?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про обучение
gelena_s
Вдруг вспомнила, что так и не написала про кривую Бандуры. А она сейчас будет очень полезна, чтобы понимать и свои способности к обучению, и логику социальных процессов, которые сейчас происходят.

Вот сама эта кривая.(я даже не знаю, есть ли в принципе другая версия графика, везде перепечатывают эту картинку)

Кривая Бандура

А ценю я этот график за его универсальность. Что происходит с нами, когда мы понимаем, что чего-то не умеем? Чаще всего возникает желание научиться (если в детстве не совсем руки отбили.) и мы попадаем в приятнейшую  ситуацию "новичкам везет!" На графике это вторая точка, первый пик.(1-я точка начала регрессии)

Наши умения растут, это воодушевляет и мы обращаемся к своим даже иногда скрытым от нас ресурсам. Откуда только что берется, все движется, все получается. Кто-то потерял первые килограммы и уже планирует, что он (чаще она) скоро влезет в досвадебные шмотки. Кто-то продал свой первый пылесос Кирби и уже подумывает о кредите не на новую машину. Кто-то выучил первую тысячу иероглифов и уже планирует переводить «Троецарствие». А кто-то получил сводки об увеличении курса рубля на 1 копейку и уже планирует перегнать Америку по валовому продукту и "грозит шведу, а так же прочему соседу" в мечтах о будущем величии.

И тут бамц! Кривая остановилась. То есть, уровень новой компетенции перестал увеличиваться. Ресурсы, доступные на этом этапе развития, и личности, и страны закончились.

******
Продолжение напишу потом, а пока вопросы. Что заставляет нас прогнозировать рост  навыка в прямой прогрессии? Ведь мы растем только до определенного значения. Съесть можем далеко не все, что не приколочено. Про насыщаемость растворов в школе проходили, но в ожиданиях - только хардкор, только прямая роста, все должно взмывать вверх, как рейтинг сами знаете кого!

Что, на ваш взгляд, заставляет уплывать в такие мечты?

Recent Posts from This Journal

  • Пятничное загадочное

    Угадайка ради пятницы. Мне недавно клиентка рассказала, как летала на параплане. Призналась, как оказывается, здорово, сделать прыжок в…

  • Про внезапно

    Так вот, если говорить о таких вот товарищах, они действительно ищут запасной аэродром, и зачастую внутри невзрослые. Но практичные. И чаще всего…

  • История

    Вчера мы с одним клиентом делали технику «Второе рождение» и я подумала, что надо дать вам часть подготовки к этой технике, в ней есть…


promo gelena_s march 18, 09:00 11
Buy for 10 000 tokens
Мы в суете работы как-то приняли как само собой разумеющееся, что у нас некоторые консультанты не просто свободно общаются на английском, но даже консультируют на нем же! Все здорово, но хочется восполнить один пробел: у нас нет отзывов англоязычных клиентов. Поэтому мы решили пройти проверенным…

Представления о математике и математических моделях, полученные в школе. Если поезд выехал из А в В, он едет с постоянной скоростью. Если в бассейне две трубы, из одной вливается, в другую выливается. Если купить 4 яблока по цене х, то потратим 4х, а 44 яблока по той же цене обойдутся в 44х. То, что в жизни есть какие-то еще зависимости кроме линейных, средний школьник сначала не знает, потом не задумывается. Физика-химия идут со скрипом. Подсчет калорий при похудении исчисляется как для бассейна из двух труб, пренебрегая биохимией. Время поездки по городу высчитывается по Яндекс пробкам. Мелкий и крупный опт, оборот товара, проценты по вкладам и займам понимают только те, кто на нем деньги зарабатывает. Отсюда все проблемы "плато" при похудении, опозданий на встречи, заемов на развлечения под страшные проценты и т.п.

Не согласна: в мире полно людей, дружащих с высшей математикой. Сложные проценты, прогрессии-регрессии не тайна для любого студента технического ВУЗа ещё на первых курсах.

Просто грубые, ориентировочные прогнозы нашего мозга почти всегда непроизвольно-линейны. При переходе дороги скорость приближающихся машин прикидывается линейно (когда примерно ЭТО будет здесь, в моей точке? Я вижу примерно, сколько он проехал за секунду; до меня ещё примерно столько метров; это будет k секунд, я похоже успею). Нужно сильное видимое ускорение какого-то автомобиля, чтобы переходящий дорогу пешеход стал вносить мысленные поправки. Ещё пара грубых прогнозов - баллистические траектории (куда что упадёт, как полетит), и периодические колебания. И ведь мозг по сути прав: на небольшом участке траектории или на коротком промежутке времени - как правило, изменения недалеки от линейных (производная!), а периодические колебания не успевают сильно измениться. Ещё реже "в жизни" идёт прогноз по типу логарифма. Кстати, некоторые особенности восприятия человека превращают степеннЫе характеристики события в линейные. Увеличение силы света или громкости на порядок может повлечь субъективную оценку "увеличилось только вдвое". А ещё есть "плато", за которым увеличение может ничего не дать субъективно.

Более тонкие прогнозы требуют либо специального навыка, знаний и тренировки, а ещё дополнительных сил - и что самое важное, времени. Даже могут понадобиться реальные математические расчёты. Но в обычной жизни человеку приходится прогнозировать ситуацию на лету, с обычным общечеловеческим набором навыков, и самое главное: очень быстро. Поэтому линейный прогноз самый привычный, хотя неверный. Зато позволяет быстро оценивать, а потом корректировать по мере развития ситуации. Убегая от падающего снаряда, никто не высчитывает баллистику. Прикинули место падения, мысленно продолжив линию полёта вниз - побежали в другую сторону - посмотрели ещё раз и уточнили траекторию - ещё куда-то побежали...

Мне очень нравится термин для такого этапа развития: "осознанная некомпетентность". Мы пока не знаем, чего именно мы не знаем, и поэтому ничего не боимся. А еще хорошая жизненная фраза:"восторг неофита": эмоции от преодоления первых трудностей на пике, результаты с разу видимые и значимые (с нуля же стартовали) эндорфины помогают оптимистично смотреть в будущее)

Ой, простите, конечно же "НЕосознанная некомпетентность"

"но в ожиданиях - только хардкор, только прямая роста, все должно взмывать вверх, как рейтинг сами знаете кого!"
В голову пришли мысли насчет общественных ожиданий, типа "пятилетку за три года", "быстрее, выше, сильнее", почему-то мысли, что другие люди делают все сразу и без ошибок, стереотипы в духе "не умеешь - не берись!", хотя на самом деле если не будешь браться, то так и не научишься.
Как-то нет у меня перед глазами примеров, что опыт не по постоянной возрастающей накапливается, уже в последние годы понимать стала, что бывают и спады, и проблемы, и все такое, и медленное развитие - это норма. Еще дурацкая привычка планировать по максимальной производительности тоже влияет на представление, что рост - это только быстро вверх, и никак иначе.

Я тоже, как и первый комментатор, сразу подумала о простейшей зависимости - линейной. И о ходьбе по лестнице, когда возможность достичь следующего этажа - более чем реальна, главное, ноги переставляй. А в жизни, оказывается, "лестницы к целям" могут себя вести так же, как в Хогвартсе.

Какое прелестное сравнение!

Так интересно: я в преподавании - с учениками, когда я в роли учителя - прекрасно вижу и понимаю эти процессы. Но когда я в роли ученика, особенно в новой для себя сфере, я вижу только восходящую кривую ожидаемой компетентности.

Сегодня же попалась статья о военных летчиках: что бы ни случилось, продолжай принимать решения. Совпадения.

В мечты забрасывают слова опытных, гуру, маэстрос: "ты только вот это вот сделай, и будешь танцевать/зарабатывать/спасать человечество как великий Я".

А это точно универсальное правило? Потому что у меня не так происходит... Нет вот этого "восторга неофита", я сразу, с первых шагов, вляпываюсь в свое неумение сделать так, как нужно, и в незнание кучи элементарных вещей. Т.е. вместо восторга - совершенно противоположное чувство. Но я уже знаю, что оно так, и поэтому, если мне научиться все-таки нужно/хочется, я начинаю выкарабкиваться - с воем и стиснутыми зубами, преодолевая это ощущение себя полным нубом и дураком.

Брат (сестра) по разуму :)

Мне кажется, чем больше всего поставлено на навык, в котором все должно бы "хорошо продолжаться" - тем больше вероятности, что вместо ожидания первого спада, будет ожидание движения и дальше по прямой. То есть, вот то, что проводится между первой точкой и второй - это прямая. Она идет куда-то там вверх в заоблачные дали. И пока нет никакой статистики или опыта, именно в этом деле, которая бы поставила другие точки на плоскости, и показала реальное положение дел - мы можем рассчитывать на небольшой опыт движения по "почти прямой". И чем важнее для нас это движение, тем больше на нем сфокусировано внимание, информация о прямой как бы проигрывается в голове раз за разом. А дальше мы просто путаем картинку ожидания (или самого первого взлета) с картинкой результата, пропускаем самое начало первого спада, и реально начинаем его видеть только когда уже конкретно забуксовали.

Плюс информация о спадах как таковых может вытесняться, потому что она неприятна. Так что даже предполагая спад, - мы фильтруем сам неприятный сигнал, неосознанно и не целенаправленно.

Отчасти, наверное, потому, что неофит не знает потолка своих способностей, это устанавливается только опытом.

Во-вторых, он мог не рассчитать своих сил и понадеяться пробежать марафон с той же скоростью, с которой бегает стометровку.

В третьих, если начинающий продавец пылесосов Кирби продал уже три пылесоса, и по морде пока что не получил, это добавляет ему уверенности в том, что он не получит по морде вообще. Но истинная, а не априорная вероятность получить по морде за попытку продать пылесос Кирби от этого может не измениться никак или даже увеличиться, просто число попыток тоже имеет значение. Грубо говоря, если ты не болен сегодня, можешь рассчитывать, что не заболеешь и завтра, но вот рассчитывать, что не заболеешь даже гриппом на целый год вперёд, заведомо глупо.

Мне кажется, что это опыт обучения из детства.
Когда мы действительно развивались по восходящей и не имели представления о каком-то пределе.
А ошибки и периоды регресса не анализировали.

вот плюсую

еще в детстве и юности (детский сад, школа, училище/университет) есть наставник, который поможет перешагнуть и перейти этот спад, вовремя поддержит, подскажет. он видит, где может быть ошибка и как эту ошибку преодолеть.
а когда сама во взрослом возрасте начинаешь чему-то учиться, такого наставника может уже не быть рядом, и ошибки получаешь полными, а не скомпенсированными

Это что ещё, вот когда начинаешь осознавать ПОТОЛОК, со всей замечательной синергией и тп :) вот тогда немного печально. Выше уже вряд ли. Плюс-минус, ещё немного вверх - но уже не в новые космосы. Потому что ты человек. Потому что ограничен в жизни, во времени и в силах. Потому что ты болеешь, растишь детей, нянчишь старых родителей, всё больше устаёшь, всё меньше времени до заката. Потому что когда-то придётся сдать сияющую вершину: редко кому удаётся до самой глубокой старости и смерти стоять на ней. Чем выше уровень, тем сложнее качественный рывок и тем больше сил требует. Когда-то придётся сдаться и смирно сесть либо на своём конечном уровне на склоне, либо даже у подножия. Если хватит мудрости, то рассказывать другим самый лучший путь наверх - или просто смотреть на облака :) Хорошо, если для человека право на простое тихое созерцание - награда после трудов. А если человек привык бить копытом, и у него иллюзия собственной вечности и всегдашнего нахождения на том, самом высоком пределе? Вот про этот этап график молчит :)))

Прозрачный горный воздух скрадывает расстояние и делает его незаметным для человеческого глаза)))
Гору то мы видим, а вот знаний для анализа расстояния нет.

И вот вопрос: как после первой точки начала регрессии не "скиснуть"? У меня такое скисание - печальная норма(((

Знать о кризисе преднаучения, общаться с такими же начинашками, терпеть и продолжать.

Видела вчера хорошую карикатуру в газете на эту тему - идет старушка, размышляя вслух: надо же, пенсию прибавили на целых два рубля и это каждый месяц! Не стать бы транжирой!