?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про проактивность
gelena_s
Когда я вчера задавала кейс, то имела ввиду связь именно с эффектом Даннинга Крюгера. Ведь основное проявление некомпетентности в неумении видеть эффекты своего решения. И тут, увы, уголовники и спортсмены зачастую (Зачастую, но не всегда. Это просто усредненные данные) сходятся. «Где я и где завтра?»

В уголовной среде много тех, кого вообще не научили просчитывать, предвидеть эффекты, а в спорте молодежь иногда действительно целенаправленно отучают строить долгосрочные прогнозы и думать о своей жизни в целом. Типа, идти надо от победы к победе, а там трава не расти.

Тут, увы, есть грустный опыт работы с бывшими спортсменами по адаптации их к обычной жизни. Я много раз спрашивала, что заставляло поступать так с собой, что уже к тридцати человек - развалина. Ответ был один: ну мы работали над Олимпиадой, или еще чем-то, в зависимости от масштаба. А про дальнейшее не думали. Если вылет из спорта был слишком резкий, то вообще труба. Бывало и до суицидальных попыток доходило. Но пишут сами понимаете, об этом мало, зачем перспективных отпугивать?

Потому многие из них и кинулись в бизнес (как написал silent_jeronimo проактивность есть, привычка собраться есть, а вот подумать об эффектах навыка нет). Ведь бизнес в 90-х (да-да, и сегодня есть немного, но не настолько, как тогда) предприятие было абсолютно непредсказуемое. Это как переходить реку во время ледохода, с льдины на льдину. Но вот будет ли опора посреди реки – неизвестно. И любой человек, который имел хоть какой-то навык предвидения эффектов, мог впасть в ступор: а дальше как? Потому, кстати, среди первых бизнесменов достаточно выпускников вспомогательных школ, у них по дороге к цели совсем мало отвлекающих факторов. Кто хочет, может порыть статистику, если есть что сейчас в открытом доступе. Были, кажется, даже соответствующие (про спортсменов и уголовников) публикации. Я в девяностые это читала, там во многих делах фигурировали названия уж очень специфических интернатов и ПТУ.

И следующий вопрос: а как получше развить способность предвидеть и рассчитывать эффекты, но при этом не превратиться в тревожную личность, которая ничего не будет делать, потому что есть шанс, что не получится. А такой шанс всегда есть.
А еще помню свою подругу, для которой шоком стало, что родители вычисляют, что она не ест обед. Они жили в частном доме с «удобствами во дворе» и она выливала еду в очко туалета, но следы оставались.

Потом уже другая подруга рассказала, что ее сын выплевывал непрожеванное мясо почему-то за унитаз, а не в него. Ее это особенно удивило. Она перестала его уговаривать есть мясо, но вот сильно тогда расстроилась, что мальчик не видит последствий своих действий, даже если это вот такая обманка.

А у вас есть примеры из собственной жизни, когда вы научились вычислять последствия собственных поступков? Когда это для вас стало, если не открытием, но заметной новостью.

Когда вы в первый раз сообразили, узнали, что у действий вообще бывают эти самые последствия?

Recent Posts from This Journal

  • Теория и практика

    Меня тут просили рассказать, с чем приходят клиенты, начитавшиеся Эволюции. Уже ответила, что конкретные истории не разбираю, обычно описываю только…

  • Организационное

    Смотрели сериал «Мыслить как преступник»? Может, даже помните, что один из первых пунктов в описании человека, в его профиле –…

  • Про горькие пилюли

    Когда прочла, что еду можно привязать к приему таблеток, посмеялась. У меня клиенты периодически спрашивают и об этом: «Гелена, как встроить…



когда однажды отказалась дать маме денег а потом были охохо последствия

Я никогда этому не училась, в смысле, осознанно. У меня это было всегда, я сразу продумываю все варианты последствий, хорошо вижу уровень вероятности этих самых последствий.
Действовать не мешает, наоборот - я же знаю, чего хочу, и могу продумать, как поступить, чтобы с наибольшей степенью вероятности получить именно это.

Все детство предки мозг промывали призывом думать о последствиях. И подкрепляли примером.
Отец дрессировал смотреть в лицо, задавая вопрос. За неправильный поворот головы в разговоре переставал разговаривать на пару часов - это мне года два было.
Мама выбрасывала неубранные игрушки - года три примерно. Или четыре.
В школе за бунт против наглой и тупой училки английского (успешный бунт - к другой перевели) в 7 классе пришлось примерно три четверти новой училке доказывать право на "пятерку" и изрядно перевыполнять программу.
А вот как без травм развить способность рассчитывать последствия - не знаю, все виденные мной варианты были либо с жесткими конфликтами, либо с крутым безденежьем в качестве последствий. Это я не вижу других вариантов, или их нет?

Скорее не видите, видимо очень высокая контрастность.

Думала, не вспомню ничего. Но вспоминается музыкальная школа, как ни странно!
Я любила фортепиано, и мне нравилось, когда начинала хорошо получаться новая разученная пьеса. И я по-настоящему почувствовала то, что преподаватель говорила: после хорошего, нехалтурного занятия _через день_ эффект обязательно виден! Вот буквально: не могла двух нот связать, посидела часок за повторениями - через день села и сыграла с первого раза! Соответственно, если не посидела, то хоть застарайся - не сыграешь. И накануне урока хоть зазанимайся, и с утра - эффект только через день. Вот такие последствия.
Но вообще на первый вопрос ответа не знаю. Сама тревожная очень, и придумать как это обойти - не могу.

Так из глубокого детства, массово со школы, по типу у учительницы на фоне креативнсти мышления, то, что в "Домострое" называют "сучий норов" ПМС плюс по дороге затычка съехала в трамвае обхамили и ты в журнале на глаза попался- вот и хаваешь эти последствия своих "недостатков" "лени" "отлынивания" полной ложечкой. Привело это к тому, что понимаешь, что как бы ни старался- последствия прилетят полном объёме! Это вообще парализует, типа как в физиологии "запредельное торможение". Жутко страшно делать ВСЁ ВООБЩЕ даже когда уверен что всё правильно и просчитал и подстраховался... нежелание вообще что то делать.

Да, искуственно организованные последствия крепко отучают просчитывать, это правда.

(Deleted comment)
Но ведь удалось?

я научилась просчитывать последствия своих действий в детстве, лет в 8-9
когда выливала ненавистный суп (сперва вылила просто в раковину, а овощи в мусорку, мама увидела и ругалась, я догадалась выливать в унитаз)

ну и потом, когда было слишком много родительских запретов (из-за тревожности родителей) - например, нельзя было идти в гости к лучшей подруге, когда она болела

не уверена, что у меня совсем нет тревожности и что я никогда не отступаю перед мнимыми неудачами и опасностями.

Я первого раза не помню. Думаю, это было в старше-дошкольном или младше-школьном возрасте. Помню, я взяла без спросу мамины деньги и купила арбуз. Мама потом ругалась вроде, но это я помню плохо. А арбуз помню хорошо.

И хочу сказать, что не всегда получается увидеть все последствия поступка. Именно как целостную картину.
Например, у меня прорыв в управлении деньгами случился только тогда, когда я начала рисовать денежные планы в виде майндмэп. До этого я несколько лет планы писала, но они не были целостными, поэтому я их не выполняла.

Во втором классе прогуливала художку с подружкой. Оказалось, что учителя и родители могут случайно встретиться на улице. Поняла, что умалчивать о чем-то не выгодно - все равно всплывет. Дальше если хотела что-то по-своему сделать, то всегда сначала шла многоходовка, чтобы обосновать необходимость этого. Отучил муж уже ближе к тридцати - доказал, что моего "не хочу" или "хочу" достаточно, для принятия решения и действий.

В третьем после уроков ушла к подружке, а потом наврала, что была в школе. Так как отец видел в окно откуда я возвращаюсь в очередной раз была бита. Поняла что чаще всего выгоднее не врать, а если уж взялась, то любое вранье должно быть подготовлено так, чтобы не подкопаться. Больше не прокалывалась на таком ни разу.

А вообще сейчас понимаю, что к приучению видеть последствия родители подходили основательно с детства. Правда чаще всего в стиле "самадуравиновата"(((

Вот, кстати, интересная штука. Маятник теперь качнулся в обратную сторону и "я сделаю все наоборот". В итоге дочери семь с половиной, последствия поступков чаще всего не просчитывает. И даже не понятно что с этим делать и насколько в ее возрасте это вариант нормы.
Но тут все-таки наши недочеты больше - по настоящему негативные последствия мы или предотвращаем, или разгребаем. А на несерьезные ей все равно.

Edited at 2015-06-24 01:03 pm (UTC)

Я довольно рано научилась врать, потому что как раз таки понимала последствия своих действий. Если не сделал как мама сказала - будут ругать. Делать как она велит не хочется, но и чтобы ругали тоже не хочется, поэтому будем придумывать отмазки и врать. Мне было 5-6 лет.

Родителям я всегда врала очень много, потому что от них была постоянная ругань, если вдруг что не так. Потом решила отвечать за свои действия и врать перестала. Оказалось не так уж страшно, скорее всего потому, что я была уже взрослая.

Да, я тоже врала !иначе скандалы...


А я превратилась в того самого невротика! Сразу вижу "сто тыщ" последствий, и вполне себе негативных. И это не саботаж, я так свято верю! Но с собой борюсь.

Кстати тестировщиком работала (но не крутым) и вылавливателем багов. Потому что вот это нажмем вот здесь, а там будут ой-ой - мне часто очевидно. Но есть одна сфера где я дуб. Это отношения. пытаюсь "предвидеть", а оно с людьми невозможно. (((

Однажды читала какую-то психологическую книжку, где рассказывалось о развитии разных отделов мозга, так там было написано, что за просчитывание долговременных последствий своих поступков отвечает самая поздносозревающая часть мозга. И происходит это годам к 20. А родители не знают и ждут от своих детей невозможного. Я удивилась очень, но поверила. Не знаю, насколько это правда, но проверять не стала. Нет, что-то конечно и дети в состоянии просчитать, но не на много шагов вперед.

Вот, кстати, я тогда еще подумала: так вот почему в молодости жизнь так прекрасна! Ты еще просто не понимаешь, что тебе за все это будет! :-)

я как-то всегда была взрослая и честная в детстве. Ну знала, что надо фильтровать базар перед родителями, так как их реакции были непредсказуемыми иногда. Ну это осталось вроде бы навсегда, что незачем людям, например, знать, что о них кто сказал или еще что подобное. Толку никакого, а настроение испортит. Ну что говорить комплименты - это располагать людей, не знаю откуда, но тоже вот до Карнеги вроде знала.

Я очень хорошо вижу простейшие бытовые цепочки и умею их корректировать. Например, готовлю, режу морковь и держу ее абы как, неловко, и натурально вижу, как нож соскальзывает и режет палец. И здесь возникает момент бифуркации: если я осознаю картинку, я перехватываю морковку поудобнее и ничего не происходит или я отметаю видение и действительно режу палец, одно из двух. Или в общении я вдруг знаю наперед, что собеседник отреагирует на мои слова определенным образом и могу либо произнести их, либо промолчать, вопрос выбора, зависит от ситуации. В какой-то период жизни у меня был панический страх перед машинами, я буквально видела, как я падаю под колеса и они перемалывают мне кости, брр! К счастью, не сбылось, зато стала осторожна, как не знаю кто))). Но все это на уровне интуиции, а когда дело касается логических умозаключений, туши свет, бросай гранату, меня несет в какие-то дебри! Я могу накидать 33 варианта развития любой ситуации и все они будут правдоподобными и равнозначными, так что выбрать какой-то один - для меня задача похлеще, чем для буриданова осла.

я как раз спортсмен в прошлом и "где я и где завтра", это про меня.
бизнес я научилась просчитывать после пары крупных потерь, квартиру оплачивать своевременно тоже начала накопив огромный долг.
До сих пор сложно просчитываются собственные силы, еще учусь не брать на себя непосильное, получается пока только на пару месяцев, проект рассчитанный на больший срок я с большой вероятностью доведу до конца ценой нервного истощения