?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О конкурентных преимуществах.
gelena_s
Муж прочел комменты к прошлому посту и не удержался, даже написал немного.
==================================================================
Тут Рыжая задала вопрос, и практически все ответили не в тему. Хотя внешне ответы выглядят прилично, все по делу. Правда, для соискателей есть одно утешение: мало кто из нанимателей сам разбирается в тонкостях этого вопроса. В том смысле, что к содержанию ответов тоже не прислушиваются, привычные штампы воспринимаются как обязательный, но почти ничего не значащий фон. А решение «берем-не берем» принимается совсем по другим критериям (в комментах, кстати, мелькнула эта мысль).

Казалось бы, ну и хорошо, что наниматель не прислушивается и еще меньше разбирается. Легче будет устроиться! Увы, только в том случае, если среди ваших конкурентов на рабочее место не найдется тот, кто по-настоящему умеет себя продавать.

Итак, что же такое конкурентные преимущества специалиста при трудоустройстве? Этот вопрос у Рыжей, кстати, не имел ограничения использования гугла и прочих вики, и всякий мог прежде, чем ответить, хотя бы для себя понять, что это такое. Вопрос-то простой: найдите в себе уникальность.

Так вот, я тут подумал, повспоминал проведенные консультации и вывел два уровня конкурентных преимуществ. Первый, самый простой, так сказать, экстенсивный. Он на поверхности, им «торгуют» все, и кому лень – тоже. Второй уровень – интенсивный, это уже посложнее, о нем догадываются не все.

И прежде чем описать оба уровня, я бы вообще обозначил границы, где искать эти самые преимущества. В большей части ответов идет простое перечисление… стандартных требований к работнику. Исполнительность, обучаемость, бесконфликтность (совершенно идиотское определение, абсолютно бессмысленное. Но его используют, потому упомяну.) и проч., и проч., и проч. Так вот преимущества ищите за этими границами. А это означает, что прежде, чем искать собственные преимущества, определите с максимальным допуском те «типа стандартные» требования, которые предъявляются к работникам. Управлять хаосом? Работать в постоянном дедлайне? Стрессоустойчивость? Бессмысленные, противоречивые и абсолютно аморфные требования? Работать за троих, получать за полчеловека? Пардон, но это все норма. Во всяком случае, примерно в 146% отечественных компаний. Возьмите свою текущую работу, «ухудшите» вашу рабочую неделю в два раза и получите те самые границы, за которые вам надо выйти.

Конечно, я утрирую, но суть в том, что, не зная (или не признавая их) устоявшихся рамок, требований и традиций, вы не сможете увидеть собственную уникальность. Те же, кто это сумел сделать, тоже редко идут дальше первого уровня уникальности, экстенсивного. Они просто демпингуют. Работают не за троих, а за пятерых, и тому подобное. То есть, расширяют те самые рамки. Это и есть преимущества первого уровня. Понятно, конкуренция… Но что вам с того?

Ага, что же такое преимущества второго уровня? Так сказать интенсивные? Это тоже то, что выходит за рамки, но не количественно, а качественно. То есть, другие, якобы не имеющие прямого отношения к основной профессии, качества и способности. Это то, что может расширить вашу зону влияния. И ответственности тоже. Да, ответственность у нас навешивают запросто и так, но здесь у вас есть шанс самому выбирать, за что отвечать, а за что нет и иметь к этому соответствующие навыки.

Самый простой и распространенный пример преимуществ второго уровня – это смежные профессии. Ага, то самое «и швец, и жнец». Только грамотнее: у вас есть основная профессия, которой вы владеете, скажем, почти в совершенстве и смежная, которой владеете хуже, но при случае можете кого-то заменить, можете проконтролировать качество работы, как минимум, владеете семантикой. Самое удивительное, что практически нет людей, кто бы не владел несколькими смежными специальностями, но так же мало тех, кто это «продает» как свое преимущество. «А что, мона было?»

Следующий, более продвинутый вариант преимуществ – это вообще как бы посторонние навыки и знания. Водитель с психологическим образованием, дизайнер с бухгалтерским, программист с медицинским. Мало ли какими дорогами судьба нас привела в текущую профессию. Но очень многие не только не могут «продать» свое темное прошлое, но еще и его как бы стесняются. Но, как выясняется, стесняются напрасно: практически весь прошлый опыт и полученные когда-то знания оказывается полезными и в текущей профессии. Вопрос подхода: перед нами препятствие или ступенька вверх?

Следующий уровень сложности – хобби. И я сам, и многие другие ответственные товарищи категорически запрещают писать о своем хобби в резюме. Раскрывать не буду, это много букв. Просто примите как данность. Но в собеседовании вопрос может всплыть, мало ли какие идеи движут конкретным нанимателем. Так вот, уметь связать свое хобби с профессией, «продать» как конкурентное преимущество тоже важно. Справедливости ради, здесь у народа есть некоторые устоявшиеся штампы: «на рыбалке я отдыхаю от работы, так сказать, набираю сил перед забегом». Наивно, конечно, но прокатывает. Но иногда это сделать непросто, например, врач-охотник. В ЖЖ даже есть пример J.

И, наконец, высший пилотаж: продавать свои «недостатки». Сижу дома с ребенком, новичок в профессии, перерыв в стаже 50 лет, да и возраст «не тот». Понятное дело, что восприятие наших некоторых качеств как недостатков вещь сугубо субъективная. И такое упражнение будет полезно хотя бы тем, что вы пересмотрите свое отношение к себе же. А в качестве бонуса увидите свои настоящие конкурентные преимущества.

Вот.
==============================================
А с моей стороны продолжение вопросов: попробуйте еще раз описать ваши преимущества, уже с учетом вышесказанного. Тем более, в выходные есть чуток времени. Если физиология засбоит – подышите, поприседайте, приведите себя в норму… и продолжайте!

Возможно, ваши ответы не изменятся, а возможно, наоборот, радикально поменяются. В общем, поработайте на себя!


Recent Posts from This Journal

  • Управлять собой

    И в продолжение темы героев прошлого. В мои студенческие годы, пока еще Кашпировский и иже с ним не завладели массами, на меня большое влияние…

  • "Это не по фэн-шую!"

    Есть у нас своя локальная достопримечательность – книжный рынок. Когда-то там действительно было много книг, всех отечественных издательств и…

  • Я поем, но без аппетита!

    У позиции «я делаю миру одолжение» есть одно интересное ответвление. Не у всех «носителей» этого убеждения, кто-то обходится…



  • 1
а как бы вы его назвали?

умение найти общий язык с разными людьми.
не бесконфликтность - а умение отстаивать свою точку зрения, не провоцируя конфликтных ситуаций.

Edited at 2016-04-23 11:59 am (UTC)

Эмм, тут как раз я ничего не отстаивала, копала от забора до обеда. Все, кто отстаивал - даже если делали это очень мягко - рано или поздно начинали драться.

Да? А если бы кто-то отодвинул ваш компьютер? Не просто так, а потому что возникла такая необходимость - что-то поставить и именно вас подвинуть.
Или положил свои вещи на ваш стол, тоже не личные вещи, материалы/инструменты для работы?
Или решили, что все приходят на работу к десяти с понедельника по пятницу, а именно вам надо работать со вторника по субботу с 12 до 20?

Отодвигали, клали. Тоже решала это, конкретно в таком случае в рамках системного решения - а давайте определим зоны каждому из нас, чтобы не возникало конфликтов.
Но на самом деле все равно 99% - это избегание конфликта, даже иногда в ущерб самому себе. А дзен у меня достаточно большой, если я понимаю, зачем это. И да, когда надо было выходить месяц на работу к пяти утра и "почему-то" это досталось мне, я сопоставила перспективы от отказа и от согласия - и согласилась, хотя это означало, что по утрам я детей месяц не увижу.

Просто, скажем так, с моей точки зрения в ситуациях, когда важна бесконфликтность, один человек прежде, чем предпринять какое-то действие или выдать реакцию, сопоставит возможные эмоциональные последствия этого. Конфликтный человек будет реагировать чаще напрямую. Ну и уровень раздражимости у бесконфликтного значительно ниже.
Да, у этого качества сфера применения на самом деле шире, чем избегание конфликтов, с одной стороны, и с другой - совсем не обязательно, что отсутствие конфликта всегда позарез важно, поэтому в иной ситуации тот же "бесконфликтный" может устроить драку (как я ее прекрасно умею устраивать, когда нужно). Но на определенных позициях (практически во всех видах деятельности это касается нижних позиций) крайне важно, имхо, именно вот это умение конфликта избежать или - высший пилотаж - погасить его, когда он уже есть. А что оборотная сторона этого качества как раз - возможность и осознанно спровоцировать конфликт, просчитав последствия, и вообще способность держать "двойное дно" в общении, работодателю знать не обязательно :),

Edited at 2016-04-23 02:05 pm (UTC)

Да это стандартные ситуации, они у всех были )
А вас характеризовать можно не как бесконфликтную (она бы не помнила этих ситуаций),
а как человека умеющего отделить главное от второстепенного и способного поступиться своим комфортом, ради поставленных целей.
Так не честно! Вы дописали, пока я отвечала ;)
Ладно, не буду стирать, это был ответ на первую половину сообщения.

Edited at 2016-04-23 02:11 pm (UTC)

Да, я сама перечитала и поняла, что не досказала. Так что простите :)

попробуйте сами раскрыть термин "бесконфликтность", так сказать на примерах.
мой любимый формат: вот так будет "конфликтность", а вот в точно такой же ситуации - "неконфликтность".

Edited at 2016-04-23 12:00 pm (UTC)

Ну, в вышеописанной ситуации "конфликтность" было бы - поделиться своими взглядами на работу коллег, на способы ее улучшения, начать активно проводить их в жизнь. Это неизбежно вызвало бы сопротивление, потому что при описанных условиях люди и так с трудом притерлись и работали на пределе. Бесконфликтность - сознательно избегать любого КОНФЛИКТА интересов и не отсвечивать, что я и делала.

При всем при том в интернете, скажем, я достаточно конфликтна в том плане, что меня не пугает спор. Бесконфликтностью здесь бы было писать о котиках и тихо уходить от любого несогласия. Но поскольку конфликт в интернете не предполагает никакого ухудшения моей ситуации в реале и здесь безопасно можно проявлять любопытство, я спокойно спорю и могу даже провоцировать, если попадается интересный тролль.

Edited at 2016-04-23 12:56 pm (UTC)

строго говоря, бесконфликтность - это требование тех людей, для которых было бы удобно, выгодно, что бы вы тихо проглатывали все ущемления ваших прав. то есть, этот термин изначально односторонний. я вам наступил на мозоль, а чего это вы такая конфликтная? не заплатил положенное - проявите бесконфликтность.
а сознательно "избежать" конфликтов невозможно, это миф. подробнее тут http://ressav.ru/mify-o-konfliktax/ и там еще есть пара статей.

///строго говоря, бесконфликтность - это требование тех людей, для которых было бы удобно, выгодно, что бы вы тихо проглатывали все ущемления ваших прав. то есть, этот термин изначально односторонний.

Ну да, конечно :). И работодатель, дающий работу для нижних позиций - это почти в 100% случаев именно такой человек. И именно поэтому я предлагаю говорить на его языке (даже если слово не отражает в полной мере всю подоплеку и стратегию, лежащую в основе определенного поведения).

///а сознательно "избежать" конфликтов невозможно, это миф.

Гм. я человек вообще очень осознанный в общении (поскольку интуиции ноль из-за аутической специфики, все идет через голову). И могу перечислить как минимум несколько случаев за одну последнюю неделю, когда избегала конфликта сознательно - то есть просчетом ситуации на несколько шагов вперед и выдачей вместо своей естественной реакции некоторого обдуманного поведения, которое было направлено на скорейшее разрешение конфликта.

И в статье мне показалось, что логика местами хромает. Не все конфликты имеют подобие с военным сценарием, но это не значит, что таких вообще не существует. В конфликте могут быть выигравшие и проигравшие, и мы это видим ежедневно (тот же начальник, объяснивший, что сотрудник неправ на 146%, или выигравший суд истец). И выйти из конфликта можно (полностью выйдя из отношений, например, или начав бороться за другой ресурс в другой сфере; в последнем случае, конечно, вторая сторона будет некоторое время "тянуть" инерцию конфликтных отношений, но постепенно это можно убрать). И мифы для рабочего контекста - действительно мифы, когда речь идет о психологе, практикующем на пару с женой, или переводчике-фрилансере, но увы - совсем не мифы, когда речь идет о стандартной клетке для офисных хомячков с кубиклами. В общем, мне только последняя тема понравилась - про "не прячьте эмоций!" - потому что при их наличии спрятать все равно ни у кого ничего еще не получалось. Другой вопрос, что одна и та же эмоция может вылиться в швыряние дырокола в стену (напугать и впечатлить, но без последствий) а может в голову начальника (и тут можно и работу потерять, и под суд пойти).

Edited at 2016-04-23 02:47 pm (UTC)

эх, хороший повод для диспута. но не буду :)
просто подумайте, что такое конфликт по сути.

Я привыкла к тому, что это "проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. ", согласно психологическому словарю.

То есть есть некоторое внешнее обстоятельство, кажущееся или являющееся причиной, и есть две стороны, взаимодействующие в связи с этим обстоятельством. Соответственно конфликт может прекратиться, когда а) субъективно внешнее обстоятельство для одного или обоих участников перестает быть яблоком раздора (начальник гнобил - работник нашел новое место работы) б) один из участников обретает полный контроль над этим обстоятельством так, что второй оказывается в положении той самой овцы, которую ест волк (истец выиграл суд)

При такой трактовке возможно сознательное разрешение конфликта - как переоценкой своего отношения к внешнему объекту (как в притче, где две женщины дрались за апельсин, а мудрец выяснил, что одной нужна цедра, а другой мякоть), так и переоценкой собственного ресурса и нахождением некоторого нестандартного ресурса, позволяющего овладеть предметом конфликта (как в комиксе Бидстурпа - две большие собаки дерутся из-за кости, маленькая подползает и уносит кость себе). Опять же, вопрос определения понятия "сознательное разрешение" - я бы это определила как "разрешение в результате того, что вместо естественной непосредственной реакции производится попытка проанализировать ситуацию и действовать согласно ожидаемым последствиям".

Если Вы пользуетесь другим определением конфликта, то, думаю, у нас чисто терминологический спор (так я могу называть собаками животных с чешуей и жабрами и доказывать, что собаки не могут жить вне воды).

я, конечно понимаю, психология, типа наука. только если ее читать внимательно, то выясняется, что там еще полно шаманства. особенно в части определений.
в том числе, кстати, и про конфликты. я не буду тут подробно, это страниц на двадцать. но по сути, определение дано ээээ скажем мягко, туманное. и оно, как следствие, не дает определение тому, что считать решением конфликта. отсюда все беды.
впрочем, есть же практики - медиаторы. так там понимание сути получше, хотя тоже не до конца.
в общем, попробуйте выйти за рамки того, что написано в справочниках. доберитесь до сути :)

Шаманство в психологии тоже есть, согласна. Но все же, как бы туманны определения ни были, пока мы пользуемся одним определением, мы еще можем спорить о сути явления. Когда мы пользуемся разными, мы имеем риск называть одним словом разные вещи, и, соответственно, спорить нам совершенно не стоит (потому что один до хрипоты может говорить, что дельфины - рыбы, потому что для него определение рыб "животное без лап, плавающее в воде", а другой будет доказывать, что дельфины не рыбы, исходя из биологического определения рыб (жаберные, холоднокровные, не млекопитающие и т.д.). Такой спор ничего не прибавляет к знанию.

Насчет (раз)решения конфликта как раз, имхо, определение при всей своей туманности вполне очевидно предполагает, что это такое. Для того, чтобы конфликт перестал существовать, должен пропасть один из компонентов: либо исчезнуть противоречие, либо противоборство сторон. И на практике, так или иначе, мы можем найти многие примеры и того, и другого. И когда этот результат достигается некоторым переосмыслением ситуации в целом или собственного ресурса одной из сторон (то есть имеет место сознательное разрешение конфликта согласно тому определению, которое дала я) - тоже. Другой вопрос, если под сознательным разрешением конфликта Вы понимаете нечто другое, тогда мы опять упираемся в непродуктивный терминологический спор.

PS: маленькая личная просьба: Ваша пристройка сверху с императивными указаниями типа "попробуйте выйти за рамки того, что в справочниках", "подумайте, что такое конфликт по сути" ну очень утомляет. Вы тоже не обладаете ведь исключительным правом на истину в последней инстанции, с одной стороны, а с другой - я ж не студентка Ваша, а человек не сильно младше, с достаточно обширным жизненным опытом (в том числе в разрешении конфликтов) и с точно таким же полным психологическим образованием, как у Вас. Давайте, если мы будем продолжать эту дискуссию, Вы от нее отойдете, а? а если не хотите оставлять пристройку сверху, то и дискуссию прекратим.

  • 1