?

Previous Entry Share Flag Next Entry
Посылки
gelena_s
Послание "Не живи!" Можно, в общем-то, разложить на более простые «подпослания». Первые из них - "Не чувствуй!" и "Не чувствуй себя хорошо!"

Вот вам и вопросы: в чем отличия? Как это выражается в речи?

И самый главный вопрос: а для чего многие родители хотят, чтоб дети не чувствовали? Какие опасности они видят в чувствах?



Имхо, ребенок который не чувствует удобен родителям. Опасность, которую можно увидеть в чувствах - если ребенок что-то чувствует, нужно будет ему сопереживать, что-то объяснять, как-то вкладываться эмоционально.

вкладываться эмоционально. Это точно!

когда ребенок что-то чувствует ,это чувство, как правило, не соответствует тому, что чувствует родитель ,или проявляется так, как родитель не хочет. Получается, что ребенок не часть родителя, не бессловесная тварь и не вещь. это вроде как самостоятельное существо. то есть оно начинает выходить из-под контроля и может нарушить комфорт родителя. поэтому надо , чтобы ребенок не чувствовал что-то свое или даже то, что чувствует родитель ,а в идеале вообще не чувствовал. такой робот. им управлять удобнее. он выполняет только приказы, потому что он вещь ,которая не может сильно мешать и доставляет меньше неудобств, чем живой ребенок.

Не чувствуй: не ври, тебе не больно... хватить ныть... не переживай из-за ерунды...
Не чувствуй себя хорошо: сначала выполни свои обязанности... это жизнь, детка... ты должен... обойдешься... да какое право ты имеешь!...

Ну устами младенца глаголет истина, а истина для повседневной жизни совсем не нужна. Ну голый король, но зачем про это говорить вслух, если можно подавить это в ребенке и все лстанется как бы нормально. Почувствовал нечто - высказалося - а получи фашист гранату - никому твои чувствования не нужны, только мешают сложившейся системе взрослых. Нам тут и без правдолюбцев хреново, незачем чтоб кто-то был довольный.
Про не чувствовать себя хорошо - это "сиди, молчи", А не живи - "не бегай, не говори"

это я клмментарий написала. Еще прочитала комментарии и вспомнила "Не ври, что у тебя что-то болит" - тут смысл, что понятия не имеют, что с этим делать дальше, к какому врачу, а даже если внимания хочет - перебесится.

(Deleted comment)
Если чувствовать - так же можно почувствовать, что родители врут :-)

Мне кажется, боятся чувств, потому что чувствующий ребенок будет что-то требовать и нарушать святой и идеальный родительский план. То ему пить, то ему есть, то ему играть, то гулять, то общаться, то еще что. И все это не когда маме удобно и не когда у папы настроение есть - а когда ему, ребенку, захочется. А там, как известно из житейской мудрости - недалеко и "избаловать" (самый страшный страх).

не чувствуй- не злись на маму, не обижайся на брата
опасность- ну наверно что придется как-то разруливать конфликты.
у нас вот в семье никто ни у кого прощения не просил. никогда. и вообще-не ори, не плачь, успокойся, ну нельзя же так- смотреть противно.
еще опасность для родителя- что у него самого настроение испортится и вообще с негативными чувствами ребенка надо что-то делать, а он не знает- что. потому что его учили, что дети должны быть сыты и одеты, а остальное - блажь.

(Deleted comment)
ага, и мне было можно только книжки)
и тоже они опасны- зрение испортишь!!
ну все запреты успешно нарушались. как я рада этому- не передать.
а могла бы ведь супер послушной быть, удобной.

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Re: Какие опасности они видят в чувствах?

да, боятся "что скажут люди", аааа
у меня помню шедеврально было. классе в первом вместо хора ходила с подружками на каток. ну и заигрывались там- забывала, что к бабушке на обед надо было.
бабушка жаловалась маме. мама приходила в ярость ( не утрирую) и говорила мне придя с работы- иди к бабушке и проси прощения. пока не попросишь- домой можешь не возвращаться.
ну я пошла сначала к подружке, потому что такое заявление вызвало во мне протест. не возвращаться домой?? да легко!!
а там уж подружкины родители нормально со мной поговорили, все объяснили ( стали мне родной матерью короче) и тогда уж я к бабушке сходила.
другой вопрос, что это была задача родителя- толково рассказать, почему у бабушки надо попросить прощения.

Если ребенок не будет чувствовать, ему будет всё равно, что ему или с ним будут делать. В речи выражается так: "Как мне надоели твои истерики на ровном месте?!!"
"Не чувствуй себя хорошо" - чтобы оказался в зависимости от родителя.
"Ты же такая слабенькая, ты не можешь гулять без присмотра!" и запирают дома. В "Похороните меня за плинтусом" об этом написано.

Второго не помню. Первое, нуууу... В девятнадцать я пришла к терапевту с запросом "я слишком плаксива, помогите отрастить шкуру". "Чего?!" -- спрашивает она. Я объясняю, что моя семья считает, что я слишком обидчива и плаксива, они пытаются меня "закалять" насмешками, в частности папа издевается над моей мечтой петь, что у меня ни слуха ни голоса (что обьективно не совсем так...), и они хотят, чтоб я перестала остро реагировать. Она спрашивает, а нельзя им объяснить, что они тебя обижают? Я смотрю на нее как на марсианку. Мол, что неясно в том, что они меня намеренно и осознанно обижают, на просьбы не реагируют, и это я должна перестать реагировать и быть плаксой? Ну и коронное "шуток не понимаешь, с юмором у тебя плохо".

Опасность... Не знаю. Мне внушали, что вне семьи еще хуже, и такая плакса как я будет несчастна. Ну, у этого пророчества был изрядный кусок самосбывания :) а так... Не вем.

"Не чувствуй!" - это общая анестезия. Родитель хочет защитить ребенка от страданий, которые приносят чувства, и, таким образом, программирует на отключение этой "опции". (Страдать заставляют чувства потери, утраты, ревность, например). Засада в том, что отключаются не только "плохие", но и вообще все чувства.
В речи - возможно, это когда на вопрос "Что ты чувствуешь?" отвечают "Надо подумать!"?
"Не чувствуй себя хорошо" - как вариант, исходит из посыла о том, что страдать - это круто, что любят, ценят и уважают только "жертвующих собой страдальцев". Еще вариант: не чувствуй себя хорошо, и получишь внимание, заботу, любовь, которых родители не проявляют, пока с ребенком все в порядке.

вот подпишусь по тем, что когда хорошо чувствуешь, то другие тебя не замечают.
только больного ( сирого и убогого) надо холить и лелеять, кормить с ложечки и потакать капризам

вообще я тут читая вас поняла, что живу по антисценарию. абсолютно доказываю, что так как в детстве запрещалось- можно))
например разводиться нельзя- вышла замуж и терпи теперь.
ага, щас.
за руль нельзя- сколько дтп вокруг. ну вот еще!
и так до сих пор, выходит. а мне уж за 40))
это, конечно, дико бесит меня саму. но вот как с этим справиться и делать то, что правда хочется, а не доказывать родителю, что он не прав. не знаю((

Подозреваю, что это даже не родительские а культурные паттерны. Запрет на проявление эмоций, особенно позитивных,  воспринимался как защита -от зависти, от сглаза, в последние несколько поколений от колдунов, а раньше от темных сил.
За удачу, везение или просто радость боялись расплатиться здоровьем или жизнью. Отсюда не обьясняемые запреты.
Нельзя было широко улыбаться, смеяться было и вовсе неприлично, не говоря уж о том, чтобы прыгать или бегать от радости.Ребенок еще не может контролировать эмоции, поэтому одергивается на каждом шагу, чтобы не выдать положение семьи и не навлечь беды на весь дом или клан.


Думаю, что это связанно с войнами, революциями и прочими приятностями. Когда требовалась дублёная кожа что бы банально выжить. Вот её и передают по наследству. Когда нельзя было говорить что думаешь, так как за это могли посадить, уволить с работы, отправить по распределению в глушь без права выезда оттуда . Вот и передавался весь этот ужас в виде "мифов" про сглазы, и присказок что громко смеяться это не к добру, что лучше промолчать и так далее. А последнее поколение просто не знает что делать с кучей эмоций у ребенка.

когда ребенок чувствует, он чувствует дискомфорт и боль в том числе, выражает эти чувства, и родителям нужно как-то на них реагировать, а если не чувствует, то можно ничего и не делать

не чувствующий ребенок удобен, ему проще внушать, что он на самом деле хочет, с ним проще быть в слиянии

послание "не чувствуй" делает незаметным, апатичным, непроявленным, тихим
послание "не чувствуй себя хорошо" делает вечно недовольным, замечающим всё, что не так, раздражительным, обидчивым, громким, гиперчувствительным, ранимым

если ребенок, получающий первое послание, будет удобным, то получающий второе - будет "козлом отпущения" - можно все проблемы семьи свалить на него, можно постоянно заниматься улучшением его характера, героической борьбой с его проблемами. он становится каналом для слива негатива всей семьи. иногда это склеивает разваливающийся брак.

как выражается в речи? в первом случае не говорится о чувствах, его никогда не спрашивают, как он себя чувствует, не говориться о своих чувствах, о чувствах других людей. эмоциональные люди вызывают осуждение. при ярких проявлениях чувств его осуждают, от него отстраняются или игнорируют, могут просто не разговаривать, пока не успокоиться.

во втором его спрашивают о чувствах, обращают внимания на чувства, но только на негативные, не болит ли что, не жмут ли ботинки, говорят сами о том, что им не нравиться, критикуют других и его, рассказывают, ка другие плохо повели себя с ним и как ему должно быть обидно. уделяют много внимания, когда ему плохо или когда он болен. игнорируют, когда он радуется. не поддерживают и не радуются за него, но всегда готовы пожалеть, излишне беспокояться о здоровье.