?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про экзамены
gelena_s
Спасибо за комменты про экзамен. Вы описали и выигрышные, и проигрышные стратегии подготовки к экзаменам. А как готовиться на самом деле?


Первое, надо разделить две темы. Навык что-то изучать и навык демонстрировать свои знания.

Немного про изучение. Здесь тоже два направления: навыки для «правополушарных» (преобладает мышление по аналогии и более восприимчивы к эмоционально нагруженной информации) и «левополушарных» (преобладающее мышление по дедукции или индукции, более восприимчивы к фактам и логическим связкам). У «левополушарных» как раз надо расширять творческие способности, развивать мышление по традукции, а «правополушарных» нужно учить концентрироваться, и только потом "уплывать в астрал".

А пока об экзаменах. Что таки говорить детям? Главное, повторюсь, это заткнуть поглубже свои внутренние страшилки, прекратить стращать ужасными перспективами. Или хотя бы не пересказывать эмоционально свои воспоминания об этих событиях. Если знаете за собой такое, придумайте, как можно вас самих нейтрализовать. Я вот уехала в командировку.

Чем так опасно пугать последствиями? Напомню про разницу в мотивации "К" и "ОТ". Мотивация "От" (ее еще принято называть негативной) работает мобилизационно, но примитивно. Ее задача – найти быстрый способ избежать чего-то плохого. А для достижения чего-то хорошего она не работает, во всяком случае, напрямую. Если ребенка пугать ужасными ужасами вследствие плохо сданных экзаменов или не поступления куда-то, то, во-первых, для него этот «ужас» достаточно абстрактный, он не отзывается в теле и не мотивирует, куда ужаснее родители. Во-вторых, у него наверняка миллион наглядных примеров, что ничего ужасного не произойдет, потому тоже не очень работает. И в третьих, то, что родители считают «ужасом», для ребенка может в тот период может казаться ерундой. И это все помимо того, что, повторюсь, у негативной мотивации в принципе нет направленности на достижение цели. Дальше не буду, это еще на пару страниц.

Поэтому мотивация «От», т.н. негативная мотивация, противопоказана, если вы ждете от ребенка приличного балла. Он все напишет старательно, но… В состоянии максимальной интенсивности такой мотивации не думают, не придумывают вариантов, не решают сложные задачи.

Так что задача родителей перед экзаменами совсем другая: организовать быт и время. Бдить, что бы ребенок чаще отдыхал. Правильно, эффективно отдыхать вообще мало кто умеет. Помните, что в это время стоит работать не более двадцати минут подряд, а потом делать пятиминутный перерыв. И каждые сорок-пятьдесят минут – делать двадцатиминутный перерыв. А очень тревожным вообще, пятнадцать минут работать, полчаса отдыхать (отдыхать, напомню, это не телевизор и тем более не комп). И могу вас уверить, что именно так можно получить хорошие результаты даже у очень тревожных детей.

Ибо «перед смертью не надышишься» и надо показать те знания, что уже есть, а не судорожно латать дыры. Я, например, перед выпускными на майские принудительно увозила детей в Египет, запрещая брать учебники. Потому как плаванье и беготня, новые впечатления дают нервной системе больше, чем вколачивание последних знаний в переполненную голову.

Но если уж не терпится именно помочь, то помогайте в сортировке знаний, в выделении главного, в построении структуры. Вместе с ребенком интересуйтесь формальными правилами оформления письменных работ, это многие ребята упускают, особенно «правополушарные». Очень полезно расспросить ребенка после тренировочной работы (у кого такие бывают), как он ее делал? С чего начал, шел по порядку или в разбивку? И вообще, выясните, с чего именно вашему дитю легче начать, с самой трудной задачи или с самой легкой? Если деньги позволяют, наймите массажиста, это иногда больше дает, чем обращение к репетитору.

Леви перед экзаменом советовал пару дней принимать ношпу, чтоб снять сосудистое напряжение. Совет старый, я его больше для примера даю, здесь лучше обращаться к врачам. Я не спец в этой части, но может и с неврологом стоит посоветоваться, особенно если ребенок астеник и склонен к разным сосудистым реакциям. А от себя предлагаю упражнение " Алфавит", которое висит на сайте. Его можно делать перед каждым куском подготовки и прямо перед тем, как идти на экзамен.

А для родителей детские выпускные – хороший повод потренироваться в безоценочной речи. Займитесь, по жизни пригодится. Уберите на это время и призывы "ты сильный, ты сможешь" и "мог бы, если захотел". И вообще, уберите из речи любые лозунги, особенно избитые. Разговаривайте по делу и предлагайте ребенку, чтобы при затруднениях обращался к вам за помощью. Не можете сами дать совет - ищите того, кто может.

И напоследок, делитесь всякими лайфаками по организации подготовки к экзаменам. Именно организации: про время, про питание, про работу с состояниями.

И задавайте вопросы, ответят или читатели, или кто-то из нас.


Recent Posts from This Journal

  • Реальность и воображение

    За страхом или нежеланием иметь детей случаются забавные переносы. Но копать приходится в обоих случаях. Иногда женщина заявляет «Не хочу…

  • Про социум

    Недавно мне Ксения звонила, проконсультироваться об одном клиенте, и напомнила очень хорошее и полезное упражнение. Так вот, первое задание для…

  • А у вас?

    Действительно, самым показательным признаком отсутствия внутренних ограничителей будет разное поведение: под воздействием внешних рамок и без них.…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Ну, для меня, пожалуй, вариант не заниматься непосредственно перед экзаменом был бы чреват гораздо худшими результатами. Я всегда старалась учиться на протяжении учебного года понемногу, просто не запускать, а в последние два-три дня перед экзаменом как раз плотно готовила презентацию материала. То есть как его эффектно подать, как расставить акценты, где блеснуть не даваемыми лектором знаниями. И тут очень важно было прямо полностью погрузиться в это - выступать перед зеркалом, записывать, придумывать мнемонику, чертить схемы ответов, сменять одну деятельность другой, но при этом по-разному не выпускать экзамен из виду. И вот на этом активированном мозге лечь спать, хорошо выспаться - и с утра его еще полчаса-час активировать. Тогда на экзамен идешь, как прима на бенефис, ощущение такое, что вообще в этом предмете живешь и все им дышит. Но это, конечно, при условии, что предмет в целом знаешь и подготовка к экзамену - это не залатывание дыр со второго класса.

А самое трудное - это когда сдавать несколько экзаменов в один день. У меня были такие моменты, т.к. я училась на двух курсах одновременно, при этом посещая разные группы на разных кафедрах, чтобы состыковать расписание. И один раз у меня совпали два экзамена и два зачета на один день, еще и с моральным грузом, т.к. условие было - "индивидуальное расписание в МГУ разрешается только при сохранении президентской стипендии, то есть полном отсутствии четверок". Вот тут было тяжко, я старалась очень четко разбивать время (занимаешься психофизиологией - не хватайся за философию). ну и в тот раз пошла на сдачу с таким расчетом, чтобы максимально отдалить друг от друга моменты и успевать переключить мозги: первый экзамен - первая без подготовки, последний - самая последняя, ловя за пиджак уходящего преподавателя...

А вообще самое главное в экзаменах - это смотреть на них в масштабе "как я буду видеть это событие через 10 лет". Да никак не буду видеть, скорее всего, даже и не вспомню... так что чего сейчас-то нервничать?

Ну и еще одна мудрая фраза, которую мне подарил репетитор при поступлении: "ты соревнуешься не с идеалом и не с гранитом науки, а с такими же студентами. Из которых половина глупее тебя и училась меньше тебя, а второй половине скорее всего поставят приемлемые оценки, даже если были какие-то недочеты. Так что твоя задача - просто попасть в нужную половину".

Я там ответила. Майские же за месяц до первого экзамена.

Ну, я больше вот на это:

Так что задача родителей перед экзаменами совсем другая: организовать быт и время. Бдить, что бы ребенок чаще отдыхал. Правильно, эффективно отдыхать вообще мало кто умеет. Помните, что в это время стоит работать не более двадцати минут подряд, а потом делать пятиминутный перерыв. И каждые сорок-пятьдесят минут – делать двадцатиминутный перерыв. А очень тревожным вообще, пятнадцать минут работать, полчаса отдыхать (отдыхать, напомню, это не телевизор и тем более не комп).
Вот как раз имхо погружаться хорошо полностью на эти дни, но погружаться не в оценку/страх, а в процесс презентации знаний. То есть проговаривания и жития в этом предмете с разных сторон. Когда устал читать учебник - представляешь себя первооткрывателем и придумываешь, как бы ты провел описанный эксперимент, смотришь науч-поп фильм, пытаешься вспомнить примеры из художественной литературы, имеющие отношение к предмету, прыгаешь по комнате и с каждым прыжком вспоминаешь пункт какого-то списка, который надо выучить наизусть, сочиняешь мнемонические стихи и прочее...

Конечно, поправлюсь, от темперамента зависит и от отношений с экзаменами в принципе. Но если удается поймать "состояние потока" предмета, то сдача будет вообще безболезненной, причем даже в случае, если предмет знаешь не очень (когда я поднаторела в этой технике, я могла прямо по анекдоту про студентов ввести себя за несколько часов в эмоциональное состояние знатока очередного китайского языка и идти его сдавать, выезжая за счет общей эрудиции и "где-то что-то слышал").

Edited at 2016-04-07 06:04 pm (UTC)

Про состояние потока все собираюсь написать. Но это уже восьмидесятый уровень. Мне хотя бы рьяных вдалбливателей знаний остановить.
А то уже пару раз в больницу отправляла от " любящих родителей".

Да, про поток хочется почитать

  • 1