?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Окончание про обучение
gelena_s
Постараюсь сейчас дописать про кривую Бандуры. Картинку посмотрите здесь или здесь.

Помните, 1-я точка регресса – это результат попыток перенести свежие знания в опыт. Соответственно, первый барьер преодоления называется «кризисом преднаучения», когда знания еще не прижились в теле.


Хорошо, после того как вы методично и последовательно «вживляли» в тело все полученные знания, вы наконец, достигаете нормального уровня профессионала. Наконец вы стали тем, что написано про вас в дипломе. И дальше следует некоторое плато: процесс эксплуатации полученных знаний и их более глубокого изучения. Ну да, вы теперь владеете темой, знаете много тонкостей в профессии и новые знания не так много вам добавляют. Рутина, в общем.

И вот эта рутина для очень многих специалистов становится своеобразной ловушкой. А именно – формируется профессиональная привычка. Работаем только на одну тему и только одним инструментом. «Я специалист по пуговицам, а вам надо к специалисту по петлям». Работаем только с фобичкой и только одним, проверенным, доведенным до совершенства, но – единственным методом. Учим одному языку по одной технологии. Зубы лечим только буром и только угловым. Стихи – только ямбом, картины – на одну тему и только карандашом, здания у нас узнаваемы, как и клиенты после стрижки.

В итоге, при относительном развитии одного навыка, одного направления в профессии, остальные возможные приходят в упадок. И общий уровень человека как профессионала тоже. Это место в графике называется 2-я точка регрессии и последующая за ним яма в уровне компетенции.

И выход из этой ямы требует очень больших усилий. Собственно, выход заключается в том, что бы искусственно осваивать и совершенствовать новые или хорошо забытые старые школы, направления и технологии. Вплоть до того, что начинать изучать что-то совсем новое, не имеющее к нынешней области знаний ничего общего. Художнику – бухгалтерию или, например, программирование. Программисту – психологию, историку – математику, психологу – физику. И тому подобное. А уж рядом стоящих специальностей в каждой профессии не счесть. И такое обучение дает хороший эффект уже сразу: сохраняется высокий уровень в одной профессии и осваивается новая.

И вот тогда, когда человек становится специалистом хотя бы в двух областях, профессиях сразу, наступает синергетический эффект: знания, навыки и технологии из одной профессии переносятся в другую, две или больше профессиональных области интегрируются между собой. И дают еще один подъем компетенции.

Ага, вопрос: а можете похвастаться вот таким синергетическим эффектом? Не обязательно это должен быть тракторист-филолог, гораздо чаще встречается такое в близких профессиях. Например, когда психолог осваивает несколько школ терапии, художник – несколько жанров и т.п.


Подписаться

Recent Posts from This Journal

  • Про фазовый сдвиг

    Забавно, но чтобы подробно ответить на поставленный в прошлом посте вопрос, почему мужчины волынят при женских просьбах, придется возвращаться к…

  • Где я, а где завтра?

    И вот еще упражнение от Николая Дмитриевича Линде. Очень мне нравится! Представьте перед собой три стула, можете реально поставить стулья или…

  • Продолжение игр

    со словами, начатых в прошлых постах, тут и тут. Теперь выберите из каждого набора ассоциативных слов пары: одно из списка…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Вот это, по-моему, потрясающее наблюдение.

  • 1