?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Дальше про обучение
gelena_s
Ну а теперь вернемся к кривой Бандуры. Продублирую картинку




Два слова об уровнях компетенции. Вот то, что называется «начальный уровень компетенции» - это, что мы знаем об относительно новой для нас области и что уже как бы умеем. Даже если мы вот с утра встали и решили чему-то новому обучиться, в 99.999% случаях это все не просто так. Мы что-то слышали-видели-читали, даже могли примерить какие-то приемы или знания. То есть, у нас есть некоторый уровень представления о предмете.

Так вот, что же происходит, почему вначале такой хороший подъем, а потом вдруг спад? Сразу скажу, такой вот график – это результат грамотного обучения. Того самого, с чем мы сталкиваемся в большинстве случаев. То есть, когда мы изучаем азы и простейшие элементы и далее материал все усложняется и усложняется. Скажем, сначала простые иероглифы и их отдельные части. Прежде, чем продавать Кирби, учимся выслушивать отказ, хотя бы словесный. Сидя в автомобиле, запоминаем, где педаль газа, а где – тормоза. И уж только потом начинаем это все применять. Если же мы учимся по прямо противоположной стратегии, типа, бросили в воду, выплывет – молодец! – то и график вряд ли будет иметь тот самый первоначальный пик. Скорее всего, он сразу провалится в точку «барьер преодоления» и вызовет отторжение. Конечно, есть и исключения, как результат индивидуальных особенностей личности и изучаемого предмета.

И пока мы накапливаем первоначальные знания и простейшие, часто разрозненные навыки идет подъем. То есть, мы практически ничего не знали и не умели, а тут сразу ворох всего! И внезапный спад наступает тогда, когда эти первоначальные приобретения пытаемся использовать, что называется, в деле. Мы уже вроде как едем на машине, но когда надо срочно затормозить, смотрим под ноги – где эта чертова педаль? И как это, одновременно прижать колени и пятки, расслабить поясницу, локти вниз, спина ровная, повод натянуть и смотреть между ушей? А как, собственно, при этом управлять лошадью? Или, например, свежий продавец уже выучил все варианты утилизации возражений, но на очередной вопрос клиента, за что он платит $3000, мучительно ищет ответ из 15 возможных вариантов.

На этом этапе мы уже усвоили много чего важного в новой области, но все эти знания не стали автоматическими, не «вросли», не интегрировались не только в наше поведение, но и между собой. Самое забавное, что часто именно в этой точке заканчивается формальное обучение и даже вручается некий документ о приобретенной квалификации. Новоявленный специалист вроде бы как все знает, все помнит и даже горит неофитским огнем изменить этот мир к лучшему, но первые же попытки что-то сделать больно щелкают по самолюбию…

И что в этом случае делать?

Работать над автоматизацией навыков. Иначе вы просто скатитесь к прежней низкой компетенции и начнете обрастать новыми защитами. Если же разрешить себе подождать, когда врастет новый навык, то и компетенция возрастет. И она достигнет определенного плато: вы, наконец, усвоите в теле, «вживите» все те знания, которые получили в процессе обучения. НО! Уровень компетенции достигает плато и довольно долго остается неизменным, не смотря на все усилия.

И что с вами тогда происходит? Когда «ничего не происходит»?  Когда идет скучный этап плато? Какие страхи обостряются?

Интересно, был ли у вас опыт, когда вы «бросили все», вернулись на исходные позиции, прежнее автоматическое поведение не дало прижиться новым знаниям? А был ли опыт прохождения плато? Как выбирались и двигались дальше?

Recent Posts from This Journal

  • Протестное

    С клиенткой мы тогда работали с градацией наполнения понятия. На примере того же борща: от детской помощи нарезать маме капусту и считать, что уже…

  • Романтическое

    В любом посте, где у аудитории спрашивается мнение или совет, самое большое количество комментариев пишется в духе «Уходи, убегай, брось…

  • О догадливости

    Вот тут olessya_online привела классику: а ты сама не видишь? Могла(мог) бы и сама догадаться! Сколько все этого мы наслушались в…



  • 1
Ужасные регрессии с английским. Периодически в течение всей жизни пыталась изучить то самостоятельно, то в институте, то на курсах. В результате каждый раз, когда думаю: "Ну, всё! Теперь начну все заново и как следует!" оказывается, что начальный уровень как бы пройден, изучить все по сотому разу неинтересно, но пройден-то он абы как, никакой базы в результате не получилось, не зазубрено, не затверждено, машинальный навык не отработан. Поэтому предложения строятся по типу no have, как говорят тайцы)). И тут возникает перекос: сама устно смысл донести могу, письменно спотыкаюсь, письменный текст на 80% понимаю, устную речь почти не понимаю. Шо делать? Куда бежать? Кому сдаваться?

Из плато пока никак не выберусь, все жду пинка от Вселенной, видимо).
Зато могу рассказать про велосипед. Я до прошлого года не умела ездить на велосипеде. В детстве, когда все обычно научаются этому естественным образом, я не освоила езду из-за осознания своей "особости", мне не дано, это противоречит здравому смыслу, невозможно одновременно крутить педали, балансировать, следить за дорогой и направлять движение. Проще говоря, тупо падала, а т.к. падать больно и постыдно, попытки научиться забросила. Так и прожила всю жизнь, даже немножко гордясь своим неумением, выделявшим меня из толпы. А в прошлом году моя подруга, также не умевшая ездить на велике, самостоятельно освоила его и научила меня, сказав одну волшебную фразу: "Не смотри вниз, под колеса, а смотри вперед, туда, куда ты едешь!" И я села и поехала! Это было как полет! То есть она вложила мне в голову идею (смотри вперед), а не технику (крути педали, держи баланс, поворачивай руль) и это отлично сработало! А сейчас, пользуясь той же идеей, я учусь водить мотобайк и мне это ужжжасно нравится! Здесь тоже больше работают идеи - почувствуй его дрожь на ручке газа, слейся с ним, ощущай байк, как продолжение тела - чем конкретные указания: поверни, наклони, покрути. Хотя и они важны, безусловно.

Если есть возможность, сдаться преподавателю и описать ему как раз то, что Вы сейчас рассказали. Грамотный преподаватель знает, что с этим делать. :)

А фактически Вам нужно сначала перевести знания начального уровня в "актив", то есть, чтобы узнанные правила/слова начали употребляться в речи и употребляться правильно. Здесь желательно, чтобы был кто-то под рукой, кто мог бы править Вас по ходу дела. :)
Плюс, отрабатывать понимание на слух и отрабатывать произношение — оба этих навыка взаимосвязаны.

Как переведёте базу в активное пользование, дальше можно уже наращивать уровень, отрабатывая все навыки более-менее равномерно.

Edited at 2015-07-03 02:42 pm (UTC)

Преподавателя я нашла, скоро начну занятия, как договорюсь. Очень хочу, чтобы меня поправляли, но обычно окружающие стесняются делать замечания, поняли и ладно. Аудирование, аудирование, самое нелюбимое занятие, как бы себя замотивировать, уже ничего не хочу слушать, ни фильмы, ни мультики, ни аудиокниги, затык образовался.

Сериалы. Лексика повторяется, голоса становятся знакомыми, начинаешь привыкать и понимать. Сначала можно с субтитрами (но на английском).
Из собственного опыта - Desperate housewives отлично подходит. Очень четко и понятно говорят.

  • 1