gelena_s (gelena_s) wrote,
gelena_s
gelena_s

Categories:

Потребности. Иерархия.

Оригинал взят у u50 в Потребности. Иерархия.

Возможно, не все согласны с принципами пирамиды потребностей Маслоу, но практически все, даже люди, далекие от психологии, знают про нее. Но мало кто изучал вопрос - почему такая очередность и, главное, для чего? Какую цель преследует та или иная потребность на каждом уровне пирамиды? И почему пирамида? Почему нельзя удовлетворять потребности в произвольном порядке? Как именно происходит переключение с удовлетворения одних потребностей на удовлетворение других? Скажем, пока не удовлетворены «низшие», что происходит с «высшими»? И неясно, почему «высших» потребностей все меньше и меньше с каждым более высоким уровнем пирамиды, пока не останется одна единственная. Опять же, непонятно, каким именно образом она удовлетворяется. Трактовка «человек в этом нуждается, потому что он человек» ничего не объясняет.

У пирамиды не только страдает внутренняя логика, но и её подтверждения на практике. Скажем, ни характер удовлетворяемых потребностей, ни порядок, в каком это происходит, никак не подтверждают «пирамиду». А случаи суицида, самопожертвования, фанатизма вообще из нее выпадают. Конечно, «пирамида Маслоу» рассматривается для здоровой психики в нормальном состоянии, тем не менее, самопожертвование вплоть до летального исхода, например, не объясняется логикой пирамиды.

Конечно, мы не единственные, кто пришел к выводу, что в структуре потребностей нет иерархии. И нет строгой последовательности в порядке удовлетворения одной потребности вслед за другой. Или одного класса потребностей вслед за другим. Взаимосвязь между потребностями скорее напоминает направленный граф, когда одни узлы графа (потребности) связаны с другими узлами направленными связями. И этот граф хорошо иллюстрирует наше положение о том, что надстроечные потребности являются способом удовлетворения витальных и базовых потребностей в условиях современного социума. То есть, если говорить о направленности графа, то стрелки идут от надстроечных потребностей к другим надстроечным, но, в конечном счете, все приходят к витальным или базовым потребностям. Простой пример: потребность в еде. Естественный способ – удовлетворить потребность непосредственно, то есть, использовать первую попавшуюся еду. Но в современном обществе она может оказаться принадлежащей кому-то другому, например – магазину. И для удовлетворения потребности в еде прежде необходимо найти деньги. Таким образом, формируется и в последующем эксплуатируется потребность в деньгах. Которая, в свою очередь, создает другие потребности: в работе, в образовании и т.п. С другой стороны, есть базовая потребность в безопасности. Которая может, среди прочих, так же формировать и эксплуатировать потребность в деньгах. И потребность в еде так же может удовлетворяться не только посредством ее покупки.

Таким образом, одна базовая или витальная потребность может удовлетворяться посредством множества надстроечных потребностей. И так же одна надстроечная потребность может удовлетворять несколько базовых или витальных.

Есть одно важное обстоятельство: ни витальные, ни базовые потребности не противоречивы, т.е., ни одна из них не может быть удовлетворена путем депривации какой-либо другой этих двух классов. Надстроечные же потребности могут быть противоречивыми и даже взаимоисключающими, как по отношению к одноклассникам, так и по отношению к витальным и базовым. Банальный пример – мода на худобу. С одной стороны, есть потребность в еде, с другой стороны, есть потребность выглядеть стройной (атлетическим).

Есть еще одно свойство потребностей, которое, с одной стороны, разрушает теорию пирамиды, с другой стороны, объясняет важные особенности актуализации потребностей и их удовлетворения. Но об этом в следующей главе.

Tags: Структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments