?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пока не поздно
gelena_s
Кто читал пост про помощь родителей своим детям школьникам, наверняка заметил, что есть всякие воспоминания. Для кого-то это действительно была полезная помощь, для кого-то скорее помеха. Так вот, пока помню, хочу кое-чем поделиться.


Для тех родителей первоклашек, мам или даже пап, кто взял отпуск для того, что бы быть с ребенком рядом, пока он адаптируется к школе, хочу дать несколько рекомендаций. Впрочем, это пригодится всем.

Прочтите Эрика Эриксона про этапы взросления ребенка и Симеона Соловейчика "Учение с Увлечением". Очень пригодится, что бы дров не наломать.

Когда помогаете в обучении, помните, что отмечаете именно то, что получилось, а не то, что не получилось. Например, отмечаете те буквы, которые написаны более-менее прилично, а не те, которые получились плохо.

Если ребенок плохо написал пропись, то не заставляйте переписывать, а идете с ним на кухню перебирать и разделять крупу (работаете мачехой Золушки, причем, специально смешиваете рис и пшено, но не злоупотребляйте!). Тогда назавтра он напишет лучше. А вот если заставите переписывать, то только воспитаете неприязнь к выполнению домашнего задания. И закрепите навык плохого письма.

Еще помните, что работоспособность детей в этом возрасте очень быстро заканчивается, потому больше десяти минут подряд писать не заставляйте. Потом сами отвлеките и займите активными движениями: попрыгайте, поразминайтесь, побегайте. Не стремитесь выжать из ребенка «еще две строчечки, и закончим». Так только хуже, они могут и получиться совсем кривыми.

Про сборку портфеля. Попробуйте с ребенком нарисовать в картинках и повесить у стола все, что надо положить в портфель. Первое время проверяйте с ним сразу после приготовления уроков, а потом, к концу отпуска, доведите этот навык до самостоятельного контроля. Но если уж чего-то забудет, то плюньте, пусть это будет его ответственностью.

Мне с младшим учительница жаловалась, что он забывает что-то в школу взять, я отвечала: ну что ж делать, еще не научился. Она обижалась, требовала, чтоб я портфель собирала, я отбрыкивалась, что он сам должен научиться. Время показало, что права я: сын к старшим классам полностью взял ответственность за свою учебу, а у некоторых его одноклассников мамы все еще собирали детям сумки.

И вообще, поспокойнее относитесь к удачам и неудачам ребенка. Сейчас важнее сохранить эмоциональный контакт и помочь привыкнуть к школе, чем получить какие-то знания или признание учителей, что он ребенок, удобный для обучения. Помните: цыплят по осени считают, а те, кто в младших классах были отличниками, совсем не всегда суперуспешны в жизни, зато невротиков среди них вагон и маленькая тележка.

Да, с чтением вслух тоже не насилуйте, лучше наперегонки скороговорки тренируйте, будет лучше читать, проверено! Еще у меня на сайте висит упражнение " Алфавит", очень советую делать до приготовления уроков. И если в решениях задач возникли какие-то трудности, помогает школьникам настроиться на поиск решения.

Ну вот, пожалуй, и все на сегодня, остальное спрашивайте.



Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Начать сначала

    И еще одно продолжение вчерашних тем. Вообще-то, тут много где «собака порылась», всевозмодных аспектов множество. Я, кажется, уже не…

  • Продолжение

    И в продолжение вчерашнего упражнения попробуйте нарисовать свою линию жизни, так сказать, во времени и пространстве. Возьмите какое-либо…

  • Про прыжок с парашютом

    Вчера комментаторы точно ответили, что прыжок в неизвестность - это о готовности к переменам. И не важно, какая конкретно это перемена, главное,…


promo gelena_s march 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Алфавит не хочет скачиваться :(

он скачивается автоматически, быстро и незаметно :) проверьте папку с загрузками.

к сожалению - нет. я проверяла :)))

странно, конечно, я вот только что скачал.
если хотите, дайте в личку почту, вышлю.
а синюю кнопку, что на все согласны, нажимали? закачка идет сразу после этого.

как интересно! до этого вообще ничего не происходило - т.е. ничего не менялось и все. а сейчас появилось окошко и все скачалось :) вы - волшебник, спасибо

Вот ваще, ни в одном глазу, не хочется отдавать ребенка в школу. После таких советов и тем более.

не отдавайте, учитесь дома, это законодательно разрешено. а чем плохи советы?

***
Мне с младшим учительница жаловалась, что он забывает что-то в школу взять, я отвечала: ну что ж делать, еще не научился. Она обижалась, требовала, чтоб я портфель собирала, я отбрыкивалась, что он сам должен научиться. Время показало, что права я: сын к старшим классам полностью взял ответственность за свою учебу, а у некоторых его одноклассников мамы все еще собирали детям сумки.
***
отлить в граните.

причем применимо к людям любого возраста и любым жизненным вопросам.

Ну да, считают-то цыплят, может, и по осени, но если их не кормить, не поить и не оберегать, осенью заведомо считать будет некого! Да, "взошли хлеба -- не дивись, налились хлеба -- не хвались, хлеб на току -- про урожай толкуй" сказано верно, но если не вспахать и не засеять поле ещё весной, урожая уж точно не будет.

А суперуспешных людей в мире вообще считанные единицы, полагаю, что невротиков уж заведомо в миллионы раз больше не только среди тех, кто-когда был отличниками, но и среди всех людей вообще. Да если и ребёнок, не будучи невротиком, вырастет, например, маргиналом, тоже радости мало!

@ Если ребенок плохо написал пропись, то не заставляйте переписывать, а идете с ним на кухню перебирать и разделять крупу (работаете мачехой Золушки, причем, специально смешиваете рис и пшено, но не злоупотребляйте!). Тогда назавтра он напишет лучше. @

Даже если и так, то всё-таки не поэтому, а либо потому, что сегодня ему мешала усталость, либо потому, что для осмысления сегодняшнего опыта ребёнку требуется время. Ну а специально смешать крупу и потребовать от ребёнка её разобрать -- это, мне кажется, по отношению к нему унизительно.

И если не говорить ребёнку, что какие-то буквы получились плохо, с чего он вообще будет это исправлять? По умолчанию он будет считать, что всё нормально и так.

@ лучше наперегонки скороговорки тренируйте @

Наперегонки уж точно не выйдет: ребёнку проще произнести дурацкую фразу, не вникая в её смысл, а взрослый хотя бы в какой-то мере приучен думать, что говорит, тем более в присутствии ребёнка, и ему, чтоб сказать что-нибудь вроде "Мы лещей у ели ели, еле-еле их доели" гораздо труднее: во-первых, никаких лещей возле ели они не не ели, и ребёнок это знает, во-вторых, даже если бы такое и случилось бы, почему тех лещей надо было бы доедать через силу?

"И если не говорить ребёнку, что какие-то буквы получились плохо, с чего он вообще будет это исправлять? По умолчанию он будет считать, что всё нормально и так."
Не знаю, как, но это работает. Вернее, с моей старшей работает ТОЛЬКО это. Если тыкать на недостатки, будет полный отказ от дальнейших занятий. Если обращать внимание на то, что получилось хорошо (или хотя бы просто получилось - в зависимости от ситуации), то все остальное подтягивается до необходимого уровня.

Не знаю, как вас, но меня ужасно раздражает, если муж за вкусным ужином (которого по две порции уже съели и дети, и гости) говорит не о том, что еда вкусная, а о том, чего не хватает в блюде, чтоб оно стало идеальным (по крайней мере, если я об этом не спрашивала).

Да работает все очень просто. Есть позитивная мотивация- стремление к чему то, что нравится. Есть негативная- Не сделать так, чтоб было плохо. Их называют мотивация-К, и мотивация - От. Негативня попримитивнее, но не всегда ведет к цели. На примере букв, если ребенку показывать те буквы, что не получились, он может не начать стараться их лучше писать, а врать, что не задали, ( даже руку сломать- был пример). А когда показываешь те, что хорошо вышли, у него есть образец того, куда растии уже пример того, что он справился.

Позитивная мотивация в советские времена была не в моде. Или не использовалась - а зря. Вывод - пробовать.

Edited at 2015-09-01 11:11 am (UTC)

Еще очень важно, имхо, ориентировать ребенка не на оценку учителя, а на собственное мнение и умение понимать, каков результат работы. То есть если "старался, сделал как мог, но тройка", это ценней, чем "левой пяткой, но сошло, в результате пятерка". В первом случае хвалим, акцентируем внимание на том, что получилось хорошо, думаем, как это повыгоднее представить и доработать в следующий раз, а во втором без эмоций.

Детям это очень трудно усвоить, вся школа направлена на то, чтобы ориентировать на внешнее оценивание. Однако разница между тем, кто сам понимает, что он знает, а что нет, и тем, кто "сдает на пятерку все знания без остатка", к чуть более старшему возрасту бывает совсем не в пользу последних.

Ну и еще - школа невротизирует нехило. То есть двойка, запись в дневник для ребенка, особенно если в целом дитя умное, успешное и достаточно нормативное, может быть смертным ужасом. Я снимала невротизацию тем, что мы со старшим, например, первую гневную запись в дневнике даже отмечали в макдональдсе с девизом "ни один ребенок мимо этого не прошел, теперь ты уже точно получил боевое крещение!".

Ну и про крупу... меня ужаснуло, если честно. то есть идея дать другое упражнение на мелкую моторику, чтобы негативные эмоции не связывались с прописью, хороша, но вот так... это ж явный мартышкин труд, причем и ребенок понимает, что это мартышкин труд. примерно как салаг в армии заставляют зубной щеткой унитаз чистить. Я все же думаю, что задание должно быть в любом случае осмысленным. Ну, выложить те же буквы мелкой-мелкой мозаикой, например....

Edited at 2015-08-31 04:41 pm (UTC)

Ну многим детям играть в Зрлушку на время нравится, так что как подать. Но, конечно, можно и другие игры, но предметы желательно должны быть действительно очень мелкие и твердые.

Если только в игровой форме, то да... а если как полунаказание, то вряд ли.

Мы аналогично действовали с японскими иероглифами: те, которые старший не мог детально запомнить и красиво написать, мы копировали из интернета крупно и толсто и вырезали из бумаги по контуру, а потом приклеивали на большой ватманский лист, который висел перед глазами. Так и запоминал, и желания профилонить из категории "я этот иероглиф написать хорошо не могу, так что проедем" не было. А с обычными прописями я не билась - почерк у него изначально был жутко корявый, но разборчивый, у учителя претензий не было. но может, зря, т.к. сейчас у него и не шибко разборчивый, и еще более корявый :) ... Только по-японски пишет хорошо.

у современных детей есть прекрасная альтернатива - плетение из резиночек rainbow loom bands
http://i.ytimg.com/vi/UKWPrmocqZ0/sddefault.jpg
http://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2015-07/braslet-z-gumok-ribyachiy-hvst_3812.jpeg
http://cs628121.vk.me/u11989555/video/l_01d866fb.jpg
и заставлять не надо :) только время от времени подкидывай новый ролик с новой техникой плетения, да резинок подкупай :)))) плетут и мальчики, и девочки
и это если не вспоминать стикерные мозаики, термомозаику, крупный бисер на проволоке, сборку моделек, мелкий лего, металлический конструктор с винтиками, плетение фенечек из ниток, плетение мандал, плетение шнуров, игры с веревочками, квилинг и т.п., и т.д.
найти занятие по душе и для пальчиков - запросто!
и да, совершенно согласна, что играть с крупой, разбирать, перебирать, если хорошо подать - очень даже нравится детям

Спасибо! Про резиночки слышала только. А остальное все действительно работает, а по работе с детьми( когда старший учился в школе при институте дефектологии) просто больше к играм с крупами и привыкла. Неопасно и удобно, все под рукой. Да и дети возятся с удовольствием. Еще и картины на манке рисовали и панно из круп выкладывали.

Есть такие упаковки-наборы разных бобовых для супа, они все такие яркие и красивые, что самой хочется пощупать и перебрать) и не мама специально смешала, а так продается).


Наверное, тут от ребенка еще зависит. Мои (возможно, в силу южного темперамента) к заданиям на мелкую моторику в принципе готовы исключительно ради большой и внятной цели, типа "подарок папе" или "чтобы потом всю жизнь на стене висело", сам процесс их не увлекает. Для них просто разбирать крупу было бы даже унизительно и предельно скучно - это типа откровенного наказания.

Плюсую про резиночки)
Я думала мальчика не затянешь, а оказалось столько инструкций к его любимым героям (из книг, мультиков и игр), что даже наоборот. Садимся вместе - и синхронно вяжем. Он тренируется, а я стресс после работы снимаю.

Очень правильно Вы всё написали, поддерживаю. Главное - мирная, доброжелательная обстановка дома и никаких истерик. Когда моя дочка ходила в началку, я поддавалась панике и всеобщей истерии. Моя подруга, учительница со стажем, предупредила меня сразу, что учиться в нашей школе дети САМИ не могут, что родители должны помогать в обязательном порядке. Но, помогать нужно с пользой, не унижая и не вешая ярлыков.

Если дети не знают, что они не должны мочь, то проблем бы не было?

Простите? Не совсем понятно.

Я , видимо, неверно поняла - если ребенку не говорить, что он не сможет, то он не будет этого знать и вполне себе играчи сделает, а если убеждать в его немощи по какому-то предмету, то фомируется беспомощность ,я так думаю. А если заявляется, что родители должны помогать - я просто реалий не знаю, может такие программы хитроумные с дальними целями, непонятно какими, где ребенок ставится в беспомощное положение.

Программы не просто "хитроумные" как Вы выражаетесь, а безграмотные и невыполнимые заранее. Когда моя дочь училась в Москве в началке, мне пришлось бросить работу и не потому, что она у меня дурочка, а потому, что столько задавали на дом, что не реально было сделать уроки вообще. Причем вся эта "свистопляска" начиналась в первом классе.

Дело не в том, могут дети или нет, а в том, что концепция современного образования подразумевает обязательное участие родителей в этом.
Нам в школе постоянно в начальных классах это твердили. Детям даются не только те задания, которые они сами могут выполнить, но и те, которые они должны сделать с родителями.
Я честно пыталась не вмешиваться в учебу дочери, но вот результатом оказалось то, что потребовалось наверстывать пропущенное. Хотя ранец она сама собирала с 1 класса, а сменку умудрился потерять папа, встречая ее из школы. И занималась она с логопедом до школы, что очень помогло в 1 классе.

.... участие родителей в учебном процессе... под этот шумок учителя ничего и делать не хотят уже, всё на родителей свалили. Никого не хочу обижать...

  • 1