?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Грани
gelena_s
Ну что же, во вчерашнем посте всего нескольким комментаторам удалось остаться в теме, остальные ушли в сторону: и про уникальность страны было, и про патриотизм, и про политику, и даже немного про диагноз по юзерпику, как же без этого. Ну да ладно, «Это ЖЖ, детка!»

Но все же думаю, полезно принять, что возраст нации существует. Не в том смысле, сколько существует государство, или насколько богата событиями его история. А некоторый усредненный поведенческий возраст. Совсем грубо, возраст нации – это кого больше, социально зрелых людей или наоборот. И так же есть возрастной регресс в определенных ситуациях. Напомните, откуда это: «говори с толпой, как с ребенком…». Популярно об этом смотрите у Хосе Стивенсона, «Приручи своих драконов». Или смотрите социальную психологию, там есть свои исследования.

А про уникальность… у нас у всех уникальные отпечатки пальцев. И что? Каких преференций можно требовать на основании одной только уникальности? Взрослый-то человек знает, что он, конечно, уникален, но никаких особых ништяков при встраивании в социум это не даст. Придет в класс супер умный мальчик или девочка, но если у него ладить с классом не получится, то история будет очень нехорошая. Или в класс пришел сын или дочь очень богатых родителей. То тоже по-разному может сложиться. И сразу предупреждаю, давайте не будем сползать в тему моббинга. Тема богатая, но сейчас речь о другом.

Сейчас речь о стремление думать, что мы особые и у нас особый путь и все только о нас думают. И такой образ мыслей, а часто и жизни – это из детства. Вообще-то, это про идентификацию с властным отцом или матерью, без развитого навыка взаимодействовать с социумом и управлять людьми. И про это написали всего несколько человек.

Потому повторю упражнение. Что происходит с ребенком, выросшим под полной и безусловной властью отца или матери? Власть не в том, что его «строят» наказаниями, а в том, что его желания не учитываются в принципе, что его растят в «золотой клетке»: за него решают, что ему нужно («мама, я замерз или голодный?»), как себя вести, как строить отношения с друзьями ("Вася - плохой, не дружи с ним!") и как планировать жизнь ("все решено, я уже договорился с ректором"). При этом родители могут быть очень даже любящие и заботливые. Только у ребенка нет «права голоса».

Как такие дети встраиваются в социум? Какие сложности ждут потом такого уже повзрослевшего ребенка, когда он, так сказать, "принимает управление"?

Да, специально для тех, кто опять в этом видит оскорбление страны. Ну почитайте хоть что-то из соцпсихологии, прежде, чем отвечать! А то только срач затеваете.



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Вопросы жабоводства

    Помню, как во время семинара после упражнения на эпитафию и надгробную речь несколько человек потом подошли ко мне с вопросом «А нафига я трачу…

  • Слова

    Возник тут забавный вопрос об ответственности. Я регулярно слышу от женщин, что-то вроде «я стараюсь дать мужу ответственность за…

  • Про тапочки

    Помню, одна знакомая очень обиделась, что когда первый раз пришла в гости к свекрам, они не дали ей тапочки, а пол в доме был ледяной. Ну и она,…



Одной из разновидностей полной и безусловной власти отца или матери является гиперопека, когда ребёнка окружают повышенным к нему вниманием, слишком оберегают, защищают даже если нет реальной опсности, сдувают пылинки, решают за него буквально всё, удерживают возле себя и тогда, когда дитя уже и не дитя. Что имеем на выходе?

Беспомощность. А это яркая черта у жертвы. Во взрослой жизни это может мешать человеку приним ать решения, у него будет много сомнений, застенчивость. Естественно он будет пассовать при наступлении сложных житейских ситуаций. Будет чаще находиться в бездействии и ждать, когда кто-то своей властью примет решение за него. Вряд ли о нём можно говорить как о зрелой взрослой личности. Собственно родители формируют виктимную личность.

Edited at 2016-01-31 10:17 am (UTC)

Мне кажется, такие дети потом сильнее претензии предъявляют - Мне не додали, меня обделили, мне должны. Ну, т.е., за них все решали, а если ситуация, когда вдруг пришлось самому (в детстве) - это резкий выход из зоны комфорта, сильнее стресс, сильный отпечаток. Ну и потом претензия к родителям, почему не научили. Соответственно, ожидание от других, что должны так же создавать комфортные условия, т.е. принимать за них решения и нести ответственность.
В общем, это категория людей - мне все вокруг должны.

Мне кажется, если голос ребенка никогда и никак не учитывался, а тут он вырос, начал общаться где-то вне семьи, где люди готовы как-то принимать во внимание его мнение. И тут может выясниться, что иметь свое мнение - это стресс. Высказывать его, отстаивать свою правоту - тоже стресс. То есть в-принципе рядовые вещи будут для него проблемой.
Не знаю как точнее сформулировать, но мне кажется, что у человек не умеет думать, не умеет жить своим умом.

Еще одна проблема, что человек, привыкший к тому, что за него все решают легко может попасть под влияние какого-то авторитарного человека и вляпаться в неприятности - в секту например или в какую-нибудь преступную банду. Читала где-то, что чаще всего жертвами маньяков становятся послушные и воспитанные дети, которым запрещали под каким-либо видом перечить старшим. Думаю, когда такие дети вырастают, проблем у них тоже много, потому что не научились отказывать другим.



следование за авторитетом, внушаемость и послушность (программирование), навязывание реализации чужих желаний, роль жертвенного слуги

похоже такие дети вырастают или инфантильными и безынициативными (все в клюве принесите, государство должно и обязано) или бунтарями-революционерами, вырвавшияся из-под родительской гипропеки обида, ярость и свобода как вседозволенность. со встраиванием проблемы: потребительское отношение с отбитым в ряде случаев желанием самому вкладываться и/или жесткое неприятие сложившихся систем, неумение взаимодействовать с ними, значит все разрушить и заново отстроить так, как будет удобно мне

Edited at 2016-01-31 10:41 am (UTC)

Если относиться к ребёнку как к беспомощному существу, потом можно внезапно обнаружить, что у него нет ни силы воли, ни желаний, ни амбиций. А у родителей есть - раз они такие авторитарные. Они недоумевают, пытаются предъявлять претензии - ну что же ты такой тряпка, давай, соберись, желай, действуй, мы такими не были... А бывший ребёнок плывёт себе по течению, ничего не хочет, ничего не может, вяло двигает нетренированными ручонками, не умея сопротивляться потоку и вырулить куда ему надо, да и куда надо - неизвестно.
В общем-то, это личный опыт, а со страной... Да, что-то похожее есть. Большинство сами не знают, чего им надо, и надеются на сильное руководство. Власть равно сила, и неважно, что там же - насилие, "им виднее". Не выученный независимости разум - как ребёнок: всё, что происходит вокруг - это про меня, обо мне. Потому что он просто не умеет думать иначе. Никто не поставил его разум на ножки и не научил ходить без опоры. Не показал, что у всех вокруг свои цели, а твои собственные никому не нужны, неизвестны и неинтересны - все думают и заботятся о себе, так что ты сам как-нибудь.
Вывод этот у меня возник прямо сейчас, в процессе написания, так что аргументировать и как-то обсуждать я его не готова. Самой бы обдумать, что с этой мыслью в моей голове делать.

Согласна с вами очень отзывается. Сначала человека во всем подавляют, а потом начинается "ну в кого ты такой рохля, почему это мы такие пробивные, а ты такой тихоня вырос".

Человек не ощущает своих личных потребностей и ему нужен ,кто будет продолжать решать за него. Оторваться в подростковом возрасте не удалось - пиши пропало. Дальше невозможно. Всегда нужен направитель и легко очень повестись за сильным, точнее сильнее его. Наверное, непонимание своих границ и границ других. Продолжатель династии врачей может быть врачом, а сам хочет на сцену песни петь, но никак, папа не разрешает.

Edited at 2016-01-31 11:27 am (UTC)

Либо вообще не встраиваются, чтоб никто не смел ничего навязывать, либо полностью сливаются с группой (причем любой, какая первая попадется). Это такие не серые кардиналы при лидере, а на все готовые мальчики\девочки лишь бы быть в группе.
Так они по жизни и ищут себе авторитарных начальников\жен\детей, главное чтобы кто-то направлял (на таких пахать одно удовольствие, ибо безотказны внутренне). Или же наоборот, вообще не терпят ни одного взгляда в свою сторону, вспыльчивы, агрессивно защищают свою необъятную (ибо по сути-то свои границы они не знают) личную территорию.
Основной контингент авторитарных сект на мой взгляд.

Гм, я сознательно не пыталась вывести "психологию нации" из семейного анамнеза в прошлом посте. потому что мне кажется, что это не вполне связано.

Авторитарное воспитание из категории "я уже голодный или замерз?" - совсем не категория именно российского общества. В тех же средиземноморских странах, во всяком случае за Испанию и Италию ручаюсь, "мама мия" (ну или "мамма миа") категория еще более абсолютная. Именно здесь происходят немыслимые даже для России вещи, как, например, попытка подать в суд на мать со стороны 25-летнего сына за то, что она не купила ему автомобиль (да, все посмеялись, да, это прошло по новостям как пример курьеза, но думают тут так очень многие). И часто родители тут решают и вопрос профессионального выбора ребенка, и его досуга, и друзей, и вообще прислушиваться к мнению ребенка - это нововведение, которое массово появилось только последние лет двадцать (то есть эти дети еще не выросли). Однако, как мне кажется, отношение к собственному положению в мире гораздо более трезвое.

А у ребеночка, конечно, в любом случае каузальная аттрибуция будет нарушена, со всеми вытекающими. Жизнь с ним будет "случаться", а не он будет ее строить. Кстати, это очень хорошо проявилось в испанский кризис: я здесь до потолка прыгала, когда народ в один голос заявлял, что "да, очень трудно, мы все должны перетерпеть и дождаться, пока все образуется", и практически ни один хрен ни на телевидении, ни в аналитических статьях не сказал, что, может быть, для того, чтобы выбраться из кризиса, неплохо бы и самим что-то делать.

Поскольку предполагается, что психология практическая, то реально в СССР государство на значительной части своей территории было представлено весьма слабо. Если вы смотрели фильм "Холодное лето 53-го", то там в деревне единственный милиционер, которого убили в самом начале. Большая часть населения страны однако жила тогда в местах, где этот милиционер находился в соседней деревне километров за 30-40. До недавнего времени в селе (2000 жителей + дачники), куда я езжу отдыхать, был один участковый лейтенант, плюс школа, почта и аптека. В окрестных маленьких деревнях ничего подобного нет до сих пор. Дороги до них проселочные. Сейчас так живет относительно небольшая часть страны, а два поколения назад так жило большинство. Так что непонятно во что мы сейчас впадаем, то ли в детство, то ли в старческий маразм.

ему будет сложно решать самому, что он хочет, он будет оглядывается на чужое мнение и искать человека или группу, которые будут транслировать ему, кто он и чего хочет

либо он будет пассивен, будет плыть по течению и не видеть возможностей что-то поменять в своей жизни, будет говорить, что "просто жизнь такая".

в зоне самоидентификации и своих желаний у него будет слепое пятно, он не будет понимать, что передает ответственность за себя другим людям.

Edited at 2016-01-31 01:15 pm (UTC)

Не помню кто сказал:" Народ не умнеет и не стареет , он вечный ребенок" Все зависит от обстоятельств, политических экономических и проч. Максимум 1-2-3 поколения могут еще хранить какую-то живую историческую память - расстояние от деда до внука, когда еще возможен реальный контакт между поколениями.Вот на наших глазах испаряется память о "той войне" как о личной драме . Потому что почти не осталось людей, которые сами бы могли разговаривать по душам со своими близкими, участниками и очевидцами, о той войне. А книги и фильмы,даже документальные - это не то. Так что какой-то пласт народной памяти уходит и что придет ему на смену - бог весть.
И да, психология масс и отдельной личности - это 2 больше разницы.

Edited at 2016-01-31 01:15 pm (UTC)

ну мой дед только год назад заговорил о войне. а до этого молчал, уходил от вопросов

(no subject) (Anonymous) Expand
Вот вырос такой ребенок. В институте учится уже. И вдруг... папы-мамы не стало. Не важно по какой причине: умерли, уехали, рассорились в порыве подросткового бунта. Вот не стало. Сначала радостно кинется кушать то, чего хочется (пол года питаться копченой колбасой и мороженым, я таких людей знала), носить то, что хочется. Кто-то курить начинает, кто-то выпивать решает. Радостно пробуют свое "хочу" на вкус. От понятия "надо" открещиваются как только могут. Им чужое "надо" как красный флаг для быка становится. Мол, хватит! Я сам решаю, что надо! Чего хочу - того и надо!
Потом вокруг появляются непонятные личности. Сиюминутные-то желания у нашего подростка есть, а долгосрочного планирования жизни - нету. Ищет великовозрастный ребенок, кто бы жизнь наладил. А то ресурсы кончаются...

В переводе на госуровень Россия еще свою трешку в городе не прогуляла. Но брильянты бабушкины ужу уплыли странным личностям. На папиной машине кто-то ездит, но хоть какой-то доход с аренды. В ресторан ходить денег уже нету. Но она прошлой осенью съездила на дачу и уверена, что "ух какой огород весной посадит! И все там само вырастет!". Огородничать не умеет, но уверена, что это не трудно.
Уже свой ребенок есть. Но что с ним делать она еще не решила. Наверное, воспитывать надо. По какой-нибудь современной методике. Любить, это конечно. И еще по теории альфа-родительства. Или по Монтессори. Или по Вальдорфской системе. Ну только не так, как ее растили. Ни в коем случае. Потому что это всё было плохо (ну ей же сейчас как-то не очень. Значит воспитывали плохо.)

Красивая метафора! Спасибо! Я как раз вот про это…

был у меня трудный период когда я начинал жить отдельно и самостоятельно. трудно было начать самому принимать решения. ведь я привык делать либо то что говорят, либо на зло, типа протест. спасибо первой жене, в праильном направлении меня толкала.

да плохо встраиваются.
своего-то мнения нет ни по одному вопросу, а решать теперь некому.

а может взбунтуется и уйдет. бросит универ, снимет комнату, выйдет замуж....

Вероятно, после такого детства будет сложно:
- определиться со своими собственными настоящими желаниями, целями и способами их достижения;
- отстоять свои интересы, причем неизвестно, от кого их будет сложнее защитить, от родителей или от чужих людей.

Про сложность защиты от родителей - в точку :)