?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про предстоящее
gelena_s
В продолжение темы детских страхов перед конкурсами и экзаменами. Вот скажите пожалуйста, какую цель преследуют учителя и родители, вымораживая детей ужасом выпускных? Грешна, иногда с трудом "убираю мнение со своего лица", когда приводят подростка, которого уже не к экзаменам надо готовить, а по хорошему на пару месяцев в клинику неврозов отправить, восстановиться.

Поэтому родителям, у которых дети в ближайшее время сдают экзамены и обеспокоены успешностью детей - к психологу в первую очередь надо идти вам.

Один совет дам и в очень категоричной форме: если будете пугать ребенка последствиями плохо сданного экзамена, то рискуете вырастить никогда не взрослеющего  неудачника. Поэтому на последствия плохо сданных экзаменов упирать нельзя, НИКОГДА.

А вот остальные советы родителям выпускников, дайте сначала вы. Даже если у вас еще нет детей, то вы помните как вам помогали и мешали в это время, поделитесь собственными выводами.

А я добавлю, потом, если захотите… (С)


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • ПТУ по тебе плачет!

    Вот и Александра в тему пост написала. А я предлагаю немного глубже покопаться в истории убеждений, особенно массовых. Вот смотрите. В стране с…

  • Про шпильки

    Как вчера читатели живо откликнулись на тему ногтей! Не все же на серьезные психологические темы рассуждать. На самом деле вопрос важный, где…

  • Именное

    Вот тут ramona_a_st0ne вопрос задала, что еще может портить впечатление о человеке при прочих равных, а местами даже выдающихся,…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

Твоюжмать. И чо теперь делать, Гель?

Что? А тебя то кто прессовал перед экзаменами?

Пугали, да, но последствий не ощутила в том ключе, как написано в статье.
Сегодня я это расцениваю как подготовку детей к первой серьезной ответственности за свои поступки, за результат. Первые испытания для многих, первые победы и неудачи.
Я до сих пор гожусь своей выпускной работой в школе по истории на очень серьезную тему для 11 класса, хотя отговаривали, говорили, что не стоит, как и своим дипломом, где всю исследовательскую часть написала сама, как и тем, что я была единственным человеком в ВУЗе на курсе, которого вынудили сдавать и ГОСы, кроме профилирующего, и диплом защищать (а в тот год было "или"-"или").
До сих пор ГОСы и защиту вспоминаю как самое веселое время.
Запугивать до суицида не надо, но и говорить, что это ничего не значит, это все игра, результат никому не нужен, тоже не верно.

Результат-то и в самом деле не нужен - важно знать и уметь это подать.

Есть у меня юноша в 11 классе, у которого любимое слово "это трудно!" Забудь, говорю, это слово и замени его на "все решаемо!"
А дочку экзаменами не пугала, а говорила, что я и так знаю, что сдаст и все будет хорошо.И что-то даже не контролировала ее подготовку. Просто еще в начальной школе научила ее учиться.

О, мне родители говорили: "мы и так знаем, что ты сдашь"
Бесили этим дико, кончилось тем, что я им свои сомнения и беспокойства просто перестала показывать, а это не значит, что их не было. Развеять их было некому, посочувствовать мне - некому, поддержать меня - тоже.

Мешали - те, кто пытался усадить за учебники и кто сильно переживал сам "ты ж обязательно сдай на отлично", "а вот твой папа - золотой медалист".

Мешали, но не сильно - кто призывал не забрасывать хозяйство:)) и кто говорил "мне совершенно неважно, как ты сдашь". То есть подчеркнутое равнодушие тоже нехорошо.

Помогали - те, кто давал возможность самой определять режим подготовки. Я, готовясь к выпускным и вступительным, еще бегала на кружок кактусоводства и учила подружку играть на гитаре:).
Кто брал на себя заботы по еде и уборке.
Те, кто поддерживал разговоры о запасных вариантах на разные случаи.
***
Помню, у младшей сестры перед первой сессией случилась истерика, что она ничего не помнит, ничего не знает и провалится. Мама пыталась как-то утешать, но это заводило сестричку еще больше. Пришлось взять все в свои руки:):
"В душ и спать!" - стало просто семейной формулой в подобных случаях.
Взяла ее за руку, втолкнула в ванную, проследила, чтобы сестра помылась тщательно, опять взяла за руку, отвела в постель, укрыла и придавила сверху:)). Та заснула за минуту. На утро проснулась свежая и все нормально сдала.
***
Моя мама, проработавшая в школе 33 года, считает, что экзамены должны быть каждый год, чтобы дети привыкали к ним как к еще одной форме отчетности. А то 9 и 11 класс превращаются в сплошную нервотрепку.

у меня сын сейчас в выпускном классе, хочет поступать в серьёзный вуз, беспокоится про ЕГЭ
я ему говорю "Уверена, ты хорошо его сдашь. Готовься, но не забывать отдыхать и хорошо высыпаться".

Мои родители меня особо не пугали экзаменами. Только постоянно тревожились, готовлюсь ли я.

Папа научил меня двум важным вещам, которые мне помогли при подготовке.
1. разбить материал на части и начать готовится заранее. На последний день оставить меньшую часть, чем в предыдущие дни.
2. в день перед экзаменом закончить подготовку не позднее 19. Потом отдыхать и рано лечь спать.

Папа научил меня двум важным вещам, которые мне помогли при подготовке.
1. разбить материал на части и начать готовится заранее. На последний день оставить меньшую часть, чем в предыдущие дни.
2. в день перед экзаменом закончить подготовку не позднее 19. Потом отдыхать и рано лечь спать.

Я так в универе к сессиям готовилась. Только последний день перед экзаменом оставляла на шпоры. Пользовалась ими не всегда, но писала всегда.
Меня бабушка-математик поощряла шпоры писать еще со школы)

Меня мама всегда настраивала позитивно - ты умная, у тебя всё получится. И получалось! Но - только в инсте. В школе я была какая-то феерическая двоечница. Но это история долгая - даже доводи меня мать до икоты страхом перед экзаменом, толку бы не было.
Сына я настраиваю на то что экзамен существует прежде всего для него самого - он ясно даёт понять, что пока получается плохо, где надо подтянуться, на что налечь. Двойка - тоже оценка, она как красный сигнал светофора говорит - стой, не иди, говорит мне, учительнице и ему самому. И я действительно так думаю. Уж не знаю, буду ли я так благополучна к его выпускному, но пока думаю, что всё это дерьмо - экзамены, ЕГЭ и т.п. - попросту не стоят ни его ни моего здоровья.

Выпускные-вступительные и первая сессия запомнились тем, что никак не получалось рассчитать нужное на подготовку время. Соотнести свои запоминательные способности с новыми учебными объемами.
От родителей мешали рассказы двух типов: "никогда не готовился к экзаменом, приходил и все сдавал с первой попытки на отлично" и "всегда за ночь перед экзаменом нужный учебник прочитывал и запоминал от корки до корки - и сдавал на отлично". Оказалось неприятным сюрпризом, что я неспособна в чистом виде ни к одной из этих тактик.
Полезен оказался совет самого вредного профессора: "Посчитайте, сколько у вас времени на самостоятельные занятия за вычетом дороги, кино и сна. Разделите это время на учебный план. Сразу определитесь, что хотите знать, а что - просто сдать и забыть."
То есть, проф допускал, что не все знания его студентам нужны до гробовой доски ))

какой молодец ваш профессор! Жаль мне такой в студенческие годы не попался

Чем детям помочь, не знаю. А вот родителям (по крайней мере, девочек) могу сказать, что непоступление в вуз вот вообще ни разу ничего не значит, можно пойти работать по выбранной специальности кем-то типа подмастерья, и понюхать как оно (как правило у родителей найдутся ну хоть какие-то знакомые пристроить ребенка на подработку, пусть на первое время за смешные деньги или бесплатно, а на некоторые специальности и просто после школы можно самому устроиться). Поступить на следующий год. Получить образование на курсах или самостоятельно. Все равно добрая треть, а то и больше, по вузовской спецухе не работают.
Я к тому, что очень важно, чтобы родители для себя приняли, что непоступление в вуз - не трагедия и не крах, а просто альтернативный вариант развития ситуации. Психуют обычно больше всего те, кто: а) мыслит шаблонно, типа школа-вуз-работа-женитьба-дети и никаких отступлений от этого сценария б) боится, что сыначка или доча от рук отобьются, если их в вуз не засунуть (что они вполне успешно проделывают не отходя от парты).
И не гнобить ребенка ни в коем случае.

З.Ы. Обычно когда пишу что-то в этом роде обязательно кто-то пишет в ответ вселенский вой: ах как у вас все легко и просто! пойди устройся сам без блата на работу! пойди найди и оплати курсы! и т.д. Не надо, пожалуйста, этого делать

Ааа, ну как же без блата устроиться на работу! это ж невозможно! гораздо легче с 10-12 лет ребенка дрючить, закатывать скандалы и потратить миллион на репетиторов, не обращая внимания на вой чада "мама, это не мое, мне не нравится математика, я хочу быть парикмахером!", чем договориться, чтобы ребенок 3-4 месяца поработал где-нибудь забесплатно :)

А на самом деле плюсую полностью.

Ну, мне кажется, главная идея в том, чтобы самому сесть и подумать - является ли экзамен такой уж важной и критической вещью, что прямо всю жизнь может завалить. Даже вечнострашный ЕГЭ можно пересдать на следующий год. Если же дите не может сдать этот самый ЕГЭ с нескольких попыток, не хочет и не может готовиться, может быть, вуз - это не его? и что такого страшного, что он выучится на электрика, например, и будет зарабатывать побольше какого-нибудь университетского младшего научного, и не будет всю жизнь корежить мозги, для этого не приспособленные, зато найдет применение своим, вполне возможно, золотым рукам?

В общем, не бояться самому, не превращать это в трагедию (особенно заранее) - и деть меньше будет бояться.

А второе, мне кажется - это научить ребенка учиться. Скажем, у нас в школе есть мамы, которые с одноклассниками сына делают домашние задания, проверяют каждую букву, сидят над ними, добиваются абсолютного качества, каждую домашку ребенок делает супертщательно, "чтобы мама не ругалась"... Я сама стараюсь вообще в эти темы не влезать, и иногда старшой умудряется облажаться при всем своем интеллекте - не спланировать время, не понять суть задачи, нахватать замечаний в дневник. Раньше это было вообще сплошь и рядом - и ребенок в первых классах хватал "пары" как нефиг делать (и при этом его "подконтрольные" и ведомые мамами одноклассники учились на "отлично", да). Но я считала и считаю, это нормально и нужно. Потому что если контролировать ребенка на уровне каждого дз - это все равно, что ходить за него, двигая его руками и ногами.

Надо, имхо, следить просто, чтобы у детя была мотивация (если не хватает естественной, то есть интереса к знаниям, понимания, что это нужно для будущего и желания получить хорошую оценку, можно добавить что-то дополнительное, какую-то морковку ("тот, кто хорошо знает математику, поедет в международный политехнический лагерь"). Нужно обязательно понимание того, зачем это все нужно в долгосрочной перспективе, чтобы ни в коем случае не было "я учусь, а то мама будет ругаться". А дальше просто объяснять, как этого добиться (учить его понимать текст, самостоятельно проверять качество собственной работы, структурировать и планировать эту самую работу, задавать себе вопросы и т.д.), подбрасывать материал для изучения - но по возможности дополнительный, а не умирать над скучными учебниками. Ну и личный пример тоже немаловажен - учиться самому, корпеть над специальной литературой, посещать семинары по специальности, на "отлично" сдавать экзамены и получать сертификаты - ибо ни у кого не получалось еще передать ценности, когда сам их не разделяешь.

Edited at 2016-04-06 03:24 pm (UTC)

Вашими бы устами. Учителя мозг съели на тему "учёба ребёнка - ваша работа!" - и это не столько они идиоты, сколько вся система чистый восторг.

У нас в семье никто экзаменов не боялся. Все сдавали и все куда хотели поступали.

Меня с одной стороны пугали и говорили, что я тупая, с другой - что все сдам.
Видимо от настроения зависело.
Но это в школе, когда поступила в институт, моей учебой никто не интересовался, но ждали только пятерок. Я училась так, чтобы сохранять стипендию.

У меня разговоры на тему экзаменов вызывали раздражение - ощущение было, что люди ничем помочь не могут, но считают своим долгом поворчать.

Я сама экзаменов не боялась, готовилась когда как. Когда три дня на подготовку, когда вообще без подготовки шла.

Какой совет дала бы - не делать из экзамена сверхценность. Подготовился - сдал, не надо лишних эмоций и не стоит делать вид, что от экзамена зависит вся жизнь (у нас так учителя в школе буквально и говорили, мол не сдашь - вся жизнь коту под хвост).

Edited at 2016-04-06 03:31 pm (UTC)

Про родителей, в школе, ЕГЭ тогда не было, была я образцово-показательной отличницей, только чуть-чуть не хватало до палаты мер и весов, так что никай особой помощи или накручивания от родителей не помню, выпускные экзамены тоже сдала на отлично, причем из-за каких-то внутренних экзаменационных сеток, я оказалась единственным учеником в потоке, которому пришлось в один день сдавать два экзамена, да еще и в одинаковом временном интервале.
В училище когда училась родители помочь не могли, ничем кроме покупки материалов: бумага, краски, кисти и прочее, дорого, но в нужном объеме было всегда, папа планшеты и подрамники делал, холсты натягивала сама
В университете частично помогали с покупкой тех же материалов и учебников. Один раз просила папу сходить взятку училке (именно училке, не учителю) дать, но там и ситуация была такая, что от меня самой она бы не взяла, а сдать без денег было малореально, особенно если учесть другие предметы.

А вот за вступительные экзамены я очень благодарна родителям. Мама сняла с меня всю домашнюю работу, папа ходил со мной на сдачи, поддерживал морально, помогал решать глупейшие вопросы, в которых обнаруживался тупняк, типа где здесь женский туалет, развернись, кам кабинет без номера и с буквой Ж, нашел гле сломанный каблук починить, я на лестнице споткнулась и сломала его )

Хм.
То шпыняли и гоняли "ничего ты не сдашь, если будешь так готовиться". То говорили "молодец, по олимпиаде поступила", а потом добавляли "только не вылети потом". Вроде как с заботой и волнением, но не могу сказать, чтобы это сильно помогала. По-хорошему надо было оставить в покое + дать возможность ходить на больше доп. занятий - тогда бы и время само сорганизовалось.
И, главное - не влезать в учебу, когда уже твое дите учится в университете (так как какое оно уже дите? Мозг у человека есть). Так как от этого пользы ноль, а вреда - очень много. Если влезать, то какими-нибудь "лайфхаками" типа "о, а попробуй готовиться вот так-то и сяк-то, может будет проще".

...Знаю один пример человека, которого родители загнобили "по самое не-могу" своей опекой и "ты-обязан-всё-сдать-на-отлично-иначе-ты-не-человек". Клиника нервозов по человеку плачет (хотя исходно и правда - лучше б по родителям). Парень - разумный, добрый, классный, ответственный, заботливый. И жизнь ему знатно попортили, конечно. Обидно.

А если нельзя говорить о последствиях, то как вообще объяснять, что это что-то нужное? Мне кажется, Вы ставите невыполнимые условия!

И, замечу, вопросы-то Вы задаёте, а сами не говорите, что об этом думаете, почти никогда, а иногда говорите так, что хрен что поймёшь. А ведь изначально Вы не казались мне человеком, который чего-то бы то ни было боится!

Edited at 2016-04-06 06:10 pm (UTC)

А где вы страх то увидели?

Какую цель, какую цель... Да такую и преследуют - слить свое грызущее чувство вины и неуверенности в своей родительской/учительской успешности. Типа, если не сдашь - я не виноват. И нннна тебе мою вину, чтобы мне хоть на секунду полегчало. Как хорошо, что ты маленький и не пошлешь меня с такой манипуляцией.

А своему ребёнку Вы скажете, что во всём, что бы он ни натворил, виноват не он, а родители?