?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Дальше про обучение
gelena_s
Ну а теперь вернемся к кривой Бандуры. Продублирую картинку




Два слова об уровнях компетенции. Вот то, что называется «начальный уровень компетенции» - это, что мы знаем об относительно новой для нас области и что уже как бы умеем. Даже если мы вот с утра встали и решили чему-то новому обучиться, в 99.999% случаях это все не просто так. Мы что-то слышали-видели-читали, даже могли примерить какие-то приемы или знания. То есть, у нас есть некоторый уровень представления о предмете.

Так вот, что же происходит, почему вначале такой хороший подъем, а потом вдруг спад? Сразу скажу, такой вот график – это результат грамотного обучения. Того самого, с чем мы сталкиваемся в большинстве случаев. То есть, когда мы изучаем азы и простейшие элементы и далее материал все усложняется и усложняется. Скажем, сначала простые иероглифы и их отдельные части. Прежде, чем продавать Кирби, учимся выслушивать отказ, хотя бы словесный. Сидя в автомобиле, запоминаем, где педаль газа, а где – тормоза. И уж только потом начинаем это все применять. Если же мы учимся по прямо противоположной стратегии, типа, бросили в воду, выплывет – молодец! – то и график вряд ли будет иметь тот самый первоначальный пик. Скорее всего, он сразу провалится в точку «барьер преодоления» и вызовет отторжение. Конечно, есть и исключения, как результат индивидуальных особенностей личности и изучаемого предмета.

И пока мы накапливаем первоначальные знания и простейшие, часто разрозненные навыки идет подъем. То есть, мы практически ничего не знали и не умели, а тут сразу ворох всего! И внезапный спад наступает тогда, когда эти первоначальные приобретения пытаемся использовать, что называется, в деле. Мы уже вроде как едем на машине, но когда надо срочно затормозить, смотрим под ноги – где эта чертова педаль? И как это, одновременно прижать колени и пятки, расслабить поясницу, локти вниз, спина ровная, повод натянуть и смотреть между ушей? А как, собственно, при этом управлять лошадью? Или, например, свежий продавец уже выучил все варианты утилизации возражений, но на очередной вопрос клиента, за что он платит $3000, мучительно ищет ответ из 15 возможных вариантов.

На этом этапе мы уже усвоили много чего важного в новой области, но все эти знания не стали автоматическими, не «вросли», не интегрировались не только в наше поведение, но и между собой. Самое забавное, что часто именно в этой точке заканчивается формальное обучение и даже вручается некий документ о приобретенной квалификации. Новоявленный специалист вроде бы как все знает, все помнит и даже горит неофитским огнем изменить этот мир к лучшему, но первые же попытки что-то сделать больно щелкают по самолюбию…

И что в этом случае делать?

Работать над автоматизацией навыков. Иначе вы просто скатитесь к прежней низкой компетенции и начнете обрастать новыми защитами. Если же разрешить себе подождать, когда врастет новый навык, то и компетенция возрастет. И она достигнет определенного плато: вы, наконец, усвоите в теле, «вживите» все те знания, которые получили в процессе обучения. НО! Уровень компетенции достигает плато и довольно долго остается неизменным, не смотря на все усилия.

И что с вами тогда происходит? Когда «ничего не происходит»?  Когда идет скучный этап плато? Какие страхи обостряются?

Интересно, был ли у вас опыт, когда вы «бросили все», вернулись на исходные позиции, прежнее автоматическое поведение не дало прижиться новым знаниям? А был ли опыт прохождения плато? Как выбирались и двигались дальше?

Recent Posts from This Journal

  • О догадливости

    Вот тут olessya_online привела классику: а ты сама не видишь? Могла(мог) бы и сама догадаться! Сколько все этого мы наслушались в…

  • Бытовая магия

    Все же, как показывает наш нано-опрос, большинству будет удобнее сидеть лицом к входу, тут мы живем сохранившимися примативными механизмами. И я…

  • С другой стороны

    А теперь посмотрим на ту же ситуацию немного иначе. Допустим, вам сейчас некогда, сил нет или просто не хочется. И вы попросили кого-то из близких…



  • 1
Мысли на первом провальном этапе:
- Зачем я вложила в это дело столько времени и сил, если результата - ноль? Заначка закончилась, а на новые поступления я не заработала.
- Зачем продолжать, если и так видно, что из этого ничего не выйдет?
- Виноваты смежники:)). Я тоже, но не до последнего не признАюсь. Ооо, тут такая вина, что ой.

Я как раз сейчас в таком состоянии. Освоила новую профессию и параллельно год отработала в этой новой сфере. Сейчас там каникулы, и я вернулась к своей старой работе. И так тут уютненько, понятно и спокойно, не то что на новом месте.

Но я уже бросала несколько проектов, потому что на первых самостоятельных шагах не было отдачи. Так что в этот раз хочу продолжить.

Может быть, параллельно с этой решимостью, восстанавливается еще один старый, подзаброшенный проект. Не скажу, что уже окупается, но по крайней мере, удовольствие приносит.

  • 1