздником. День 19 октября 1811 года запомнился воспитанникам на всю жизнь и широко освещался в печати. Это стало событием историческим. На нем присутствовал лично государь – Александр, лично Разумовский. Малиновскому, будущему директору – историку, философу, правоведу, теоретику всеобщего мира не разрешили произносить заготовленную речь о всеобщем мире. Всеобщий мир, конечно, мечта народов, но обстановка не соответствовала: все пахло войной. В результате он невнятно, слабым голосом прошептал свою речь, не имевшую успеха. Зато Куницын, член комиссии Сперанского сразу потряс лицеистов звонким голосом и яркой речью. Его речь знаменита тем, что за 15 минут Александр в ней не был упомянут ни разу! Самого царя это так потрясло, что Куницын получил за эту речь Владимира IV степени. Действительно, редкое явление. Все ожидали благодарения Александру. А Сперанский говорил о том, что естественнейшим правом человека является свобода. По тем временам это было очень смело. Эта речь сразу настроила на праздничный, торжествующий, ликующий лад.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Затем состоялся знаменитый обед. Бульон с пирожками, который описывал Пущин, его все помнили... Затем произошел эпизод, за который Корнилов и получил кличку «Месье». Императрица спросила его, хорош ли суп. Корнилов был потрясен, смешался, отвечал «oui, monsieur» и кличка прилепилась надолго. Завершили праздник, как они вспоминали, снежками. Вот это, повторю – первая составляющая русской педагогической утопии: ее властное происхождение. Вот хоть и не учатся с нами братья царя Константин и Николай, но суп-то с их стола! И авторитет власти, желающей изменить отечество, стоит за этим. Напоминалось, что растет новая властная элита, для них будут готовые первые государственные места…Хотя в реальности одним достанется каторга, другим ранняя смерть, третьим опала.

Вторая составляющая этой утопии кажется мне исключительно важной, самой принципиальной: лицей – это мужская жизнь. Дело в том, что мужественный, воинский, идеологически-аскетичный характер этого учебного заведения предопределил ту высочайшую степень ответственности, невротизации, которая там есть. Не может быть по-настоящему строгим и аскетическим воспитание в смешанном учебном заведении. Поэтому в русском Хогвардсе Гермионе нет места. Почему? Мне приходится отвечать интуитивно. Ведь традиционно секс в России – является отдельной утопией, убежищем от государства, в чем-то противопоставлением ему. А для государственных дел элита должна воспитываться отдельно от женщин. (Пусть женщины для государственной элиты воспитываются в своем, отдельном монастыре). Правда в сталинскую эпоху раздельное воспитание было воспитанием наседок или невротизированных мужчин –одиночек.
Атмосфера мужской школы, по-британски закрытой, с ее строгостью, вечными разговорами о девочках и недопущением к ним, с мечтами, с больным воображением – все это инструменты той невротизации, с которой выросли лицеисты. Лицей – мужской монастырь, где у каждого своя комната, где неизбежно возникают шалости с фрейлинами. Как, например, история с Пушкиным – он обнял престарелую старшую фрейлину, думая обнять молодую… Государь выразил Энгельгардту резкое недовольство происшедшим, мол, «твои бегают трясти яблоки из моего сада, это еще можно стерпеть, но тискать моих фрейлин! С этим смириться уже невозможно!» Энгельгардт сумел Пушкина защитить, объяснив, что Пушкин хотел обнять служанку, молодой, мол, глупый. На что царь, в конце концов, улыбнулся и сказал: «Ладно-ладно, будем считать, что старуха в восторге от его ошибки».

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Именно это мужское общение, стремление к недозволенному, мысли, богатое воображение создало невротиков. Не как у англичан, конечно, где в мужских школах традиционное мужеложство. В российском обществе это как раз порицалось. У Пушкина много гомофобных эпиграмм. Но напряженная атмосфера, излишние строгости режима на фоне страстного стремления к свободе и блеску и привели лицеистов к стремительной карьере. Хотя надо сказать, что почти никто из лицеистов не был счастлив в личной жизни. Кроме несчастного Дельвига, который страстно любил жену. Но он-то менее всех был подвержен эротическому психозу. Ему кроме лени и выдумывания абсолютно правдоподобных небылиц ничего не было нужно. Остальные же в браке не были счастливы. С другой стороны, люди не скованные семейными узами, легко к ним относящиеся, как раз и могут двигать историю вперед (Пущин, например, имел дочь от крещеной бурятки, любил и заботился о них, но о женитьбе не помышлял).

Третья очень важная составляющая русской педагогической утопии состоит в том, что русский человек должен быть занят постоянно. Любой момент, когда он НЕ занят, когда он свободен, используется для отлынивания от деятельности, и это развращение ума. Надо постоянно работать, постоянно себя совершенствовать. Это как велосипед – если он не едет, он падает.

До 1932 года в лицее не было понятия «каникулы». Да и зачем они собственно? К услугам лицеистов был великолепный Царскосельский сад, вся жизнь царского двора, проходящая перед ними… Александр в память бабушки сделал Царскосельский дворец самым престижным местом Петербурга, а может и всей Европы. Зачем каникулы? О том, что каникул не будет, и в течение шести лет они не увидят своих близких, лицеисты и их родные узнали только в первый месяц обучения. Когда об этом сказал Малиновский, начались рыдания! Представить себе никто не мог, что шесть лет они не будут покидать эти стены. А между тем, потом эти шесть лет они вспоминали как время наибольшего счастья. Почему? Мы всегда испытываем счастье не тогда, когда больше подарков судьбы, а когда испытываем наибольшее напряжение, наиболее сильные эмоциональные перепады.

В этом замкнутом сообществе – а Россия всегда создает замкнутые сообщества – действительно кипели чувства. Полная изоляция от внешнего мира, от пошлости современности нарушалась только в 1812 году. Тогда лицеисты со слезами, с понятной для закрытого учебного заведения экзальтацией провожали офицеров на войну. Ощущение счастья от контакта с внешним миром было очень кратковременным и эфемерным. Для лицея приезд родных, приезд родителей (только по праздникам) всегда был грандиозным событием. Мы привыкли считать, что в детстве у Пушкина не было семьи. А может, и прекрасно, что он не был ею обременен. Он вырос без родительского ока. Кстати, в той самой пушкинской Записке «О народном воспитании» сказано, что нет ничего хуже домашнего воспитания. Что дома дети видят только «произвол в отношении рабов», и это главное, что они могут увидеть в семьях. Идеальное же воспитание, пишет Пушкин, именно вне семьи в закрытом сообществе.
Потом эта педагогическая утопия была подхвачена Стругацкими, у которых тоже детей воспитывают, изъяв из семьи. Как же так? Мы привыкли, что дети тут с нами, и вдруг нашу кровиночку куда-то забирают! Каково домашнему ребенку в чужой закрытой среде? И действительно, в лицее не всем было хорошо. Лицей – это место жёсткого воспитания. Бедный Кюхля, герой «кюхлериады», несчастный адресат бесчисленных эпиграмм и карикатур! Кюхля был непоправимо надломлен именно лицеем. Да, собственно, никому особо там не было хорошо.
Пушкина дразнили и доводили этим до бешенства. Горчакову тоже доставалось, и именно тогда он выковал в себе дипломатическую стойкость. Сильный Данзас, по кличке Медведь, да толстый «Большой Жанно» - увалень Пущин –только они могли постоять за себя. Данзас до 70 лет не давал спуску обидчикам, недаром Пушкин взял его в секунданты, да и понятие чести у него было высоким. Остальные переживали в лицее нелегкие времена. Коровский по кличке «Лисичка», «Смола», умевший приклеиться к сильному; Иличевский получил славу сластены и подхалима; нелегко было Матюшкину, которого дразнили «плавать хочу» - его тянуло в море и ничего больше его не занимало. Всем приходилось проходить через все эти сложности.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Спасибо за текст.Не вполне согласна с Быковым в одном - по поводу "невротиков" : невроз и экзальтациия тогда были нормой жизни среди аристократии, и не имели отрицательной коннотации; это в начале прошлого века "невроз" стал диагнозом.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Спасибо, что прочли (потрудилась, разделяя на абзацы, а потом удаляя задвоеные)!
Моё мнение - растили избалованную элит-шпану. Поскольку в те времена дома строились анфиладой (для, тех кто слова такого не знает или забыл, это как вагоны в поезде дальнего следования, все комнаты проходные, этакий коммунизм на просмотр родственников, когда они спят). И такие спальные купе тоже знак элитарности, как и обращение господин Пущин/Пушкин/Горчаков/Корф ...Всё равно, что выдать пацанам по БМВухе в личное пользование.
Невроз (или невротичность) в небольших дозах приукрашивает общение. Это перчик. Без неё с человеком как с программой госуслуг ведёшь дело (косорылюсь).

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Следом дуэлянты,
Флигель адьютанты,
Блещут эполеты.
Все они красавцы,
Все они таланты,
Все они поэты" (ц)
Мне свойственно романтизировать эту элит-шпану. По-моему, они прекрасны.Вам разве не хотелось бы провести вечер с Пушкиным?

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Эпохой разминулись, увы. Комплименты стройным женским ножкам приняла бы с удовольствием.
А из романтиков мне ближе Николай Гумилёв, Антуан де Сент-Экзюпери и Зиновий Пешков, крестник Горького.
"Я люблю избранника свободы,
мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так сладко пели воды
И завидовали облака"
Из лицеистов ближе всего адмирал Федор Федорович Матюшкин (с лицейским прозвищем "плыть хочется").
Эти люди, все, конечно, невротичны (а кто ж этим не страдает, положа руку на сердце, и, я и, возможно, Вы) , но, как у Андре Моруа было про таких сказано "художники жизни". Когда про человека можно снять фильм в стиле экшн, не прибавляя событий.

Edited at 2016-07-06 05:53 am (UTC)

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Высока была его палатка,
Мулы были стройны и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны"(c)
Так Гумилёв и Сент-Экзюпери вообще стоят особняком среди пишушей братии, не отличающейся "нравственностью в прuроде вещей". Они - люди своих легенд, то есть, что говорили, то и делали; последние романтики. Гумилёва я часто себе напеваю на наших вольных фривеях. И мне тоже, как и Вам, ближе Серебряный Век,- хоть от декаденства и стоит лечиться.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Скорее, не декаденты серебряного века, а именно "художники жизни" - исследователи. "Что говорили, то и делали" - это точно. Поищу ещё что нибудь интересное.

Edited at 2016-07-06 05:30 pm (UTC)

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

"Человек своей легенды",- к сожалению, не я этот термин придумала; кто-то, когда-то, говорил так и про нашего Гумилёва, и про Сент-Экзюпери.
Я наслаждалась многими поэмами Гумилёва,- и я поняла, некоторые его стихи ещё не опубликованы. Возможно, они вам известны? Пожалуйста, поделитсь.

Re: Теперь лекция Быкова в текстовом виде:

Не про "человека своей легенды". Скорее, про отклик.
В последней теме в моём ЖЖ - "Заполярные вешние дни". Отклик личности. Там, правда, о Гумилёве молчок, но есть про мужской город.

Edited at 2016-09-01 03:43 pm (UTC)

  • 1