Previous Entry Share Next Entry
Прям целая теория!
gelena_s
Вот совершенно маленький кусочек текста из материалов курса "Психотехнологии".

Здесь только наша собственная точка зрения на импринтинг, на механизм. Вся статья довольно большая, кому жутко любопытно, читайте вот здесь и здесь. Для нас данный механизм интересен, в первую очередь, как возможность редактировать ранний опыт, ранние поведенческие паттерны.
Итак, фрагмент про импринтинг.
Нас интересует, в первую очередь, не столько структура импринта, его возможные периоды, сколько наличие такового механизма вообще в развитии человека. И для внесения некоторой ясности в изучении импринта предлагается, для начала, отказаться от использования некоторых терминов. К примеру, «травмирующее событие», «импринтная уязвимость» и т.п. Подобная драматизация явления скорее отражает личные особенности авторов научных трудов, чем объективную картину. Имеет смысл говорить лишь о импринтной сенситивности в определенные периоды развития человека. Так же следует отказаться от переноса в детский и младенческий возраст категорий мышления взрослого человека, тем более, если это абстракции высокого уровня.
Коротко нашу позицию можно представить в виде следующих тезисов:

  1. В психике и нейрофизиологии человека существует явление импринта – мгновенного усвоения фрагментов системы убеждений и ценностей, поведенческих паттернов, стратегий принятия решений (импринтных объектов).

  2. Максимальную чувствительность импринт имеет в момент рождения и плавно затухает к 5-7 годам. Полностью импринтная чувствительность не исчезает, и в любом возрасте могут произойти импринтные события.

  3. Импринт происходит там и тогда, где и когда у человека нет собственных убеждений, ценностей или поведенческих стратегий. Это означает, что в некотором смысле одной из причин затухания импринтной чувствительности является само явление: по мере взросления человека и освоения им окружающего пространства, по мере формирования системы убеждений, поведенческих навыков все меньше места остается для импринта.

  4. Импринт имеет, по крайней мере, два механизма:


  • Прямой перенос фрагментов системы убеждений и поведенческих паттернов родительских фигур.

  • Мгновенная выработка собственных стратегий принятия решений в условиях ограниченных ресурсов (стрессовые ситуации).

В любом случае, в основе импринта лежит эмоциональное восприятие окружения. Либо это эмоции родительских фигур, либо это эмоции самого человека в критической ситуации.

Явление импринта распространяется на следующие элементы личности человека:

  • Поведенческие паттерны родительских фигур, без поддержки системой ценностей.

  • Фрагменты системы ценностей и убеждений родительских фигур. Причем, это могут быть как базовые элементы, так и неактуальные в текущем возрасте. К примеру, гендерные отношения. Или отношения к деньгам или к социуму. Впечатываются в детстве, проявляются много позже. Здесь может быть противоположная ситуация: фрагменты системы ценностей впечатываются без соответствующих поведенческих паттернов.

Собственные, выработанные в стрессовых ситуациях стратегии принятия решений и базовые убеждения. И в период импринтной чувствительности, и в стрессовых ситуациях во взрослой жизни у человека оба полушария работают синхронно. Именно поэтому в результате интенсивных, но коротких по времени стрессов часто происходит переформирование системы базовых убеждений, то, что в обиходе называют «жизнь начинают заново».
Все элементы импринта на момент запечатления не являются ни плохими, ни хорошими. Они являются либо наиболее эффективными для выхода из стрессовой ситуации, либо наиболее яркими, что называется, впечатляющими. Причем, здесь речь идет не о выразительности поведения родительских фигур, а о наличии у ребенка более ранних впечатлений. Скажем так, на чистом листе любое цветное пятно будет гораздо заметнее, чем это же цветное пятно на красочном полотне. Эффективность стратегии выхода из стрессовой ситуации определятся из ее контекста, из имеющихся в распоряжении ребенка ресурсов. Очень часто ситуации, вызвавшие стресс у человека в детстве, им самим в последующем воспринимаются как совершенно безобидные. Но новая точка зрения не освобождает от впечатанной стратегии.
К моменту сознательного возраста в целом формируется система убеждений, ценностей, механизм формирования ценностей, стратегии принятия решений и все-все, что является содержанием личности. Конечно, развитие личности продолжается и дальше, но все больше как надстройка над имеющейся структурой. И то, что человек получил в детстве, не плохое и не хорошее. Это в первую очередь, обеспечение его выживания (в самом широком смысле) в социуме в то время, когда происходило впечатывание. Это та система ценностей и убеждений, что обеспечила выживание и его родительских фигур. И уже взрослый человек, в принципе, может прожить с этим багажом всю жизнь вполне успешно и у него ни разу объективно может не возникнуть необходимость пересмотра своего детского опыта. А может возникнуть ситуация, когда необходимость принятия решения происходит на импринтном эмоциональном фоне, но та, детская, стратегия входит в конфликт с более поздними или ранними, другими ценностями. И человек либо раз за разом принимает неэффективные решения («стеклянный потолок», «фатальное невезение», «сизифов сценарий» и т.п.), либо «зависает» в неопределенности («экзистенциональная пустота», потеря смысла жизни и т.д.). Это и есть показание в применении техники реимпринтинга.
Конечно, явление импринта включает гораздо больше элементов, но это материал уже на целую книгу.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про мудрость

    Было время, когда всякий раз, как мама делала мне замечание, мол, «все» не так, я вскидывалась со стремлением доказать, что она не права.…

  • Немножко святости

    Это уже общее место, о котором знают все: в диалоге собеседник вас не слышит. Он практически всегда слышит что-то свое, иногда имеющее мало чего…

  • Забодаю-забодаю!

    Часто в начале семинара про деньги ( кстати, напоминаю – 30 июня, места еще есть, приходите, пригодится) мы делаем одно простое упражнение.…


promo gelena_s май 23, 12:00 10
Buy for 10 000 tokens
У меня образовалась возможность сделать однодневный тренинг по денежной теме. Правда, зал будет на Павелецкой, он сами знаете, небольшой. Так что, кто успел, тот успел. Там мы постараемся пройтись по тем ограничениям в заработке, с которыми самостоятельно трудно справиться. Семинар будет…

  • 1
Огромное спасибо!

Пересказывание Фрейда на новый лад. Но почему впечатались именно эти паттерны, а другие проигнорированы?
Сама технология импринтинга у Оруэлла еще описана, в "1984". Что если человека долго бить - он во что угодно поверит.

какого именно произведения Фрейда?

Не какого-то именно произведения, я далек от обвинений в плагиате :) Но сама идея та же. "Это с вами в детстве что-то приключилось". В принципе, бесспорно, даже общее место. Но что, почему и как?

Спасибо, интересно


а нет расширенного понимания импринтинга - не с родительскими фигурами, а масштабнее - "страноведческий", "континентальный"?..

импринт штука страшная и животная.... В 90-е родителей так опустили, что купили в деревне дом завели корову. Теленка уносят после родов ... а потом стараются держать отдельно - иначе переломает, к кормушке не пустит... страшное дело. Корова не воспринимает теленка как ребенка...

СССР была страна вчерашних крестьян, которые это знают. Детей уносили в род доме, чтобы женщины спокойно работали. После кесарева такая же фигня. Умом мать понимает, но уже не любит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account