gelena_s (gelena_s) wrote,
gelena_s
gelena_s

Categories:

Окончание про обучение

Постараюсь сейчас дописать про кривую Бандуры. Картинку посмотрите здесь или здесь.

Помните, 1-я точка регресса – это результат попыток перенести свежие знания в опыт. Соответственно, первый барьер преодоления называется «кризисом преднаучения», когда знания еще не прижились в теле.


Хорошо, после того как вы методично и последовательно «вживляли» в тело все полученные знания, вы наконец, достигаете нормального уровня профессионала. Наконец вы стали тем, что написано про вас в дипломе. И дальше следует некоторое плато: процесс эксплуатации полученных знаний и их более глубокого изучения. Ну да, вы теперь владеете темой, знаете много тонкостей в профессии и новые знания не так много вам добавляют. Рутина, в общем.

И вот эта рутина для очень многих специалистов становится своеобразной ловушкой. А именно – формируется профессиональная привычка. Работаем только на одну тему и только одним инструментом. «Я специалист по пуговицам, а вам надо к специалисту по петлям». Работаем только с фобичкой и только одним, проверенным, доведенным до совершенства, но – единственным методом. Учим одному языку по одной технологии. Зубы лечим только буром и только угловым. Стихи – только ямбом, картины – на одну тему и только карандашом, здания у нас узнаваемы, как и клиенты после стрижки.

В итоге, при относительном развитии одного навыка, одного направления в профессии, остальные возможные приходят в упадок. И общий уровень человека как профессионала тоже. Это место в графике называется 2-я точка регрессии и последующая за ним яма в уровне компетенции.

И выход из этой ямы требует очень больших усилий. Собственно, выход заключается в том, что бы искусственно осваивать и совершенствовать новые или хорошо забытые старые школы, направления и технологии. Вплоть до того, что начинать изучать что-то совсем новое, не имеющее к нынешней области знаний ничего общего. Художнику – бухгалтерию или, например, программирование. Программисту – психологию, историку – математику, психологу – физику. И тому подобное. А уж рядом стоящих специальностей в каждой профессии не счесть. И такое обучение дает хороший эффект уже сразу: сохраняется высокий уровень в одной профессии и осваивается новая.

И вот тогда, когда человек становится специалистом хотя бы в двух областях, профессиях сразу, наступает синергетический эффект: знания, навыки и технологии из одной профессии переносятся в другую, две или больше профессиональных области интегрируются между собой. И дают еще один подъем компетенции.

Ага, вопрос: а можете похвастаться вот таким синергетическим эффектом? Не обязательно это должен быть тракторист-филолог, гораздо чаще встречается такое в близких профессиях. Например, когда психолог осваивает несколько школ терапии, художник – несколько жанров и т.п.


Подписаться
Tags: Практическая психология, Психология бизнеса
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Найти слова

    Да, хорошую галерею портретов вы привели! Особенно порадовал муж-дипломат с хобби «строительство дачи тестю». Что посоветую сделать с…

  • Вопросы стервологии

    Совсем недавно прочла у Яны morena_morana пост про время, когда в каждом магазине была полочка с литературой на тему «Настоящая…

  • Про толстокожих

    Давно-давно, когда дети были еще маленькими, муж мне все уши прожужжал про бультерьера. Но я наотрез отказалась от такой собаки. Сама по себе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments