Вот совершенно маленький кусочек текста из материалов курса "Психотехнологии".
Здесь только наша собственная точка зрения на импринтинг, на механизм. Вся статья довольно большая, кому жутко любопытно, читайте вот здесь и здесь. Для нас данный механизм интересен, в первую очередь, как возможность редактировать ранний опыт, ранние поведенческие паттерны.
Итак, фрагмент про импринтинг.
Здесь только наша собственная точка зрения на импринтинг, на механизм. Вся статья довольно большая, кому жутко любопытно, читайте вот здесь и здесь. Для нас данный механизм интересен, в первую очередь, как возможность редактировать ранний опыт, ранние поведенческие паттерны.
Итак, фрагмент про импринтинг.
Нас интересует, в первую очередь, не столько структура импринта, его возможные периоды, сколько наличие такового механизма вообще в развитии человека. И для внесения некоторой ясности в изучении импринта предлагается, для начала, отказаться от использования некоторых терминов. К примеру, «травмирующее событие», «импринтная уязвимость» и т.п. Подобная драматизация явления скорее отражает личные особенности авторов научных трудов, чем объективную картину. Имеет смысл говорить лишь о импринтной сенситивности в определенные периоды развития человека. Так же следует отказаться от переноса в детский и младенческий возраст категорий мышления взрослого человека, тем более, если это абстракции высокого уровня.
Коротко нашу позицию можно представить в виде следующих тезисов:
- В психике и нейрофизиологии человека существует явление импринта – мгновенного усвоения фрагментов системы убеждений и ценностей, поведенческих паттернов, стратегий принятия решений (импринтных объектов).
- Максимальную чувствительность импринт имеет в момент рождения и плавно затухает к 5-7 годам. Полностью импринтная чувствительность не исчезает, и в любом возрасте могут произойти импринтные события.
- Импринт происходит там и тогда, где и когда у человека нет собственных убеждений, ценностей или поведенческих стратегий. Это означает, что в некотором смысле одной из причин затухания импринтной чувствительности является само явление: по мере взросления человека и освоения им окружающего пространства, по мере формирования системы убеждений, поведенческих навыков все меньше места остается для импринта.
- Импринт имеет, по крайней мере, два механизма:
- Прямой перенос фрагментов системы убеждений и поведенческих паттернов родительских фигур.
- Мгновенная выработка собственных стратегий принятия решений в условиях ограниченных ресурсов (стрессовые ситуации).
Явление импринта распространяется на следующие элементы личности человека:
- Поведенческие паттерны родительских фигур, без поддержки системой ценностей.
- Фрагменты системы ценностей и убеждений родительских фигур. Причем, это могут быть как базовые элементы, так и неактуальные в текущем возрасте. К примеру, гендерные отношения. Или отношения к деньгам или к социуму. Впечатываются в детстве, проявляются много позже. Здесь может быть противоположная ситуация: фрагменты системы ценностей впечатываются без соответствующих поведенческих паттернов.
- Собственные, выработанные в стрессовых ситуациях стратегии принятия решений и базовые убеждения.
И в период импринтной чувствительности, и в стрессовых ситуациях во взрослой жизни у человека оба полушария работают синхронно. Именно поэтому в результате интенсивных, но коротких по времени стрессов часто происходит переформирование системы базовых убеждений, то, что в обиходе называют «жизнь начинают заново».
Все элементы импринта на момент запечатления не являются ни плохими, ни хорошими. Они являются либо наиболее эффективными для выхода из стрессовой ситуации, либо наиболее яркими, что называется, впечатляющими. Причем, здесь речь идет не о выразительности поведения родительских фигур, а о наличии у ребенка более ранних впечатлений. Скажем так, на чистом листе любое цветное пятно будет гораздо заметнее, чем это же цветное пятно на красочном полотне.
Эффективность стратегии выхода из стрессовой ситуации определятся из ее контекста, из имеющихся в распоряжении ребенка ресурсов. Очень часто ситуации, вызвавшие стресс у человека в детстве, им самим в последующем воспринимаются как совершенно безобидные. Но новая точка зрения не освобождает от впечатанной стратегии.
Эффективность стратегии выхода из стрессовой ситуации определятся из ее контекста, из имеющихся в распоряжении ребенка ресурсов. Очень часто ситуации, вызвавшие стресс у человека в детстве, им самим в последующем воспринимаются как совершенно безобидные. Но новая точка зрения не освобождает от впечатанной стратегии.
К моменту сознательного возраста в целом формируется система убеждений, ценностей, механизм формирования ценностей, стратегии принятия решений и все-все, что является содержанием личности. Конечно, развитие личности продолжается и дальше, но все больше как надстройка над имеющейся структурой. И то, что человек получил в детстве, не плохое и не хорошее. Это в первую очередь, обеспечение его выживания (в самом широком смысле) в социуме в то время, когда происходило впечатывание. Это та система ценностей и убеждений, что обеспечила выживание и его родительских фигур. И уже взрослый человек, в принципе, может прожить с этим багажом всю жизнь вполне успешно и у него ни разу объективно может не возникнуть необходимость пересмотра своего детского опыта. А может возникнуть ситуация, когда необходимость принятия решения происходит на импринтном эмоциональном фоне, но та, детская, стратегия входит в конфликт с более поздними или ранними, другими ценностями. И человек либо раз за разом принимает неэффективные решения («стеклянный потолок», «фатальное невезение», «сизифов сценарий» и т.п.), либо «зависает» в неопределенности («экзистенциональная пустота», потеря смысла жизни и т.д.). Это и есть показание в применении техники реимпринтинга.
Конечно, явление импринта включает гораздо больше элементов, но это материал уже на целую книгу.
Подписаться