?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про обучение
gelena_s
Вдруг вспомнила, что так и не написала про кривую Бандуры. А она сейчас будет очень полезна, чтобы понимать и свои способности к обучению, и логику социальных процессов, которые сейчас происходят.

Вот сама эта кривая.(я даже не знаю, есть ли в принципе другая версия графика, везде перепечатывают эту картинку)

Кривая Бандура

А ценю я этот график за его универсальность. Что происходит с нами, когда мы понимаем, что чего-то не умеем? Чаще всего возникает желание научиться (если в детстве не совсем руки отбили.) и мы попадаем в приятнейшую  ситуацию "новичкам везет!" На графике это вторая точка, первый пик.(1-я точка начала регрессии)

Наши умения растут, это воодушевляет и мы обращаемся к своим даже иногда скрытым от нас ресурсам. Откуда только что берется, все движется, все получается. Кто-то потерял первые килограммы и уже планирует, что он (чаще она) скоро влезет в досвадебные шмотки. Кто-то продал свой первый пылесос Кирби и уже подумывает о кредите не на новую машину. Кто-то выучил первую тысячу иероглифов и уже планирует переводить «Троецарствие». А кто-то получил сводки об увеличении курса рубля на 1 копейку и уже планирует перегнать Америку по валовому продукту и "грозит шведу, а так же прочему соседу" в мечтах о будущем величии.

И тут бамц! Кривая остановилась. То есть, уровень новой компетенции перестал увеличиваться. Ресурсы, доступные на этом этапе развития, и личности, и страны закончились.

******
Продолжение напишу потом, а пока вопросы. Что заставляет нас прогнозировать рост  навыка в прямой прогрессии? Ведь мы растем только до определенного значения. Съесть можем далеко не все, что не приколочено. Про насыщаемость растворов в школе проходили, но в ожиданиях - только хардкор, только прямая роста, все должно взмывать вверх, как рейтинг сами знаете кого!

Что, на ваш взгляд, заставляет уплывать в такие мечты?

Recent Posts from This Journal

  • А у вас?

    Действительно, самым показательным признаком отсутствия внутренних ограничителей будет разное поведение: под воздействием внешних рамок и без них.…

  • Слова

    Опять хочу вернуться к давнишней теме, актуальность которой с годами почему-то только растет, особенно в наше время. Что-то часто она стала…

  • Застать врасплох

    Все знают это выражение. А вот интересно, что вы под ним понимаете? Что для вас означает состояние «врасплох»? бывали в нем? Сможете…


promo gelena_s march 18, 09:00 12
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

  • 1
Не согласна: в мире полно людей, дружащих с высшей математикой. Сложные проценты, прогрессии-регрессии не тайна для любого студента технического ВУЗа ещё на первых курсах.

Просто грубые, ориентировочные прогнозы нашего мозга почти всегда непроизвольно-линейны. При переходе дороги скорость приближающихся машин прикидывается линейно (когда примерно ЭТО будет здесь, в моей точке? Я вижу примерно, сколько он проехал за секунду; до меня ещё примерно столько метров; это будет k секунд, я похоже успею). Нужно сильное видимое ускорение какого-то автомобиля, чтобы переходящий дорогу пешеход стал вносить мысленные поправки. Ещё пара грубых прогнозов - баллистические траектории (куда что упадёт, как полетит), и периодические колебания. И ведь мозг по сути прав: на небольшом участке траектории или на коротком промежутке времени - как правило, изменения недалеки от линейных (производная!), а периодические колебания не успевают сильно измениться. Ещё реже "в жизни" идёт прогноз по типу логарифма. Кстати, некоторые особенности восприятия человека превращают степеннЫе характеристики события в линейные. Увеличение силы света или громкости на порядок может повлечь субъективную оценку "увеличилось только вдвое". А ещё есть "плато", за которым увеличение может ничего не дать субъективно.

Более тонкие прогнозы требуют либо специального навыка, знаний и тренировки, а ещё дополнительных сил - и что самое важное, времени. Даже могут понадобиться реальные математические расчёты. Но в обычной жизни человеку приходится прогнозировать ситуацию на лету, с обычным общечеловеческим набором навыков, и самое главное: очень быстро. Поэтому линейный прогноз самый привычный, хотя неверный. Зато позволяет быстро оценивать, а потом корректировать по мере развития ситуации. Убегая от падающего снаряда, никто не высчитывает баллистику. Прикинули место падения, мысленно продолжив линию полёта вниз - побежали в другую сторону - посмотрели ещё раз и уточнили траекторию - ещё куда-то побежали...

Вы немножко путаете образование и навыки. Можно иметь абстрактные знанияи не иметь практических навыков применения этих формул на практике. Школьной математики и геометрии достаточно, чтобы рассчитать кофточку по образцу, и то для многих женщин это ужасающе сложная процедура. Людям с биологическим или химическим высшим образованием можно впаривать чудодейственные БАДы так же легко, как и филологам. Так что пока в голове нет опыта применения формулы на практике, здравый смысл не просыпается и не говорит - "что-то страннно, так не должно быть". И в голову зайдет не "что-то дороговато мне обойдется этот заем", а убедительные аргументы "всего за 25% годовых! Впервые на арене! Ни у кого больше вы не найдете лучше!" - произнесенные агентом. Вообще критическое мышление надо растить и развивать одновременно с человеком, а не ждать, что оно само проснется. "Прикинули и побежали" работает вместе с инстинктами и мозжечком, а "прикинули, что нам впаривают и отказались" - наперекор инстинктам, которые приказывают нам не отделяться от стаи и быть как все.

  • 1