?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Из практики
gelena_s
Вчера немного поработала со своей ассистенткой, я для них не только работодатель, но и психолог и супервизор в одно лицо.
Она работала с постановкой цели и выдала - хочу финансовой независимости. Я на нее рявкнула (мне - можно): какая, к чертям финансовая независимость? Думай дальше! Она ржет, говорит, видел бы кто-нибудь наши сессии со стороны, в обморок свалился бы! Стала придумывать новые формулировки, выдала - финансовая стабильность! Получила еще люлей, но до нужной формулировки доползла. (Да, посмотреть со стороны, бедных ассистенток так кроют и прикладывают, что девушки потом говорят , что они разрываются между желанием записать мои особо яркие перлы и заползти куда ни-будь  за укрытие. Говорю-то я лучше, чем пишу).
Так вот, выдаем вам плоды ее трудов, может, пригодятся.
«Хочу быть профессионально востребована и научиться максимально выгодно продавать результаты своего труда.»
Видите ли вы разницу между финансовой независимостью и такой формулировкой? В чем она?


  • 1
В формулировке "финансовая независимость" зарыта зависимость ("дай денежку, чтоб не сдохнуть!"). Нет позитивной программы: буду зарабатывать своим трудом (хоть психотерапией, хоть консультациями, ....хоть дворником - для фитнесу полезно!...) и в процессе работы получать удовольствие от своей работы.
Про "говорю лучше, чем пишу" - это о профессионализме.

нет, "говорю лучше, чем пишу" - это о том, какой навык лучше развит. Между письменной и устной речью большая разница, там даже немножко разные отделы мозга за них отвечают. Ак. Лихачев в своей автобиографии писал, что в его гимназии учителя развивали исключительно устную речь, они сочинения по лит-ре в устной форме "сдавали" (т.е. устно каждый рассказывал). И этот навык был отработан у всех учеников великолепно (Дизраэли нервно курит за углом:))). А когда Лихачев поступил в универ и понадобилось сдавать письменные работы - они у него были на уровне третьеклассника-имбецила. Он, насколько я помню, чуть не два года развивал навык письменной речи, было оч. трудно (и я через все это проходила: говорила всегда лучше, чем писала, да и до сих пор эта разница местами проявляется)

Любопытно. А я наоборот, в письменной форме гораздо более связно излагаю свои мысли, чем в устной. И в "доинтернетное время", т.е. в школе у меня так же было. В устной речи начинается меканье и беканье.

потому что у вас именно это навык больше развит, вот и всё)) это как с резкой/чисткой овощей: что чаще делаете, то лучше и быстрее получается. Тренировка и частая практика, никаких фокусов) Навык, одним словом

Да, так и есть. В школе сочинения письменные были, а риторику и ораторское искусство не преподавали.
Обсудить сложные и интересные темы в личном общении тоже не часто удается. Плюс моя застенчивость - больше слушаю, чем говорю, перебивать болтливых собеседников не люблю.
Да и в устной речи ошибки не исправишь ).

почему же не исправишь? исправишь, и даже проще, чем в письменной ("я имел в виду..", "нет, точнее будет.", или "я не совсем точно выразился.." и т.п. - заготовок полно:))
а для хорошей устной речи еще нужно развивать умение слышать себя (как бы со стороны). вначале немножко похоже на такой "двойной эффект" - вот если вы когда-нить пробовали говорить в микрофон, подключенный к колонке - вы можете представляете, что из колонок вы себя слышите совсем иначе, как другого человека). потом конечно же как ко всему в этом мире привыкаешь и все "эффекты" пропадают, т.к. становятся частью тебя:)
но вообще мой комент был о том, что подавляющее большинство наших убеждений из серии "это у вас талант, а у меня его нет" - банальная неразвитость какого-то навыка.Талант - это у Бунина, Плющенко или Марии Каллас, а умение говорить не хуже, чем писать (и наоборот), сносно кататься на коньках или петь, попадая в ноты, - просто вопрос регулярных занятий (стоит или нет тратить время на занятия - вопрос уже из другой оперы, многие просто даже не пробуют, т.к. убеждены, что непременно нужен какой-то мифический "талант", без него не получится:))

Согласна, и про навык и про талант.

не успела отредактировать - вы меня опередили с ответом)
умение слышать себя со стороны - это на самом деле значит слышать не только собеседника, но и себя, т.е. быть внимательным к обоим участникам диалога (мы обычно на других больше концентрируемся)
а застенчивость - это просто страх открыться, т.е. страх отвержения (я что-то ни разу не слышала про застенчивость у 1-2-летних детей - они все удивительно настырны, если не сказать наглы:))) я думаю, что львиная доля вашей застенчивости - в вашей убежденности, что вы плохо говорите (сужу по себе - для застенчивых людей это важный фактор, а я сама этой чертой не один год страдала). Но мне повезло с вузом - мне в программу впихнули как раз-таки риторику) Пришлось избавляться от страха высказывать свои мысли перед публикой (это самая суть застенчивости, стихи со сцены читать далеко не так страшно, как что-то свое озвучивать) Можно было, конечно, пойти на поводу застенчивости - но получить зачет хотелось больше)))

Слышать себя со стороны я как раз могу, неплохо говорить в привычной для себя обстановке, с близкими друзьями, тоже. Вот с посторонними людьми хуже. Ну а на публике лекции читать мне пока не приходилось - если придется, тогда буду собирать и изучать доступные материалы по риторике, искать курсы и т.п.
Дети, если их психологически не трамбовать с пеленок, очень хорошо общаются, когда хотят )). Так что учусь у дочки ).

Насчет "если психологически не трамбовать" вы совершенно верно заметили! Именно это я и имела в виду, когда говорила о сути застенчивости:) А что касается чтения лекций/ведения уроков - там тоже все упирается в практику) На курсы риторики стоит идти, если "обычные" методы не сработают. А обычные - это просто: пишешь текст выступления заранее, тренируешься на кошках, пардон, на близких (если потребность есть), заранее придумываешь ответы на возможные вопросы - и вперед. Остальное приходит с опытом) На первых выступлениях у всех коленки и голос дрожат, это норма))

В институте на докладах и семинарах я так и готовилась примерно. Но у нас группа хорошая была, ребята доброжелательные.

если публика пришла на лекцию добровольно (или даже по приказу начальства) - а не вы сама загнали ее палкой в аудиторию, то она всегда будет доброжелательна к вам (как минимум нейтральна - но именно к вам, а не к начальству)). и тут достаточно искренне перед началом сказать людям "я оч. волнуюсь, т.к.это мое первое выступление, так что заранее прошу извинить за...(вписать, чего именно вы боитесь накосячить)))" только важно искренне и чтоб большинство услышало (т.е. не себе под нос пробурчать)). это во-1, снимает половину волнения, во-2 одновременно вызывает симпатию и сочувствие людей. всё:) *работает при любых важных разговорах, даже, говорят, на собеседованиях при приеме на работу*

Спасибо, возьму на заметку!

на здоровье!) сама долго думала что-то типа "в зале врагиии, щас заклюююююют", а на самом деле там такие же, как мы с вами люди) *вот как на этот прием наткнулась, так и поняла сразу, гг* и прекрасно способны влезть в вашу шкуру и посочувствовать, если вы им дадите этот шанс путем объяснения своего состояния (где-то читала, что этот метод сильно "нервные" товарищи годами используют, т.е. работа у них читать лекции, а они никак не привыкнут не психовать в начале - и им оч. помогает)

Edited at 2014-02-19 10:04 am (UTC)

  • 1