Я сама это наблюдала на примере собственного мужа. Моя свекровь выросла без матери, ее отцу помогали две его незамужние сестры, которые тогда в глухой белорусской деревне отказались выходить замуж, чтоб поберечь себя. Так сказать, первые чайлд-фри. Но судьба известная злодейка, и сестрам все равно после смерти невестки пришлось помогать брату. Поэтому его дети и так-то воспринимались обузой, а тут еще и война. Свекровь рассказывала, что когда ее старшая сестра заболела менингитом, ее просто вынесли в холодный сарай, чтоб та своими криками не мешала. (Это такой отдельный фактик про народность, духовность и припадение к истокам. В истоки иной раз лучше и не разглядывать, жестокости у «простого народа» было более чем)
Но сама свекровь, и свекор уже после семилетки уехали из своих деревень и к своим детям постарались относится бережнее, насколько могли. Я потом понаблюдала внимательно за свекровью: ведь она была детским стоматологом, с детьми ладить всегда могла, человек явно не жестокий, но вот как так получалось, что дети ей особо не доверяли? И вывод был интересный: как раз вот такие приговорки, типа "утонешь, домой не приходи".
Это я к чему. Никогда не забывайте, что маленькие дети, лет до семи, все равно не воспримут такие слова как иронию или шутку, и свой след в будущем все эти присказки-поговорки обязательно оставят.
И вот вам задание: подумайте, от какого словесного мусора из лексикона ваших родителей вам самим надо обязательно избавиться. А что уже удалось убрать из вашего активного словарного запаса?
И те, кто уже сумел избавиться от таких паразитов в речи, поделитесь, что и как делали?
Подписаться
Сравните слоган и белые "стихи" :)
Ой. У меня дурацкая была привычка из дому говорить "если ты не ....., щас как дам!" На самом деле - это вообще страшные слова - угроза физическая, и это я поняла, как ребенок подрастать начал. Но со мной так старшие общались и у нас нормой выглядело (понятно, почему, - физическое наказание было нормой). Только я, и то не сразу, поняла, что угрожать, например, ребенку - это действенно, но это как обоюдоострый нож, ужасно травмирует.
Меня мать так за это поносила, что жить не хотелось.
Сильно переживала из-за этого в детстве, а если приходила уже расстроенная тем, что я что-то натворила, то получала реакцию в духе "ну и что ты так ревешь из-за ерунды?".
Меня это весьма озадачивало, как это так: не ревешь из-за случившегося - плохо, ревешь - опять плохо. Что делать-то надо?
За собой такого не замечаю, наоборот, слишком боюсь задеть окружающих, особенно детей (своих нет, так что речь про чужих детей), у меня выходит обратное: не переживаешь - хорошо, переживаешь - опять хорошо.
"Я же тебе говорила" вытравила из себя как только с мужем вместе жить стали. Горжусь.
Если делаешь что-то одна, то "что тебе больше всех надо?", если делаешь что-то со всеми "что вы как стадо баранов?" или бессмертное "а если все с 10-го этажа прыгнут, ты тоже прыгнешь?"
* почему все люди, как люди, а ты
* я же тебе говорила
* а что ты на других смотришь, ты на себя смотри
Первое не говорю никогда, и желания никогда не было, настолько это отвратительная фраза.
Второе говорю иногда. Мне кажется, не самая страшная фраза. Просто порождает дух противоречия, и ребенок вместо осознания ошибок продолжает настаивать на свое правоте.
Третье говорю в несколько ином контексте. Когда ребенок оправдывает свои косяки тем, что "все так делают".
---
Это не жестокость, а как раз простота жизни. Бытие обуславливает такое сознание. Там нет возвышенности, поэтичности, зато много рациональной простоты. Если выхаживать больного, слабого ребёнка, то не хватит сил и ресурсов на то, чтобы вырастить других детей. Поэтому к физически здоровым дурачкам народ относился спокойно, а к физической слабости - фаталистически. Лучше один раз оплачем, чем всю жизнь многих положить на его выхаживание. Это в любой национальности встречается, зависит именно от образа жизни.
Меня в своё время поразило отношение одной немки. Я её уже старушкой встретила. Она из сосланных из Поволжья в Казахстан. Когда ей было 9 лет, у неё на глазах махновцы зарубили всю семью. Единственно кого она вспоминала - самого батьку. Очень гордилась тем, что видела его. Вроде как родные, убийца... А она сказала:"Они слабые были, крестьяне, всё равно бы не выжили, так хоть все сразу померли."
И дело не только в конкретных родительских фразах, это такое с их стороны тотальное невидение в ребенке человека, невидение живого существа с его потребностями и чувствами...
Я вот даже не помню конкретных фраз, помню перекошенное яростью лицо мамы при малейшем проступке (а проступком могло быть что угодно), поэтому казалось меньшим злом терпеть боль, чем нарваться на ее гнев.
Да и собственно мама не проявляла беспокойства по поводу меня, например, когда я падала в обморок прямо на улице. Упала и упала, домой же пришла...Поэтому чего собственно рассказывать?
Помню, ошпарила ноги кипятком. Воду горячую отключили, я несла в тазике кипяток и случайно вылила себе на ноги. Маме так и не рассказала. Сочувствия не дождешься, только на злые "руки-крюки" и злой смех...
Что касается меня, то была длительная работа по избавлению от всяких штампов: "не лезь, упадешь!", "ты же старше", "а кто быстрее?". Всякие руки-крюки, ярлыки, обзывательства вообще не в ходу в нашей семье.
Просто конкретная работа в конкретной ситуации: вместо "упадешь!" - "Давай вместе" или просто прикусить язык и страховать, вместо "ты же старше" - признать право старшего на то, чтобы не давать свои игрушки, когда не хочется и тд и тп.
Это они говорили публично, или как-то само в семье считалось? Они получаются где-то на десять-двадцать лет младше 20 века? Т.е. выросли еще до благ в виде электричества-тракторов-антибиотиков-при
Как я понимаю, "поберечь себя" в ту эпоху могли сделать выбор богатые женщины. Это если у них сложились карты и есть свои личные финансы. А мужу нужен наследник (не его же риски). А если речь о глухой деревне, то, по-моему, ровно наоборот, без мужчины женщина не живет, слишком много тупо тяжелой физической работы. Женщина впахивает не меньше, но прокормить себя "без мужика" в деревне практически никогда не может. Не, оно конечно, беременность и роды - смертельный риск, но отказ от них -- риск не меньший. Что-то не сходится.
Это ни в коем случае не выражение недоверия к вашим словам, это недоумение и сомнение в толковании фактов, да. Возможно ли, что расклад был такой, что по каким-то причинам им не удалось выйти замуж или же это была их жертва ради продолжения линии их брата? Консолидация усилий по выживанию клана? Именно потому, что "после смерти невестки".
"Поэтому его дети и так-то воспринимались обузой, а тут еще и война."
А может, и прямая жертва ради брата, а не ради его линии. И такое известно.
"Свекровь рассказывала, что когда ее старшая сестра заболела менингитом, ее просто вынесли в холодный сарай, чтоб та своими криками не мешала."
Если она была ребенком, она могла истолковать всё же неверно. Любой менингит в тех условиях был неизлечим - хотя человек мог и выжить - и одновременно он заразен. Ну и воспаление - жар - вынести на холод, похоже, единственное, что они могли сделать, чтобы и себя обезопасить, и больной дать призрачный шанс. Ну а какие при этом говорились слова - это да-а, могло быть что угодно. И замерзнуть насмерть зимой она тоже могла, о то ж. Но выбора большого в такой ситуации не было ведь?
А так да, если младенческо-детская смертность высокая, то к ребенку не привязываются, защитный механизм, а то и с ума сойти недолго.
Видимо я так и не научилась как психолог задавать уточняющие вопросы, разбирать семейные мифы, переспрашивать , по разному формулируя вопросы?
Что вам дает свое толкование рассказа?
Бабульки умерли уже когда мои дети были. Они были младшие, а не старшие, так что скорее ровесницы векаРодственники рассказывали тоже примерно одно, и их нежелание выходить замуж выяснялось не со слов семьи , а по другим деталям. Свекровь с сестрами говорила, что и уже при них женщин звали замуж, женщины были здоровые и красивые, но детей не переносили, общались всю жизнь сквозь губу. Вас удивляет, что такое бывает?
Ну а про мененгит - семья то вообще то потомственного знахаря, тот же дед мужа умел очень сложные вещи лечить. Не хотели возиться, считали, что незачем потом инвалида выхаживать, дед в отъезде был. Ну и про тоже рассказывала сестра свекрови, которая была на десять лет старше.
Но приговорок вроде никаких не было, было именно: "Так, и где ты простудилась?" таким строгим-строгим тоном. И даже "Из окон в садике дует, поди" воспринималось так, как будто я лично виновата, что из окон дует.
Вот и думай, то ли у мамы такой голос строгий, то ли я была излишне впечатлительным ребенком.
Меня этот вопрос всегда просто злил - и что от конкретных координат "места преступления" проблема исчезнет?