?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про предстоящее
gelena_s
В продолжение темы детских страхов перед конкурсами и экзаменами. Вот скажите пожалуйста, какую цель преследуют учителя и родители, вымораживая детей ужасом выпускных? Грешна, иногда с трудом "убираю мнение со своего лица", когда приводят подростка, которого уже не к экзаменам надо готовить, а по хорошему на пару месяцев в клинику неврозов отправить, восстановиться.

Поэтому родителям, у которых дети в ближайшее время сдают экзамены и обеспокоены успешностью детей - к психологу в первую очередь надо идти вам.

Один совет дам и в очень категоричной форме: если будете пугать ребенка последствиями плохо сданного экзамена, то рискуете вырастить никогда не взрослеющего  неудачника. Поэтому на последствия плохо сданных экзаменов упирать нельзя, НИКОГДА.

А вот остальные советы родителям выпускников, дайте сначала вы. Даже если у вас еще нет детей, то вы помните как вам помогали и мешали в это время, поделитесь собственными выводами.

А я добавлю, потом, если захотите… (С)


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про страшное

    И в продолжение разговора о таблетках скажу, что очень часто за нежеланием их пить стоит детский страх ими подавиться. Часто с самими таблетками…

  • Теория и практика

    Меня тут просили рассказать, с чем приходят клиенты, начитавшиеся Эволюции. Уже ответила, что конкретные истории не разбираю, обычно описываю только…

  • Организационное

    Смотрели сериал «Мыслить как преступник»? Может, даже помните, что один из первых пунктов в описании человека, в его профиле –…



  • 1
Ну, мне кажется, главная идея в том, чтобы самому сесть и подумать - является ли экзамен такой уж важной и критической вещью, что прямо всю жизнь может завалить. Даже вечнострашный ЕГЭ можно пересдать на следующий год. Если же дите не может сдать этот самый ЕГЭ с нескольких попыток, не хочет и не может готовиться, может быть, вуз - это не его? и что такого страшного, что он выучится на электрика, например, и будет зарабатывать побольше какого-нибудь университетского младшего научного, и не будет всю жизнь корежить мозги, для этого не приспособленные, зато найдет применение своим, вполне возможно, золотым рукам?

В общем, не бояться самому, не превращать это в трагедию (особенно заранее) - и деть меньше будет бояться.

А второе, мне кажется - это научить ребенка учиться. Скажем, у нас в школе есть мамы, которые с одноклассниками сына делают домашние задания, проверяют каждую букву, сидят над ними, добиваются абсолютного качества, каждую домашку ребенок делает супертщательно, "чтобы мама не ругалась"... Я сама стараюсь вообще в эти темы не влезать, и иногда старшой умудряется облажаться при всем своем интеллекте - не спланировать время, не понять суть задачи, нахватать замечаний в дневник. Раньше это было вообще сплошь и рядом - и ребенок в первых классах хватал "пары" как нефиг делать (и при этом его "подконтрольные" и ведомые мамами одноклассники учились на "отлично", да). Но я считала и считаю, это нормально и нужно. Потому что если контролировать ребенка на уровне каждого дз - это все равно, что ходить за него, двигая его руками и ногами.

Надо, имхо, следить просто, чтобы у детя была мотивация (если не хватает естественной, то есть интереса к знаниям, понимания, что это нужно для будущего и желания получить хорошую оценку, можно добавить что-то дополнительное, какую-то морковку ("тот, кто хорошо знает математику, поедет в международный политехнический лагерь"). Нужно обязательно понимание того, зачем это все нужно в долгосрочной перспективе, чтобы ни в коем случае не было "я учусь, а то мама будет ругаться". А дальше просто объяснять, как этого добиться (учить его понимать текст, самостоятельно проверять качество собственной работы, структурировать и планировать эту самую работу, задавать себе вопросы и т.д.), подбрасывать материал для изучения - но по возможности дополнительный, а не умирать над скучными учебниками. Ну и личный пример тоже немаловажен - учиться самому, корпеть над специальной литературой, посещать семинары по специальности, на "отлично" сдавать экзамены и получать сертификаты - ибо ни у кого не получалось еще передать ценности, когда сам их не разделяешь.

Edited at 2016-04-06 03:24 pm (UTC)

Вашими бы устами. Учителя мозг съели на тему "учёба ребёнка - ваша работа!" - и это не столько они идиоты, сколько вся система чистый восторг.

Ну, здесь в Испании тоже это есть, и большинство мам сидят с детьми по 4-5 часов, делая уроки. Просто я это игнорирую. То есть учитель вызывает (часто вызывали первые годы) - я достаточно спокойно говорю, что не вполне согласна с такой позицией, что мне кажется, что учеба ребенка - сугубо ЕГО работа, а моя и учительская задача - научить его учиться, а не учиться за него. Что ребенком я готова заниматься, объяснить непонятое, дать дополнительный материал, объяснить принципы организации учебы, что при этом я не буду в претензии, если ребенок схлопочет двойку, не сумев организоваться, что буду благодарна, если меня проинформируют на случай, если вдруг он не будет понимать тему или отстанет в навыках, но сидеть и водить его руку и устраивать показуху, организуя за него каждый бит процесса, я не готова. Если учитель сильно протестует - выкладываю испанскую конвалидацию своего диплома психолога, хехе, ваше педагогическое против моего психологического. От противной мамашки быстро отстают, тем более что в классе всегда есть реально проблемные дети - которые вообще материал не усваивают, плохо себя ведут и т.д. Если все же моего ребенка при этом начинают предвзято гнобить, иду второй раз, уже в качестве нападающей.

Тем более, если изначально (ну эээ, в нашем случае не изначально, в Испании школа с трех лет и до шести лет я с ребенком сидела и ручкой его водила, но с перехода в первую ступень из нулевой, то есть с шести лет - точно прекратила это делать) такую позицию избрать - ну не будет ребенок совсем уж скандальным двоечником. Никому не улыбается эти самые двойки получать, нормальный деть сразу приходит и спрашивает (а если не спрашивает, его легко к такому вопросу подтолкнуть) "а что делать, чтобы результат стал лучше?" и ему можно показать и объяснить, как рассчитывать время, как проверять работу, как, в конце концов, обратиться за помощью к родителю - но за конкретной помощью типа "объясни" или "проверь", а не перекладывая ответственность за весь процесс. И уже к десяти годам результаты будут лучше, чем у тех детей, где мамы чахнут именно над процессом, а не над смыслом, добиваясь выученных уроков, а не усвоения предмета.

Edited at 2016-04-07 05:48 pm (UTC)

  • 1