?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Увидеть невидимое
gelena_s
В перечне вариантов нового, альтернативного поведения, которые давали читатели, промелькнула тема предусмотрительности, тот самый задний ум, которым мы все крепки. Так вот, выдам страшную тайну: это качество развивается одним из самых последних. А у некоторых буксует всю жизнь. Или «переразвивается» до полного торможения любой деятельности, потому что «а вдруг и а если?»

Потому претензии к школьнику, что у него нет предусмотрительности, что он не думает о последствиях, сродни претензиям, что у него нет высшего образования и он не может кормить семью! Другими словами, очень преждевременны. У школьников  даже конец учебного года (а в младших классах даже окончание четверти) теряется в туманной дымке, так что все завывания родителей про армию и дворников воспринимаются только как белый шум и подтверждение того, что родители того, глупые зануды.

Да вы и сами, вспомните, когда у вас первый раз проснулось это качество, когда вам первый раз удалось вовремя "подстелить соломки"? И чем родители помогали в формировании такого качества, а чем мешали?



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Мотовство

    «С насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом» Помните эту строчку? А в чем «промотались» ваши родители?…

  • Пограничное

    Мы уже как-то разбирали, где проходят наши границы, в частности, границы нашего ближайшего пространства. Как вы думаете, границы тела и души…

  • Про дыру в душе

    В работе именно с клиентками очень часто, чуть ли не с первой встречи, вырисовывается главная причина и чрезмерного вклада в отношения, и…


promo gelena_s march 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
В 8 лет - после маминых криков про предпочтения вкусного. Я четко осознала, что если съесть шоколадку сегодня, то завтра ее не будет. Так у меня включилось предусмотрительное сознание.

Хм. Мне мама в том же возрасте объясняла что если шоколадку привыкнуть есть сегодня, то завтра она отложится на толстой попе, и очень трудно ее будет худеть, потому что "только молоденьким все так легко". :-)))

У нас в репертуаре еще было Мажь лицо нормально, не растягивай, а то морщины будут!

Помню момент, когда я сильно задумалась о том, как не задним числом, а именно в процессе нормальной деятельности предусматривать последствия.

Классе в 7-м у нас еще было рисование. Возможно, последний год, потому что мы рисовали что-то сложное, стереометрическое и многослойное. Но это происходило почему-то в самых случайных кабинетах.
В конце урока мы толпились вокруг учительского стола, чтобы сдать рисунки на проверку. А на окне рядом стоял жутко разросшийся кактус в крошечном горшочке.
Кто-то из одноклассников сбил кактус рюкзаком.
Я поймала его рукой%( и поставила обратно.
Кровоточащую ладонь зажала другой рукой, в которой был еще не сданный рисунок.

В итоге мне поставили 4 за грязь на рисунке (сам рисунок был сложен и хорош), а множественные ранки еще долго болели и очень плохо заживали.

Это натолкнуло меня на размышления, чем я думала, когда ловила никому не нужный кактус. Пришла к выводу, что ничем:)) и что надо бы развивать это что-то, чтобы не страдать сразу много из-за одного неверного движения.

Развилось, наверно, годам к 30, исключительно на личном опыте, а родители может и хотели помочь, но так как у них была слишком бурная реакция на все и неспособность разговаривать спокойным голосом, я не воспринимала их, научалась полностью от них отключаться

Довольно рано) Спасибо папе-алкоголику XDDDDDDD
Каждая четверть как смертный бой на пятерки д.б, ибо летом нужно уезжать к родственникам в крым, а содержание (довольствие и более легкая дорога) зависели от оценок. Плюс лет с 14 я ездила туда не одна, а в нагрузку с племянниками двоюродными и всю еду\маршрут (с двумя пересадками) приходилось считать самой, ибо папа вечно пьян и ни за что не отвечает.
Так же как и возвращение, ибо ему было норм вернуться в сент\окт, а у меня школа и оценки опять же. Приходилось гнать его покупать билеты заранее на обр поезд, планировать жрачку)
Если бы осталась с сестрами жить - никакого заднего ума не было бы, ибо вся инициатива на корню рубилась и твое мнение ваще ничего не играло. При этом свой задний ум у них не шибко развит, как оказалось уже сейчас)

Да как-то само собой развилось. Помню момент, когда с мамой лет в десять едем на море. Садимся в вагон, она достает тряпочку из пакетика и сначала протирает столик и полки.
И потом, каждый раз при поездке или банальном походе в магазин меня спрашивали: Вот сейчас мы идем закупать продукты на неделю/будем в поезде двое суток/палатке ночь. Что нам понадобится, без чего можно обойтись?
И так каждый раз при выходе из дома. Что понадобится, не забыла ли очки - но как-то совершенно ненавязчиво.
Помню, что рюкзак класса с пятого точно сама собирала. Пятый курс университета - первая полностью самостоятельно подготовленная и организованная поездка, от университетских бумаг до чемоданы.
То есть, я на живом примере всю жизнь видела эту предусмотрительность, и неосознанно копировала.

Первое осознанное, стыдно сказать, в 31 год. Когда я переехала от родителей во второй раз и сама (а не к мужу, как в первый) отвечала за свое жилье.
Родители всегда настаивали, что их надо слушать, так как они старше, мудрее, опыта жизненного больше и так далее по списку.
В итоге я фактически отвоевала право на "принять решение самой" за что на меня до сих пор обижаются и упрекают и фактом и решениями.



Edited at 2015-09-11 11:39 am (UTC)

разве это "соломка"? больше похоже на открытую демонстрацию сепарации от родительской семьи.

А у меня комплекс: я стесняюсь использовать свой задний ум. Он даже не всегда мой получается, что--то подсмотрела, что-то прочитала, проанализировала но во многих местах воз и нине там, или "грабли любимые". А есть какие то уже смешные затыки, вроде приготовить одежду с вечера или еще что вроде этого. И какая то примесь паники - айййай , сделаю всё нормально не налажаю.
Про задний ум рассказывала бабушка по папе как учила тётю: вот мол я не всему могу тебя научить, ты смотри как люди делают, спрашивай, слушай.
Свой задний ум использовать начала в 16 когда переехала жить в общежитие. Дома инициативу давили даже в простых вещах.


Edited at 2015-09-11 12:07 pm (UTC)

бабушка с мамой, наверное, и старались, особенно бабушка, кричали, что если я убирать свои вещи не буду, то будущий муж меня, неряху такую, выгонит (не выгнал, наоборот, я еще чистюля по сравнению))... что грязью зарасту... что если сыр дорогой покупать буду, то в трубу вылечу (потом сами такой стали есть) и т.д. все больше какие-то негативные прогнозы, чем реальное воспитание этого умения... но с другой стороны, жили мы очень бедно, я видела, как бабушка все планирует и просчитывает, поэтому что-то и копировала, и особых проблем с этим у меня нет в бытовом плане, а вот на более высоких уровнях, воспитание, проблемы выбора и т.п - тут сложно, об этом у нас не принято было задумываться.

Рано, в районе средней школы, когда поняла, что с одноклассниками придется дружить, чтобы не стать изгоем и не отстать по учебе. Вообще сверхтревожная бабушка у меня способствовала тому, чтобы подумать заранее, потому что "а вдруг..." Не разу этому не рада, честно говоря, много себя накручиваю там где не надо и напрягаюсь сильно. Сейчас учусь расслабляться и делать все ненапрягась и наслаждаясь процессом. Все на свете не предусмотришь.

когда появилось- убей не помню, но давно, кмк.
может когда ребенка первого родила, может позже.
теперь мучаю мужа своей предусмотрительностью, у него ее нетути))

У нас в семье вообще было сплошное ожидание конца света)).Так что у меня был перекос в другую сторону. Мне пришлось развивать в себе способность плюнуть на эту соломку и положится на господа Бога,который если не выдаст,то и свинья не съесть. Не знаю, что лучше - слишком много "соломки" или ее отсутствие.

Плюс многа-многа :)))

///все завывания родителей про армию и дворников воспринимаются только как белый шум

Это, хе-хе, безусловно. Но все же

Потому претензии к школьнику, что у него нет предусмотрительности, что он не думает о последствиях

не в виде претензий, а в виде ожиданий, имхо, вполне имеют право быть. Ребенок вполне может сложить два и два, если оно наглядно.

Со старшим я, намаявшись уже ко второму классу гоняться за ним с песней "учи уроки" и ссаной тряпкой наперевес, просто сделала (он диктовал, я помогала оформить) очень наглядное дерево смыслов, где ствол - основная цель (в нашем случае он хочет быть инженером, предпочтительно конструктором машин или разработчиком космических кораблей), ветки - ништяки от этой цели, а корни - этапы и задачи на пути к цели (выучиться в хорошем вузе, для этого хорошо учиться в школе, для этого вот прямо сейчас подтянуть математику, для этого не забывать делать уроки). Так вот, такая наглядность у нас сразу все конфликты сняла, достаточно ткнуть пальчиком в ветку и сразу понятно, о чем мама переживает. Дерево продолжает дорабатываться, он туда новые варианты подклеивает, уточняет (скажем, с весны он уже написал конкретные университеты, в которых хочет учиться, и развесил фотографии известных выпускников этих университетов и самых лучших разработок). И все с интересом и по доброй воле, с минимальной коррекцией уже с моей стороны.

То есть не "ааа, а то дворником будешь", а "Хочешь, золотко, в MIT? учи английский!"

Канеш, есть еще существенные вещи, которые он не связывает с темой и не хочет делать (скажем, пока ему кажется, что главное понять, а что он делает все вопиюще неаккуратно, он пытается игнорировать и обижается на меня и на учителей, что ему за это снижают баллы). Также есть проблемы с пониманием допустимого качества работы или сроков (он может искренне считать, что сев в 9.00 вечера за уроки, успеет их выучить). Но думаю, по мере приобретения опыта и это придет. В разумных рамках специально позволяю ему ошибаться.

ух ты ... такоооее даже не все взрослые могут. И цели поставить и дерево порисовать :) молодцы вы оба.

Ну, вдвоем-то оно легче. И тем более, все это на самом деле-то упрощено до предела. Это для 8-летнего малыша можно прописать самые очевидные шаги (необходимость учебы) и все. Если бы я рисовала бы это для, скажем, выпускника школы, там бы встало много сложностей - в каком вузе учеба по карману, какая кафедра самая престижная, действительно ли на данную профессию есть спрос и т.д., и на эти вопросы с бухты-барахты не ответишь. Но для восьмилетки достаточно и общечеловеческой компетентности взрослого, чтобы объяснить настолько, чтобы он понял общую идею и стало ясно, что делать на данном этапе.

Ия! ия!!! ия завидую Вашему сыну :)

Ну, я маманя своеобразная... не знаю, завидовать ему или сочувствовать. ему не всегда со мной легко

хочется предусмотреть всё, естественно, не получается, предусматриваю только жизненно необходимое: что поесть и время на поспать.

- когда у вас первый раз проснулось это качество, когда вам первый раз удалось вовремя "подстелить соломки"?
- первый раз не помню, думаю в школьном периоде, когда у родителей отвалилась необходимость хоть как-то следить за готовностью уроков, класс 5 или 6. Да и этот "задний ум" очень неравномерно сформировался. В тех областях, где уровень высок, соломка сама стелется, как скатерть самобранка. А вот там, где практического опыта мало, до сих пор бывают проколы. Но это поправимо, нашлось универсальное средство.

- И чем родители помогали в формировании такого качества, а чем мешали?
- Мама сильно много "белого шума" генерировала.

Вот только сейчас формируется потихоньку:)

Раньше я КАЗАЛАСЬ человеком с очень развитой предусмотрительностью, но при первом же кризисе выяснилось, что я просто всегда занималась только очень любимыми вещами (в том числе и учёбой). Если тебе нравится процесс, позитивные итоги получаются сами, а до негативных ты не добираешься, потому что не отлыниваешь.

Сейчас пытаюсь создать баланс между "настоящей" предусмотрительностью и любовью к тому, чем занимаюсь в жизни.

У меня предусмотрительность какая то избирательная. Где то ее много и она довольно рано развилась. Где то маловато. Разные виды предусмотрительности развивались в разном возрасте. Судя по тому, что в раннем детстве у меня не было серьезных травм, осторожность была мне присуща уже до школы и в первых класах.) Вообще вся зона ответственности в школьное время была ясна и причинно следственные связи более-менее. Основные шишки пришлось набивать после школы. Некоторые вещи родители просто не обьясняли, темы такой не было, поэтому предусмотрительность, а скорее, осторожность иногда выручала, а иногда ее просто не было. И "шестое чувство" часто выручает в опасных ситуациях.


Чувствую себя здесь белой вороной. Ибо предусмотрительная я сколько себя помню, а память моя начинается с двухлетнего возраста. Не знаю, врождённое это качество или развитое моей мамой, воспитательницей и по профессии и просто от природы. Я всегда видела причинно-следственные связи и наиболее возможные вероятности развития событий. Маме не приходилось изрекать сентенции вроде "не трогай — обожжёшься", я всё это и без того понимала. Наверное поэтому, несмотря на хулиганистое детство, за все годы сознательного возраста у меня никогда не было травм серьёзнее синяков и пары мелких шрамов на лице (предусмотреть встречу моего лба с углом банкетки было нереально: даже медики прифигели, узнав, что я расшибла лоб до состояния "надо зашивать", всего лишь наклонившись, чтобы завязать шнурки!).
В три года мама уже доверяла мне иголку и "взрослые" ножницы (специальные детские были настолько тупыми, что никаких нервов не хватит ими пользоваться). Конечно, на всякий случай она была рядом, однако параллельно занималась своими делами, не боясь, что я засуну иголку в нос или палец себе отрежу. За двадцать лет, прошедшие с того времени, я ни разу не порезалась ножницами (а кухонным ножом хоть и резалась, но несерьёзно и крайне редко) и не укололась иголкой до крови. В пять мне уже доверяли тяжёлый отцовский молоток, и я ни разу не попала себе по пальцам, даром что забивать гвозди обожаю до сих пор. С первого класса сама собирала портфель, более того: остающиеся дома учебники я раскладывала по принципу "математика у нас завтра будет, поэтому её на верх стопки, а вот естествознание аж в понедельник, так что полежит внизу". Я долгое время была отличницей, так что меня редко спрашивали, однако я ни разу не думала "ой, не буду я делать домашку, меня всё равно не спросят".
Сколько себя помню, у меня в голове всегда моделировались все возможные ситуации, которые могут возникнуть в текущих условиях. Впервые прошла по неограждённому берегу около пристани — продумала последовательность действий на случай падения в воду и вариации на тему "а если это будет зимой и я буду в шубе и тяжёлых ботинках". Узнала о таком понятии, как смерть — продумала, что я буду делать в случае гибели любого из близких: к кому из взрослых обратиться за помощью, с кем остаться жить и т.д. Собираясь зажечь свечку (у нас в то время часто отключали электричество), заранее подготавливала ковшик воды, чтобы, если вдруг я её уроню (вероятность относительно велика, т.к. я довольно неловкая) залить огонь, пока он ещё мелкий и не успел перекинуться на окружающие предметы, плюс ставила свечку подальше от легковоспламеняемых материалов. Возвращаясь домой по тёмной улице, я расслаблена, потому что, случись мне встретить какого-нибудь маньяка, независимо от точки маршрута я знаю, куда бежать, где наиболее людное место, что кричать, как сжать связку ключей на манер кастета и куда эффективней бить, если убежать не получилось (бегаю я всё-таки плохо) и прочее в том же духе.

После этих строк незнакомому со мной человеку может показаться, будто я всегда напряжена или всего боюсь. Самое забавное, что всё наоборот. Обычно я не испытываю страха как такового, всего лишь разумом, без эмоций, допускаю вероятность возникновения определённой неприятной либо опасной ситуации. И за счёт того, что на подавляющее большинство ситуаций у меня есть план, а ещё план Б, план В и так далее до конца алфавита, пока подобная ситуация не наступила, я могу себе позволить расслабиться: ведь если что-то пойдёт не так, я не впаду в ступор, что может быть весьма опасным, а моментально начну действовать согласно наиболее подходящему плану.

У меня наверное самый яркий пример = котята. Они были всегда, все мое детстов, и мне мама объясгяла, что котят надо растить чистоплотными, непуганными и социальными, иначе во-первых не раздашь, во-вторых в новой семье у них не будет счастья. Поэтому я с самых ранних лет помогала приучать их к песочку и "социализировала", потому что мне же потом предсотяло искать им хозяев. так же мне вообще открыто заявляли с появлением каждого выводка, что их не утопят только при условии, что я потом самолично всех раздам. :-) Это очень повышает мотивацию - я не знаю, сколько сотен котят я в детстве раздала успешно, но очень много.

А еще вот с весом - мне мама с довольно раннего возраста объясняла, что если доберешься до определенного веса, похудеть почти невозможно, т.к. для этого нужны будут такие нечеловеческие усилия, которых от людей и ждать-то - варварство. Поэтому надо следить за весом до этого, пока он таким не стал. (Она это твердила, т.к. было видно, что я пошла в бабушку, а бабушка всю жизнь была необъятная.) Мама своего добилась: я ни разу не перевалила через точку невозврата. И пару раз, когда начинала очень уж раздаваться, с ее активной помощью быстренько приводила вес в порядок, "пока не стало хуже". Правда психолог считает, что мои очень непростые отношения с едой выросли оттуда. Да и тот факт, что я в результате заболела болезнью, которая принесла мне самую строгую диету на свете. Но зато вес - какой надо. :-)

  • 1