?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про экзамены
gelena_s
Спасибо за комменты про экзамен. Вы описали и выигрышные, и проигрышные стратегии подготовки к экзаменам. А как готовиться на самом деле?


Первое, надо разделить две темы. Навык что-то изучать и навык демонстрировать свои знания.

Немного про изучение. Здесь тоже два направления: навыки для «правополушарных» (преобладает мышление по аналогии и более восприимчивы к эмоционально нагруженной информации) и «левополушарных» (преобладающее мышление по дедукции или индукции, более восприимчивы к фактам и логическим связкам). У «левополушарных» как раз надо расширять творческие способности, развивать мышление по традукции, а «правополушарных» нужно учить концентрироваться, и только потом "уплывать в астрал".

А пока об экзаменах. Что таки говорить детям? Главное, повторюсь, это заткнуть поглубже свои внутренние страшилки, прекратить стращать ужасными перспективами. Или хотя бы не пересказывать эмоционально свои воспоминания об этих событиях. Если знаете за собой такое, придумайте, как можно вас самих нейтрализовать. Я вот уехала в командировку.

Чем так опасно пугать последствиями? Напомню про разницу в мотивации "К" и "ОТ". Мотивация "От" (ее еще принято называть негативной) работает мобилизационно, но примитивно. Ее задача – найти быстрый способ избежать чего-то плохого. А для достижения чего-то хорошего она не работает, во всяком случае, напрямую. Если ребенка пугать ужасными ужасами вследствие плохо сданных экзаменов или не поступления куда-то, то, во-первых, для него этот «ужас» достаточно абстрактный, он не отзывается в теле и не мотивирует, куда ужаснее родители. Во-вторых, у него наверняка миллион наглядных примеров, что ничего ужасного не произойдет, потому тоже не очень работает. И в третьих, то, что родители считают «ужасом», для ребенка может в тот период может казаться ерундой. И это все помимо того, что, повторюсь, у негативной мотивации в принципе нет направленности на достижение цели. Дальше не буду, это еще на пару страниц.

Поэтому мотивация «От», т.н. негативная мотивация, противопоказана, если вы ждете от ребенка приличного балла. Он все напишет старательно, но… В состоянии максимальной интенсивности такой мотивации не думают, не придумывают вариантов, не решают сложные задачи.

Так что задача родителей перед экзаменами совсем другая: организовать быт и время. Бдить, что бы ребенок чаще отдыхал. Правильно, эффективно отдыхать вообще мало кто умеет. Помните, что в это время стоит работать не более двадцати минут подряд, а потом делать пятиминутный перерыв. И каждые сорок-пятьдесят минут – делать двадцатиминутный перерыв. А очень тревожным вообще, пятнадцать минут работать, полчаса отдыхать (отдыхать, напомню, это не телевизор и тем более не комп). И могу вас уверить, что именно так можно получить хорошие результаты даже у очень тревожных детей.

Ибо «перед смертью не надышишься» и надо показать те знания, что уже есть, а не судорожно латать дыры. Я, например, перед выпускными на майские принудительно увозила детей в Египет, запрещая брать учебники. Потому как плаванье и беготня, новые впечатления дают нервной системе больше, чем вколачивание последних знаний в переполненную голову.

Но если уж не терпится именно помочь, то помогайте в сортировке знаний, в выделении главного, в построении структуры. Вместе с ребенком интересуйтесь формальными правилами оформления письменных работ, это многие ребята упускают, особенно «правополушарные». Очень полезно расспросить ребенка после тренировочной работы (у кого такие бывают), как он ее делал? С чего начал, шел по порядку или в разбивку? И вообще, выясните, с чего именно вашему дитю легче начать, с самой трудной задачи или с самой легкой? Если деньги позволяют, наймите массажиста, это иногда больше дает, чем обращение к репетитору.

Леви перед экзаменом советовал пару дней принимать ношпу, чтоб снять сосудистое напряжение. Совет старый, я его больше для примера даю, здесь лучше обращаться к врачам. Я не спец в этой части, но может и с неврологом стоит посоветоваться, особенно если ребенок астеник и склонен к разным сосудистым реакциям. А от себя предлагаю упражнение " Алфавит", которое висит на сайте. Его можно делать перед каждым куском подготовки и прямо перед тем, как идти на экзамен.

А для родителей детские выпускные – хороший повод потренироваться в безоценочной речи. Займитесь, по жизни пригодится. Уберите на это время и призывы "ты сильный, ты сможешь" и "мог бы, если захотел". И вообще, уберите из речи любые лозунги, особенно избитые. Разговаривайте по делу и предлагайте ребенку, чтобы при затруднениях обращался к вам за помощью. Не можете сами дать совет - ищите того, кто может.

И напоследок, делитесь всякими лайфаками по организации подготовки к экзаменам. Именно организации: про время, про питание, про работу с состояниями.

И задавайте вопросы, ответят или читатели, или кто-то из нас.


Recent Posts from This Journal

  • Про альтернативную реальность

    Есть один грустный аспект в моей работе. Иногда у женщин бывает чуть ли не заветная мечта: что первая жена ее нынешнего мужа и их дети как-то…

  • Про инерцию

    Следующей точкой нашего путешествия был Нюрнберг. Мы в нем уже один раз бывали, но проездом, всего пару часов. На этот раз остановились на полтора…

  • К чему приводят мечты

    К сожалению, вседозволенность, независимо от пола человека, формирует у него деструктивные паттерны общения. Даже если человек социально адаптирован…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Я заканчивала филологический, т.е. у меня были только гуманитарные дисциплины.

У меня был режим: по 2 часа работы и перерыв 1 час.

Готовилась по 6, редко по 8 часов в день. Начинала в 10. После 18 дочитывала первоисточники. В последний день перед экзаменом готовилась где-то полдня и уже ничего не дочитывала.

Старалась проходить в час по 3-4 вопроса. Даже если чего-то не знала. Важно было держать темп и не зависать. Можно идти не по порядку, оставшееся невыясненным обсуждалось на консультациях (с преподавателем) и после них (с однокурсницами).

От многих экзаменов у меня сохранились тетради со схемами ответов:
1. Порядок ответа (с чего начать, чем закончить).
Чаще всего начинала с определения терминов, потом история вопроса, точки зрения, примеры, мое мнение (если на него останется время, а у нас иногда любили повыспрашивать "что вы сами думаете на этот счет").
2. Блок-схемы (по Шаталову) на каждую тему, с рисунками, стрелочками и только мне понятными аббревиатурами.
3. Указания, где искать конспект, если что-то надо уточнить (тетради были пронумерованы, страницы в них - тоже + закладки-липучки).

Перерыв тоже был жестко организован.
10 минут на суставную гимнастику по Норбекову или другие упражнения.
10 минут на гимнастику для глаз.
Обед или перекус. Обязательно овощи, орехи и злаки. Кутя из пшеницы, кстати, у нас в семье - не рождественское, а сессионное блюдо:).
20-25 минут полежать с закрытыми глазами. Когда пошла на йогу, добавила "не поддерживать внутренний монолог".

С таким режимом и регулярной физнагрузкой я за одну из долгих сессий (7 экзаменов за месяц) похудела на 4 кг. Такой подтянутой, жилистой и гибкой я, кажется, и в детстве не была.

В день перед экзаменами гадала по поэтическим сборникам, что достанется:)). С экзаменами по литературе, особенно барочной, Серебряного века, модерну и постмодерну очень часто совпадало. Классицизм и соцреализм таких фокусов не поддерживали:).
Но все равно, это было хорошее переключение.

  • 1