?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про Ассоль
gelena_s
Я все-таки сегодня повешу текст мужа u50, хотя обсуждение романтических произведений Грина уже состоялось.
Вот почему полезно перечитывать вещи, которые когда то понравились - чтобы увидеть, насколько мы повзрослели. У меня в этом ряду бессмертная "Джейн Эйр". Первый раз я читала лет в десять и не поняла взрослой части сюжета: типа, а чего ей мешало остаться с любимым человеком?
Второй раз прочла уже будучи в институте и было для меня полное созвучие. А вот третий раз - уже совсем взрослой и... Увидела талантливые тонкие манипуляции, плановую работу по охмурению возможного мужа, да и вообще - весьма жесткую и цельную натуру, которая еще и очень мстительна и злопамятна при этом.
Вот так мы и взрослеем, пересматривая свои убеждения о человеке.
И вот вам обещанное: чисто мужской взгляд  на " Алые паруса"
==================================================
Про Ассоль.
Давайте сразу договоримся, что это – сказка. Красивая и романтическая, и, как 99.9999999% сказок, вредная. Но – сказка. Из этого следует, что обсуждать ее сюжет в стиле «а вот что было бы, если бы Ассоль не встретила Грея» - бессмысленно. Потому что любое движение за рамки сюжета в лучшем случае создает новую сказку и уже совсем с другим сюжетом. В худшем - сказка перестает существовать. А что было бы, если бы Иванушка не поймал щуку или она была не говорящая, а что было бы, если красная шапочка заблудилась в лесу и умерла с голоду, а что… Бред. Это даже для развития фантазии нельзя использовать. Если уж так хочется – пишите свои сказки со своим сказочным и невероятно красивым сюжетом.
Такой же досужий бред примерять сказочный сюжет и поведение сказочных персонажей к реальной жизни. А вот если я буду такой же сообразительный, как солдат Швейк, или как Иванушка-дурачок. Прыгать в кипящее молоко пробовали? А целовать лягушек? А с какого бодуна тогда решили, что если «я буду вести себя как Золушка» или, не дай Бог, «как Ассоль», то будет мне принц на белом порше корабле с алыми суппортами парусами?
Конечно, почти все сказочки призваны не только повеселить-развлечь, но и чему-то научить. Что, мол, быть решительным-скромным-смелым-осторожным-кротким-буйным хорошо и полезно. Собственно, именно в этом месте и начинается всякая вредность от сказок. Вредность вот в чем: для фокусирования читателя (=ребенка) на главной идее сюжет упрощается и детали опускаются. То, что главную идею все равно не просто разобрать даже искушённому читателю, писатели сами поняли и на всякий случай эту самую идею озвучивают устами одного из героев. Правда, если главных идей больше, чем одна, можно запутаться: а что, собственно, автор хотел сказать?
Но в результате такого упрощения остается много места для всяких не просто домыслов, а для нестыковок и, главное, сомнительных допущений. И послала мама Красную шапочку через лес… Опаньки! Интересно, где есть такой лес, через который можно безопасно послать 10-12-ти летнюю девочку, да еще на ночь глядя? И вот, наслушавшись глупостей, ни разу не тренированные и не обученные дети смело идут в лес. Но это, так сказать, чистый пример, оттого и популярный для глумления. Да и в возрасте 5-9 лет редко кого волнуют романтические сюжеты. А вот сказки для 13-летних куда опаснее. Романтический (для мальчишек - героический) флер туманит мозг и буквально зомбирует детей. Нажми на кнопку – будет тебе щастя… Надейся и жди, вся жизнь впереди… Я тебя никогда не увижу… И так далее.
И пара слов о нашей героине. Я специально продрался сквозь сюжет еще раз, потому что предыдущий был лет 35 назад. Я как тогда не очень понимал Грина (чё за пургу несет?), так и сейчас понимаю, что там больше диагноза, чем мыслей. Я приведу только пару нестыковок, в качестве иллюстрации вредности этой сказки. Например, возьмите нормального ребенка лет 5-6 от роду и начните его травить. Просто и незатейливо, каждый день, как только он появится на улице. Интересно, какая психика выдержит это? Какой ребенок не заработает острую форму социофобии, а станет, прям как Ассоль, наивно-приветливым и верящим в чудесную сказку своей жизни? Или, скажем, возьмите жизнь простого холостого моряка. Ага, ром, карты и шлюхи (я утрирую, но можете поклясться мамой, что так не бывает?). Грей стыдливо замалчивает последнюю подробность. И вот, после пяти лет такой практики мы получаем несгибаемого романтика? И это только то, что лежит на поверхности.
В целом же сказка действительно смахивает на «Билет на планету Транай», хотя и появилась значительно раньше. И по сути отражает подспудные мечтания незрелых мужиков. Именно так: мужчин с подростковым мышлением, а не просто подростков. Каким-то чудным образом девушка взрослела в волшебном коконе и всю жизнь «берегла себя» для одного-единственного! Причем, как я уже сказал выше, то, что у него есть «бурное прошлое», стыдливо замалчивается. Ни с кем опасным с точки зрения конкуренции Ассоль не общалась, интересов кроме «прокормиться» и «ждать суженного» никаких нет, живет, примечательно – с отцом, а не с матерью или даже семьей. И даже отец в ключевой момент удачно так самоустраняется. В одном автор прав: при тотальной травле любой, кто проявит доброжелательное любопытство, покажется уже ангелом во плоти. Хотя настороженность все равно сразу не пройдет. По сути, романтизируется банальная монашка: ждала-ждала и – дождалась!


  • 1
Слышала от детского психолога, что подросткам нельзя врать. Для детей до двенадцати лет - сказки, для взрослых легенды и метафоры.

Я вот очень согласна с Вашим мужем на предмет "из сказки слова не выкинешь". Потому что на Джен Эйр вы сейчас тоже смотрите с позиции женщины 21 века, к тому же отнюдь не патриархального склада. Жесткость и мстительность - да, пожалуй. Но манипуляции и работа по охмурению - помилуйте, этому учиться надо, оттачивать навыки, что провернуть все настолько тонко (ну если исходить из того, что это была манипуляция). А тут девушка 19 лет, только что окончившая, считай, монастырскую школу в викторианской (или пред-викторианской? запамятовала) Англии. Вот если бы аналогичная история имела место в наше время - то да, 100% манипуляция, хитрость и коварство. В то время - ну, я как минимум не стала бы утверждать ни того, ни другого.
Вот в другой книге Бронте (не помню, признаться, которой из двух сестер), "Городок", там уже, возможно, героиня действительно кое-где кокетничает и хитрит, потому что там она взрослая, относительно опытная (в том числе и по части обращения с мужчинами) женщина.

Я "Джейн Эйр" с подросткового возраста не перечитывала, т.е. подробностей не помню. Но вот насчет "Джейн негде было научиться, ей всего 19" вы заблуждаетесь. Во-1, жестокость и необходимость выживания в кризисных условиях (я про ее жизнь до школы) вынуждают ребенка взрослеть раньше (т.е. человек либо ломается, либо раньше взрослеет). Во-2, вы плохо знаете что такое монастырские школы))) На самом деле там девочек и учили манипулировать мужьями (в викторианской Англии прямое выражение чувств и претензий считалось дурным тоном - умение тонко манипулировать было признаком истинной леди). Да и сами девочки-ученицы будь здоров как друг на дружке искусство манипуляций оттачивали: жизнь практически в тюремных условиях развитию здоровых моделей поведения мало способствует (мне когда-то в юности случайно попались на глаза воспоминания выпускницы Смольного института, написанные без приукрашивания действительности - там достаточно серьезная школа выживания была, а в монастырских школах условия были были много жестче, чем в Смольном)

Может быть, и так. Но я читала очень много книг про Англию середины-конца 19 века и у меня создалось впечатление, что в части отношений (не только между полами) там люди скорее были несколько инфантильны, даже во взрослом возрасте. В том же Оливере Твисте Нэнси ведет себя как сущее дитя, хотя уж ее-то жизнь должна была всему научить.

Воспринимать "Оливера Твиста" как 100% реалистическое произведение не стоит. Это не "Господа Головлевы". Диккенс имел склонность к частичному приукрашиванию действительности: он писательством на жизнь зарабатывал и знал, чем привлечь читателя (а репортерская работа быстро учит практической психологии).
Да, я тут еще вспомнила - в викторианской Англии "некоторая инфантильность" у женщин (как минимум) была правилом хорошего тона. "Настоящая леди" просто не имела права знать (точнее, демонстрировать это "на людях", особенно в общении с мужчинами) массу элементарных вещей, т.к. в ее обязанности входила демонстрация искреннего восхищения в духе "ах, мистер Симпсон, вы так много знаете!" Я в свое время не только всю Агату Кристи внимательно прочла (а там мисс Мапл - кладезь информации) - я ее автобиографию читала, где Кристи достаточно подробно эти нормы описывает. Причем еще и изменение викторианских норм поведения (королева-то страной почти 70 лет правила) - т.е. расхождения во взглядах своей матери и бабушек. Насколько я помню, во времена юности бабушек Кристи (это ранняя викторианская эпоха) девушки должны были вообще полных кретинок изображать (т.е. демонстрировать уровень 5 летнего ребенка), т.к. юную Агату их советы регулярно вводили в ступор)))

Edited at 2014-02-09 07:55 pm (UTC)

Слово "монашка", пожалуйста, уберите: монашка должна посвятить себя Богу, а никакого принца или даже вообще мужчину ждать не должна. Ну, что касается "стыдливо замалчивается", то кто тогда вообще раскрывал тему ебли, да ещё в произведении для детей? А в том, что некоторый верят в экстрасенсорные способности на самом деле, полагаю, всё-таки не Грин виноват, там-то хотя бы известно, что это всё-таки сказка. :(((

В мультфильмах Диснея...

У Русалочки есть отец, но нет матери, её дружок -- по-видимому, сирота. Принцесса из Али-бабы -- то же самое.

У принцесса из "Мишек Гамми" опять таки есть отец, но нет матери, про родителей её дружка ничего неизвестно. Среди самих мишек у детей -- Солнышко и Малыша матери нет точно (единственная взрослая женщина среди них -- Бабушка), похоже, что нет и отца, хотя кто кому кем приходятся, не вполне ясно.

У Гуффи есть сын-школьник, но нет жены. У Кряка Лапчатого (он же Чёрный Плащ) -- есть приёмная дочка, которую он удочерил после смерти родителей. В "Чудесах на виражах" у пилота -- приёмный сын, сбежавший от дяди-пирата, родителей, по-видимому, нет; у владелицы самолёта -- маленькая дочка, но опять-таки нет мужа. В "Утиных историях" вместе с одиноким стариком Скруджем живут его племянники.

Следует ли эти мультфильмы запретить, как способствующие дискриминации семейных ценностей и неправильной сексуальной ориентации?

Запрещать вообще ничего не надо, кроме бить маленьких и воровать. Ну и играть с огнем без взрослых. А остальное- сколько угодно читать , сравнивать и делать свои выводы. Главное- их иногда пересматривать и переоценивать. Оценка может сохраниться или измениться, это не так важно, как сам факт пересмотра ценностей.
Наша учительница истории любила устроить из любого урока про битвы средних веков рассказ от имени очевидцев с каждой стороны. Такие битвы уже в классе кипели, но безоценочно воспринимать всякую лажу мы разучились. Это пригодилось.

А сам прием хорош!

У меня бабушка "Джейн Эйр" очень любила. Каждые полгода перечитывала)))) Не знаю, за что именно - может за торжество справедливости (ну с ее т.зрен.) или еще что - но эта "Любовь" ей очень нравилась)))

Ну, "Алые паруса" - это сказка не столько про то, как хорошо ждать-ждать-ждать и дождаться, сколько про то, как хорошо своими силами взять и эту самую сказку осуществить. Причем, если хотя бы одна из сторон не дотянула бы до планки (а планка эта на немалой высоте), то сказка получилась бы страшненькая.
Тут еще накладывается разница в восприятии нашего современника и Грина, который жил несколько раньше. В контексте того общества, о котором писал Грин, все выглядит несколько иначе, чем при механическом перенесении его сюжета в современность. Я написала об этом длинный комментарий, но не знаю, насколько он уместен в чужом журнале, так что целиком запостила его у себя.

А про Джен Эйр мне тоже интересно было бы почитать - например, я не понимаю, почему ее называют мстительной?

Акцент вашего мужа на том что "Алые паруса" - сказка, натолкнул меня на мысль о том, что это произведение вредно именно девушкам. У Петрановской в свое время была серия постов о сказках, как об инициирующих пр-ниях (т.е. описанных в худ. форме "формул/алгоритмов" взросления). С этой т.зр. судьба Ассоль полностью совпадает с описанными Петрановской сказками-"женскими инициациями": матери нет, отец к подростковому возрасту либо тоже умирает, либо полностью устраняется от участия в жизни девушки - и в самый ответственный момент девушка остается один на один, без материнской (и родительской вообще) поддержки и помощи. Сравнивая с этой т.зр. народные сказки и "А.п." получается, что Ассоль инициацию не прошла, т.е. так и не стала женщиной, а осталась ребенком (почему - см. подробности в анализе Петрановской, у нее все оч. ясно и подробно изложено) - следовательно, девушкам эта сказка вредна))

  • 1